жк днепропетровская 37 евродвушка

Новое метро старого Петербурга («СМУ-11 Метрострой»)

На 27 декабря 2011 года в Санкт-Петербурге назначено открытие самой глубокой в мире станции метро – «Адмиралтейская», на строительстве которой одним из основных подрядчиков выступало «СМУ 11 Метрострой».

Старый дом на пересечении Кирпичного переулка и Малой Морской улицы пережил второе рождение. После долгих дебатов было принято решение его снести. Однако в декабре горожане смогут увидеть знакомый дом с новой «начинкой». Во вновь построенном здании будет располагаться вестибюль станции метро «Адмиралтейская». Новый кирпично-монолитный дом площадью 2400 кв. м является точной копией исторического здания. Он построен специалистами «СМУ 11 Метрострой» всего за четыре месяца.

Наш собеседник – главный инженер «СМУ-11 Метрострой» Алексей УХАНОВ.

– Алексей Валентинович, на каком этапе находится строительство станции сейчас?

– Самые главные работы завершены: закончена проходка наклонного хода, его обустройство. Практически окончена установка цепей и ступеней всех четырех эскалаторов.  Гранитчики завершают работы по отделке полов и стен, подходит к концу монтаж мозаичного панно с морской символикой, начат монтаж подвесного потолка с изображением сложной розы ветров. Шестиэтажное здание тоже практически построено.

Нас радует то обстоятельство, что 27 декабря мы не просто сможем запустить пассажиров на входную и выходную группы вестибюля, но и покажем фасады со стороны Кирпичного переулка.

Честно говоря, у нас были опасения, что придется открывать новую станцию под баннерами и лесами. Но наши специалисты отработали комплекс опалубок и совместно с конструкторами архитектурной компании SUAR.T создали оригинальную схему монтажа балок, сократив таким образом срок набора прочности монолитных железобетонных конструкций. Внешний вид нового здания на сто процентов повторяет облик демонтированного. Мы полностью восстановили историческую архитектуру дома: по декору, форме входных групп, расположению окон, лепнины, декоративных элементов. Естественно, что внутреннее пространст­во здания организовано по-новому, в соответствии с пожеланиями инвестора. Интересно, что в некоторых помещениях окна располагаются не совсем традиционно, иногда вплотную к полу. Это связано с необходимостью увязать внешнюю историческую архитектуру здания с планировкой внутренних помещений.

– Тема проходки наклонного хода этой самой глубокой станции уже освещена достаточно подробно. Мне бы хотелось спросить о том, каким образом вам удалось минимизировать воздействие на окружающую историческую застройку. Использовались ли для этого какие-то специальные технологии?

– Геологические особенности Санкт-Петербурга вынуждают нас каждый раз искать новое решение для «успокоения» неустойчивых грунтов. Скажем, при проходке наклонного хода эскалаторного тоннеля станции «Звенигородская» мы успешно использовали технологию jet grouting. На «Адмиралтейской» особенности грунта не позволили нам повторить этот опыт, так как существовала опасность навредить историческим зданиям, буквально плавающим на деревянных лежнях в тугопластичной и сильно обводненной субстанции. Поэтому мы предпочли использовать манжетную инъекционную технологию укрепления грунтов.

Кстати, рассказ об опыте работы с неустойчивыми грунтами  стал основой моего доклада на Международном тоннельном конгрессе – WTC 2011, состоявшемся в городе Хельсинки с 21 по 27 мая 2011 года. Организатором мероприятия традиционно выступила Международная тоннельная ассоциация. Возможностью управляемого нагнетания растворов под фундаменты домов (манжетной технологией) очень заинтересовались японские коллеги, которым тоже приходится иметь дело с непростыми геологическими условиями.

– В чем суть этого метода?

– Сразу оговорюсь, что метод не нов. Но его используют не слишком часто из-за необходимости филигранной точности производства. Мы реализовывали эту технологию совместно с подрядчиком ЗАО «Геострой», который имеет достаточный опыт ее применения.

В грунте в соответствии с проектным решением бурят скважину нужного диаметра и глубины, опускают в нее колонну манжетных труб, омоноличивают обойменным раствором и оставляют на выстойку.  Как только мы получаем сведения о незначительной осадке здания, в заранее подготовленные манжетные трубки подается раствор, и мы следим за риторами датчиков, показывающих, сколько нужно накачать раствора, чтобы выровнять здание и не позволить ему просесть. При такой технологии неустойчивые грунты в результате инъекций как бы подвергаются армированию прожилками цементного раствора и приобретают более высокую несущую способность именно в том месте, где это необходимо.

Основная сложность состоит в профессиональном чувстве меры. Нужно осуществлять инъекции вдумчиво и осторожно, так как излишнее давление со стороны почвы может нанести дому непоправимый ущерб. Причем главной потенциальной опасностью при строительстве «Адмиралтейской» стало не столько сооружение наклонного хода, сколько бурение свай диаметром 1020 мм. Динамическое воздействие на окружающую застройку при проектной частоте бурения было довольно серьезным. И от нас потребовалось максимальное внимание и осторожность. Здесь уместно сказать, что как во время сооружения наклонного хода, так и  при бурении окружающие здания показали настолько минимальные осадки, что их можно даже не учитывать.

– Дата открытия станции была назначена еще до начала проходки наклонного хода. Но возникли сложности с получением разрешения на снос здания, затем жители близлежащих домов начали жаловаться на шум. В прессе стали мелькать прогнозы о срыве срока сдачи станции. Как вам удалось выполнить возложенные на вас обязательства?

–  Мы наверстали много времени при обустройстве наклонного хода. Механизированная проходка ТПМК Herrenknecht AG с нагнетанием раствора за обдел­ку позволила практически исключить возникновение пустот. Мы применили скользящую опалубку, что дало возможность сэкономить временной ресурс. В результате наклонный ход получился совершенно сухим, без протечек. И это несмотря на очень тяжелые текучие грунты.

Останавливать проходку технологически недопустимо, поэтому работы велись круглосуточно. Нам действительно  пришлось оперативно решать вопрос звукоизоляции строительной площадки. Хорошим выходом из ситуации стал временный ангар, позволивший не только обеспечить звукоизоляцию, но и создать на площадке комфортный микроклимат в условиях снежной и холодной зимы. Ангар был построен из синтетических материалов и надут воздухом. Замечу, что пока это единственный подобный опыт в истории отечественного метростроения.

– Работы на «Адмиралтейской» подходят к концу. Какие планы на будущее?

– Как только завершим строительство остальных фасадов, первый участок нашего СМУ переместится на сооружение второго выхода станции «Спортивная». Поскольку скоро наклонный ход станции «Василеостровская» закроется на капитальный ремонт эскалаторов, горожанам необходим «резервный» вход в метро. На «Спортивной-2» предположительно будем осуществлять устройство стены в грунте и струйную цементацию.

– «СМУ 11 Метрострой» участвует и в строительстве здания второй сцены Государственного академического Мариинского театра…

– Третий участок нашего управления действительно уже начал эту сверхсложную работу. Наша задача – строительство зрительного зала с акустическими швами, с монолитной плитой-перекрытием площадью 2350 кв. м, с четырьмя ярусами, имеющими разновеликий наклон. Работа предстоит филигранная и очень интересная. Но это уже тема отдельного разговора.

Беседовала Елена Никитченко

СМУ-11 Метрострой.jpg

Санкт-Петербург, ул. Некрасова, 32

Тел. (812) 275-0187, факс (812) 272-2833

Другие материалы по теме

X