жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Укрепление грунта – работа для ювелира (ЗАО «Геострой»)

В строительство станции «Адмиралтейская» свои силы, знания, опыт вложили многие компании Петербурга. Одна из них – ЗАО «Геострой».

За два десятилетия своего существования организация прошла путь от небольшой специализированной проектно-строительной реставрационной фирмы до инновационной геотехнической компании, использующей самые современные технические средства для реализации проектов высокой сложности.

Об особенностях работы при сооружении станции метро «Адмиралтейская» наш корреспондент беседует с техническим директором ЗАО «Геострой» Вадимом ЕРМОЛАЕВЫМ.

– Вадим Александрович, если бы вам предложили охарактеризовать это строительство одним словом, какое бы вы выбрали?

– Работы, которые проводило ОАО «Метрострой» со своими подразделениями ЗАО «СМУ-11 Метрострой» и «Управление механизации», смело можно назвать уникальными. И мы рады, что участвовали в реализации этого смелого проекта, требующего от всех его участников не только высочайшего профессионализма, но и – не побоюсь этого слова – ювелирной техники.

В нашу задачу входило укрепление грунтов. Методы, которыми может быть достигнута эта цель, давно отработаны: сваи различных модификаций, цементация тела фундамента и пустот под фундаментом… Эти работы освоены не только нашей компанией, но и многими другими.

Однако стандартные технологии отличаются небольшой глубиной использования, ограничениями по частоте бурения и потребностями в немалых площадях для разворачивания техники. Для территории, на которой расположена «Адмиралтейская», эти методы не годились: тесный центр города, исторические здания, требующие аккуратности.

Как показали геологические исследования, слой песков здесь составляет восемь-десять метров. Затем начинаются подвижные грунты: супеси, пластичные текучие суглинки. И так – до глубины 17 метров.

Наша работа как раз и заключалась в укреплении мощного плывунного слоя грунта, чтобы избежать рисков при проходке наклонного хода станции, который опускается из центра города на 70-метровую глубину, обеспечить устойчивость исторических зданий, расположенных рядом.

Под часть домов были подведены сваи. Однако, чтобы эффективно выполнять свои функции, они должны упираться в твердые грунты. В районе «Адмиралтейской» это оказалось возможным далеко не везде. Поэтому в наиболее сложных местах, где твердые грунты находились на значительной глубине или возникала необходимость многократного укрепления, была использована компенсационная манжетная технология.

– Расскажите подробнее об этом методе укрепления грунтов.

– Если описывать схематично, то технология работает следующим образом. Бурится скважина, которая более всего напоминает укол – даже инъекцию.

Скважину наполняют первичным раст­вором, плотность которого ниже плотности бетонной смеси.

Затем в скважину опускают трубку-колонну с отверстиями, закрытыми клапанами (или манжетами). И уже после выстойки первичного раствора в колонну под определенным давлением закачивают бетонный раствор.

Впоследствии застывший первичный раствор разрушается. Его роль важна, по­скольку он не только является опалубкой, но и позволяет разделять уровни.

Сама конструкция манжетной трубки (или колонны) и клапанов, закрывающих отверстия, через которые под давлением подается цементная смесь, приспособлена для многократного использования в грунте. В зависимости от результатов мониторинга состояния зданий, если отмечаются какие-либо подвижки, можно вновь и вновь подавать цементную смесь на глубину.

Таким образом, цементный раствор выдавливается в грунт, образует своеобразную корневую систему, пронизывающую и скрепляющую подвижный слой. Происходит армирование грунта.

Идея не нова. Ее применяли и в Европе, и в нашей стране при строительстве Байкало-Амурской магистрали. Но для того, чтобы идея стала технологией и вошла в строительную практику Петербурга, специалистам нашей компании пришлось изрядно потрудиться.

Мы разработали всю необходимую оснастку, пакера, через которые происходит нагнетание смесей. Из многих вариантов выбрали материал самой колонны, отвечающий экономическим и технологиче­ским требованиям.

Применение манжетной технологии предваряется серьезными исследованиями геологии участка строительства, а также тщательным анализом расположения подземных коммуникаций. По результатам изучения грунтов мы определяем глубину бурения и параметры интенсивности нагнетания цемента.

Очень важно использование насосного оборудования, которое позволяет плавно регулировать давление нагнетания и объем цементного раствора. Ведь нам необходимо укрепление грунта по горизонтали. Так что в нашу задачу, как проектно-производственной фирмы, входит решение всего комплекса проблем.

Нами был разработан проект, технологический регламент для проведения данного вида работ (руководитель проекта от ЗАО «Геострой» – И. И. ТРИФОНОВА). Мы работали в содружестве с ОАО «Ленметрогипротранс» (главный инженер проекта – В. А. МАРКОВ).

Так, при строительстве «Адмиралтейской» мы впервые столкнулись с необ­ходимостью бурить скважины, устанав­ливать манжетные колонны и производить закрепление грунтов на большие глубины. Для ЗАО «Геострой», как и для «Метростроя», этот проект был инновационным.

– Это, очевидно, была длительная и кропотливая работа?

– Кропотливая – да. Я бы даже сказал – ювелирная. Но работали очень быстро. 900 скважин для манжетных колонн были пробурены за 3,5 месяца. И такая скорость позволяет сказать, что манжетная технология вполне может использоваться в качестве «скорой помощи» в случаях, если обнаружились изменения свойств грунтов, вызывающие опасение за «здоровье» зданий. Несколько «инъекций» – и «здоровье» восстановлено.

Причем такие «инъекции» можно производить как из подвалов зданий (если, конечно, объем помещений позволяет оборудованию работать), так и по периметру в непосредственной близости от внешних стен. Так, мы укрепляли грунты под строениями в Минском переулке, примыкающем к зоне возведения второй сцены Мариинского театра.

Манжетная технология была разработана и впервые опробована при строительстве станции «Спортивная» в содружестве с ЗАО «СМУ-11 Метрострой», ОАО «Ленметрогипротранс» и ЗАО «Геострой» (при научном руководстве зам. директора по НИОКР ЗАО «Геострой» А. Г. МАЦЕГОРЫ).

Большой комплекс работ, к примеру, выполнялся нами и в зоне станции метро «Новочеркасская». Несколько лет назад на площади, расположенной над павильоном этой станции, обнаружились проседания грунта. Нам было поручено исправить ситуацию, и для достижения наилучшего и быстрого результата мы выбрали именно манжетную технологию. Сработало.

Аналогичные работы проводились при реконструкции дорожного полотна Литейного проспекта. Там мы укрепили грунт на глубину до пяти метров. Готовили основание для строительства нового здания Молодежного театра «На Фонтанке». Так что этот метод уже давно себя оправдал.

– Каким вы видите будущее манжетной технологии?

– Думаю, ее востребованность с годами будет только расти. Город развивается, потребность в строительстве и реконструкции на территории исторического центра растет. А это зона риска как с геологиче­ской точки зрения, так и в силу ветхости старых зданий. То есть именно та зона, в которой возможно применение лишь такой компенсирующей технологии.

Беседовала Наталья Орлова

Геострой.jpg

ЗАО «Геострой»

Россия, Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 27/21

Тел. (812) 315-0236

www.geostroy.ru

Другие материалы по теме

X