жк днепропетровская 37

Метро: культурная среда для передвижения (ООО «Смальта. Мозаика»)

Петербургское метро возвращает зрителям силу и выразительность монументального искусства, практически утратившего свое место в современном градостроительстве. Внутреннее убранство открывающейся станции «Адмиралтейская» предлагает актуальную трактовку событий и личностей петровской эпохи.

Художественный образ внутреннего убранства станции «Адмиралтейская» воплощен в жизнь творческим коллективом компании «Смальта. Мозаика» под руководством народного художника России, академика РАХ, профессора Александра БЫСТРОВА.

– Александр Кирович, вам удалось создать одну из самых красивых станций городской подземки. Очевидно, что, работая над ее художественной концепцией, вы ориентировались на канонические шедевры Петербурга – творения Росси, Растрелли, Монферрана, Захарова. Насколько сложно было соперничать с классиками?

– Особенность станции «Адмиралтейская» – ее расположение в самом центре Санкт-Петербурга, среди памятников архитектуры, где каждый клочок земли насыщен легендами и событиями. Само название станции отсылает нас к историческому диалогу, который мы ведем на языке сюжетов и символов, архитектурных форм и цветовых предпочтений.

Проект подземного вестибюля выполнила группа архитекторов под руководством заслуженного архитектора России А. С. КОНСТАНТИНОВА. Темой для внутреннего убранства стала история Адмиралтейства, его роль в развитии России, становление новой европейской военно-морской державы.

Говорить о соперничестве с мастерами прошлого – неверно. Мы представили зрителю собирательный образ Адмиралтейства – первой петербургской верфи, первой постройки на левом берегу Невы, одного из символов петровской России. Поэтому обойтись без заимствования в художественных приемах было невозможно.

Мы старались соответствовать тем высоким творческим канонам, с которыми ассоциируется современное, захаровское здание Адмиралтейства. Выбрав путь переосмысления классических форм и идей, мы осознавали всю ответственность, ложившуюся на нас, были готовы к трудностям и старались держаться традиций.

На мой взгляд, нам удалось синтезировать архитектурный контекст, в котором существует станция метро «Адмиралтейская», с формами, пластикой и декором ее нижнего павильона. Станция получилась торжественной и ослепительно красивой.

– Петр I, ставший главным героем ваших произведений на «Адмиралтейской», – очень популярная историческая фигура. А какова ваша трактовка личности первого российского императора?

– В торце станции расположено мозаичное панно «Основание Адмиралтейства Петром I». Картина наполнена пороховым дымом, пушками, парусами, флагами. Здесь детально изображены первые корабли русского флота – каждый из них имеет исторический прототип, информацию о которых мы брали с архивных гравюр.

Центром сюжета, притягивающим взгляд, является сам император – он возвышается над своими соратниками, над фрегатами и орудиями, над пассажирами метро. Его исполинская фигура – главный акцент картины, она держит художественную вертикаль всей станции.

Петр I – яркая, целеустремленная, решительная личность – символизирует собой величие и силу государст­венной власти в России в начале XVIII века. Отмечу, что в разное время образ царя-реформатора трактовался по-разному. В данном случае он олицетворяет государственность и прогресс. На мой взгляд, в наше время духовного поиска настоящего правителя России такой образ Петра I наиболее актуален.

Петр I не единственная сильная историческая личность в художественном убранстве станции. Между колонн размещены горельефы русских адмиралов и флотоводцев работы скульпторов В. Д. СВЕШНИКОВА и А. С. ЧАРКИНА. Здесь не только сподвижники Петра, участвовавшие вместе с ним в строительстве первых кораблей (Ф. М. АПРАКСИН), но и те, с кем олицетворяются героические страницы российского флота (Ф. Ф. УШАКОВ, П. С. НАХИМОВ), флотоводцы-путешест­венники, сделавшие великие открытия во имя России (Ф. Ф. БЕЛЛИНСГАУЗЕН), и последний царский адмирал и государст­венный деятель (И. К. ГРИГОРОВИЧ). Это люди, всю свою жизнь служившие интересам России, благодаря им наше государство приобрело свою мощь и авторитет.

Но, пожалуй, главным героем всей мозаики выступает сам Петербург. Панорамное изображение левого берега Невы, где ведется строительство Адмиралтейст­ва, призвано напомнить нам о рождении Северной столицы и русского военного флота. Вид со стороны бывшего дворца Петра II, а ныне здания Университета, остался практически неизменным: те же архитектурные объемы и высоты, те же стальные воды Невы и низкое северное небо.

Этот юный Петербург, родившийся из многочисленных художественных образов, созданных на протяжении более чем 300-летней истории, окутан очарованием Петровской эпохи. Цветовая гамма мозаичного панно соответст­вует сдержанным и холодным краскам нашего города.

– Насколько государственная патетика соответствует метро? Вы не боитесь, что сила изобразительного искусства затеряется среди будней городской подземки?

– Метро осталось единственным местом в градостроительной среде, где сегодня развивается монументальное искусство, растворившееся в последние годы в индустриализованном материально-предметном окружении. И я глубоко благодарен руководству города и метрополитена, принявшим решение о художественном оформлении строящихся станций.

Нам, петербургским художникам, повезло с тем, что наше метро, в отличие, например, от московского, где не требуется строительство наземных павильонов, имеет необходимые для монументалистов площади. Искусство в метро – самое массовое и доступное. Поэтому у нас есть прекрасная возможность, пользуясь ясностью замыслов и лаконичностью художественных форм, донести до наших зрителей позитивные социальные ценности.

– Каковы темы вашего будущего сотрудничества с петербургским метрополитеном?

– В следующем году запланирован пуск станций «Международная» и «Бухарестская». Темой «Международной» станет Вавилонская башня как символ рождения наций. Античный сюжет позволяет вернуться к изображению человеческого тела, тоже исчезающего из современного искусства.

Для «Бухарестской» были идеи изобразить весенние Балканы. Но станцию хотят переименовать в «Метростроев­скую», поэтому мы работаем над новыми образами, которые диктует название: мужскими, брутальными. В дальнейшем петербургское метро подойдет уже к иным историческим рубежам жизни и развития города, и в его оформлении, несомненно, появятся новые сюжеты.

Подготовила Ольга Осиновская

ООО «Смальта. Мозаика»

199155, Санкт-Петербург, Уральская ул., д. 17, лит. Е

Тел./факс (812) 350-6695

E-mail: [email protected]

Похожие сообщения

X