жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Берега сближения. Новая архитектура тянется к воде. Отчет с архитектурных фестивалей «ЭкоБерег» и «Артерия»

В декабре в Брюсселе Россия и Евросоюз одобрят перечень условий для перехода к безвизовому режиму. Новое пространство для взаимоотношений государств формируется в городах-портах. Санкт-Петербургу с его близостью к границам с ЕЭС потребуются презентабельные берега.

Внимание к «архитектуре у воды» подогревается разработкой ряда крупных инвестиционных проектов в Северной столице. Готовятся изменения в Генплан города относительно развития береговых территорий.

Осенью в Петербурге произошли три события, связанные с темой освоения берегов и островов. Форум A.City, проведенный в рамках PROEstate, и два архитектурных молодежных фестиваля в Зеленогорске – «ЭкоБерег» и «Артерия» – дали инвесторам возможность оценить свежие прибрежно-проектные идеи зодчих.

Набережные против магистралей

A.City собрал заслуженных архитекторов из Петербурга, Пскова, Перми, Риги и Гетенбурга. По словам зодчих, не только в России, но и в Европе портовые города охватила лихорадка перестройки околоводного пространства. В Гетенбурге, например, предполагается обустройство «живых» улиц-набережных, парковых и прогулочных зон. Петербургским берегам, по мнению архитектора Михаила МАМОШИНА, также не хватает общественных пространств и зданий, зато здесь более чем достаточно коммерческих и элитных жилых построек.

Сравнение новой береговой застройки городов Европы и Петербурга складывается явно не в пользу последнего. Архитектор Владимир ЛИНОВ в качестве перспективной и интересной идеи привел в пример большой жилой район в голландском Хертогенбосе, пронизанный искусственными водными поверхностями. В свое время не менее удачными по мировым меркам решениями оказались двухуровневые набережные Сены.

Проблема Петербурга, по мнению Линова, состоит в разнице оценок, которые дают обустройству набережных городские власти, бизнес и собственно горожане. В Европе это происходит несколько иначе – более прагматично, взвешенно и с большим вниманием к общественной полезности проекта.

В Петербурге у проектировщика, даже если инвестор готов поддерживать и продвигать его идеи, есть риск не получить согласование на проект. В частности, это может произойти из-за правовой неопределенности в отношении собственности на каналы. Чьи они – Санкт-Петербурга или РФ? Пока нет ответа на этот вопрос, легче полностью отрезать водоем от горожан автомагистралью, чем реализовать необычный и гуманный проект.

Форт & отель & корабль

Участники фестивалей «ЭкоБерег» и «Артерия» демонстрировали больше оптимизма. Вероятно, потому, что в их составе было много молодых архитекторов.

В рамках конкурсной программы «ЭкоБерега» архитекторам было предложено подготовить проекты плавучих фортов-отелей. Необычные плавсредства типа река-море с ресторанной и гостиничной функцией должны в будущем дополнить туристическую инфраструктуру фортов Кронштадта. А сами форты к музейной «миссии» должны прибавить коммерческую составляющую, трансформируясь либо в яхтенные стоянки, либо в театрально-концертные комплексы. В акватории Финского залива форты-отели могут курсировать между островными фортами, причаливая к ним, а в межнавигационные сезоны – к набережным Кронштадта и Петербурга.

Большинство представленных проектов оказались весьма оригинальными. Был представлен римейк знаменитой Сиднейской оперы. Выставлена современная модификация баржи с «зеленой» экокрышей и имитацией ветряков, ассоциирующихся с мачтами парусного судна.

Небоскреб-плато и понтоны-модули

Проекты конкурсной программы фестиваля «Артерия» могли получить реального заказчика – ЗАО «ОДЦ «Охта». Темой конкурса стала высотная застройка берегов восточной части Финского залива. Молодым архитекторам были предложены для освоения две городские территории вблизи воды. Одна из них – площадка, окружающая проектируемый комплекс «Лахта-центр». Вторая – деловая зона на намывных территориях Васильевского острова. Шефство над командами участников взяли опытные петербургские архитекторы Феликс БУЯНОВ, Олег РОМАНОВ, Святослав ГАЙКОВИЧ, Сергей ОРЕШКИН и москвичи Николай ЛЫЗЛОВ и Александр СКОКАН.

– Мы сознательно выбрали две самые интересные и Буянов.jpgнесколько провокационные темы, – пояснил президент фестиваля Феликс Буянов. – Молодым предложено осмыслить, «обкатать» эти темы, чтобы затем предложить их общественности.

Идеи молодых стали неожиданными для мэтров. Самым эпатажным оказался проект команды Данила ОВЧАРЕНКО, предложившей «спрятать» Лахта-центр под землю, создав выдвигающуюся на поверхность систему офисов-модулей.

Любой сотрудник Лахта-центра может, по замыслу авторов, утром открыть свой блок-кубик, войти внутрь, а в конце рабочего дня выйти из технической зоны на поверхность. Сотрудники вправе менять свое рабочее место. Наверху, на искусственно созданном плато, в это время прогуливаются люди, прибывающие сюда по воздуху, например на дирижабле. Вечером модули могут формировать амфитеатры, концертные и фестивальные площадки. За столь смелое решение группа Овчаренко заслужила приглашение участвовать в конкурсе интерьеров Лахта-центра.

В работе «Импульс новой рекреации» команды Олега ФЕДОРОВА облик и функционал прибрежной зоны формируются чуть ли не до самого Зеленогорска. При помощи передвижных понтонов-модулей, оснащенных солнечными батареями и ветрогенераторами, авторами была сделана попытка организовать рекреационную систему, которая объединит и сделает наше побережье доступным и привлекательным. Проект предусматривает совмещенный вокзал для водного транспорта и скоростного трамвая, трассу фуникулера, развитую сеть велодорожек.

Курбатов.jpgАрхитектор Юрий КУРБАТОВ так высказался о конкурсе:

– Здесь подуло свежим ветром перемен. А у петербургской архитектуры, которой в последние годы не хватало концептуальности, прибавилось несколько перспективных идей.

«Лахт-Несси» и Средиземноморье

Проект «Лагуна» группы Кирилла ПОДОБЕДА, получивший второе место, построен на средиземноморских мотивах. Архитекторы предложили разместить перед Лахта-центром оранжерею Ботанического сада с тропическими растениями. На пляже предлагается создать гигантский открытый бассейн, наполненный соленой средиземноморской водой.

– Такой «обмен» с Югом мне показался полезным, – прокомментировал решение академик Курбатов. – Я бы назвал эту работу мичуринской.

Судьям понравилась попытка команды Ильи ЮСУПОВА преодолеть «деспотию небоскреба» Лахта-центра с помощью легких высотных конструкций. Не меньшее восхищение вызвал проект музея земли и воды группы Анастасии НИКОЛАЕВОЙ. Музей – противовес башне Газпрома – кратером уходит под землю на 45 м, показывая, какими богатствами мы обладаем. Получилась сложная метафора, которая заставила задуматься о пути движения человечества.

Первую премию жюри единогласно присудило команде Олега МАНОВА. Проект под названием «Лахт-Несси» представила архитектор Марина ЗУБОВА. Оранжевая линия пешеходного моста, перекинутого со стороны города – от парка 300-летия Петербурга к будущему Лахта-центру, представляет собой сложную кривую с теплыми и холодными контурами. Вдоль моста находится место для арт-кластеров, галерей, кафе и магазинчиков, в которые независимо от времени года и суток могут прийти посетители. Теплый контур, куда будет устремлен основной пешеходный поток, планируется использовать под галереи начинающих и малоизвестных художников, выставки которых обычно не слишком активно посещает публика. Вокруг моста расположатся пешеходные и велосипедные дорожки, причалы для яхт, кинотеатр, зеленые зоны и т. д.

Юрий Курбатов назвал этот проект «теплым контуром культуры». По словам академика, несчастье современной архитектуры состоит в том, что технология постоянно опережает культуру. Создание рядом с Лахта-центром такого культурного оазиса было бы очень важным. Если проекту суждено обрести заказчика и быть реализованным, в подготовке проектной документации группе Олега Манова будут помогать их коллеги – авторы проекта «Лагуна».

Либескинду не снилось

Что касается проектов, предложенных для освоения намывных территорий, то все четыре работы жюри оценило как одинаково сильные. Город-небоскреб группы под руководством Александра Скокана открыл новое видение городской среды, формирующейся по вертикали. Многоэлементные фасады небоскреба – клон городского района. Воспроизводится диалог разных зданий. При этом дом представляет собой целостную автономную территорию для жизни.

Ученики Святослава Гайковича представили утопические дома-зонты, способные укрыть людей от наводнений и стихий. Группа под руководством Николая ЛЫЗЛОВА обратилась к теме ступенчатых небоскребов сложной закрученной формы. Два гиганта-здания, напоминающие по своей стилистике проекты американца ЛИБЕСКИНДА, формируют единый пространственный ансамбль набережной. А команда подопечных Сергея Орешкина воплотила в проекте рождение из воды здания бионической формы, похожего на сказочную «чудо-рыбу».

Романов.jpg– Благодаря идеям «Артерии», Дом творчества архитекторов в Зеленогорске стал, наконец, отвечать своему названию, – отозвался о происходящем вице-президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга Олег Романов. – И судьбу петербургских берегов теперь есть кому доверить.

 

Наталия Ловецкая

Другие материалы по теме

X