жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

По заветам Монферрана

мариинский театр строительство

Презентация книги «Проектирование и строительство подземной части нового здания Государственного академического Мариинского театра»

Строительство второй сцены Государственного академического Мариинского театра развеяло два мифа: о том, что в Санкт-Петербурге ничего нельзя строить под землей, и о том, что нет пророка в своем отечестве.

Петербургские ученые и строители не только смогли спроектировать и построить значительный подземный объем в условиях плотной застройки на Крюковом канале, но и написали об этом книгу. Труд «Проектирование и строительство подземной части нового здания (второй сцены) Государственного академического Мариинского театра» написан и издан, ориентируясь на традицию, заложенную МОНФЕРРАНОМ. Об этом рассказал заведующий кафедрой геотехники СПбГАСУ, профессор, доктор технических наук, член научно-технического консультативного совета по строительству подземной части второй сцены Мариинского театра Рашид МАНГУШЕВ:

– Когда Монферран построил Исаакиевский собор, он не поленился и все подробно расписал: как забивал сваи и т. д. Благодаря этому мы многое знаем о подземной части собора. И я убежден, что это должно стать правилом – историю строительства уникальных зданий нужно сохранять.

В отсутствии стабильности

История книги – это история большой проблемы, которую совместными усилиями властей, ученых и практиков удалось благополучно разрешить. Мангушев напоминает о том, как под строительство второй сцены Мариинского театра расчистили Литовский квартал, снесли здания. Согласно проекту, здание должно было получить большое подземное пространство, предназначенное для размещения театрального оборудования, складов декораций, репетиционных залов. Его параметры составляли 150х80х12 м – колоссальный объем для города со сложной геологией.

Однако при забивании свай произошли подвижки грунта. Это вызвало значительное превышение допустимых осадок земной поверхности. Вследствие этого в домах по Минскому переулку появились трещины. Под угрозой оказались также дома на улице Печатников и набережной Крюкова канала. Был созван экспертный совет, который пришел к мнению – простого шпунтового ограждения недостаточно. Для стабилизации ситуации было предложено сделать распорку методом диафрагмы.

Определенные опасения, однако, оставались. Шпунт давал деформации, которые могли вызвать дополнительные осадки до 10–15 мм. Чтобы сохранить существующие здания, нужно было остановить горизонтальное перемещение грунтов.

Зимой 2007–2008 гг. был создан научно-технический консультативный совет (НТКС), который возглавили вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук, президент Российского общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению Вячеслав ИЛЬИЧЕВ и вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр ВАХМИСТРОВ.

«Мы взяли на себя ответственность»

– Когда было сделано шпунтирование, пошло смятие распорок, – рассказывает генеральный директор Группы ЛСР, сопредседатель НТКС, бывший вице-губернатор Александр Вахмистров. – Это признак деформации. Стало понятно, что ранее предложенный проект подземной части никуда не годится, его нужно менять. Тогда и появилась идея создать НТКС. Я взял на себя организационную часть, Ильичев – научную. Мы ничего нового не открыли, но важно, что мы (НТКС) взяли на себя ответственность за принимаемые решения. Прежде всего внимательно следили за поведением грунтов.

По словам Рашида Мангушева, было отобрано почти 300 образцов для контроля за деформацией грунтов и конструкций:

– Члены научно-технического консультативного совета понимали, что при любых методах подземного строительства осадки до 70–80 мм неизбежны. Поэтому было проведено усиление фундаментов по Минскому переулку. Усиливать фундаменты пришлось с учетом неравномерности напряжений осадок. Сегодня техническое состояние зданий таково, что без опасения их можно достроить еще двумя этажами, и серьезных деформаций не будет.

– Когда ОАО «КБ ВиПС» пришло на объект в качестве генерального проектировщика второй сцены Государственного академического Мариинского театра, окружающие постройки уже получили сверхнормативные осадки, – отмечает генеральный директор ОАО «КБ ВиПС» Андрей ПАНФЕРОВ. – Рассматривалось 6 вариантов проходки котлована. Выбрали метод, предложенный профессором Мангушевым. Результат оправдал ожидания. Когда вырыли котлован, расчетные осадки совпали с фактическими с высокой степенью точности – до 2–3 мм.

С первых дней работы НТКС в его состав вошел постоянный творческий тандем в лице генерального директора ОАО «Метрострой» Вадима АЛЕКСАНД-РОВА и генерального директора ОАО «Ленметрогипротранс» Николая КУЛАГИНА. В итоге совместно разработанные и одобренные решения воплощались силами метростроителей.

Укрепление стен котлована было выполнено методом струйной цементации jet grouting. По всему периметру площадки была возведена «стена в грунте», укрепленная двутавровыми балками. По утверждению экспертов, это повысило жесткость конструкции на порядок. После чего впервые в Санкт-Петербурге началась разработка котлована методом top&down, хотя и не в полном объеме, поскольку проектная документация на наземную часть выполнена еще не была.

Фактически выработка грунта от нулевой отметки до уровней минус 4, 8 и 2 м соответственно велась «закрытым» способом, применяемым ОАО «Метрострой» при строительстве объектов метрополитена. Грунт разрабатывался под бетонной плитой и подавался наверх через технологические окна. Интересно, что хотя каждая из этих технологий неоднократно отрабатывалась Метростроем на других объектах, но в комплексе они применялись впервые.

Одним мифом меньше

Первый проректор ПГУПС Александр ЛЕДЯЕВ считает, что строительство Мариинки-2 развеяло два мифа: о том, что в Санкт-Петербурге ничего строить под землей нельзя, и о том, что нет пророка в своем отечестве.

– В каждой области есть свои басни. Когда речь идет о геотехнике, начинаются разговоры о том, что у нас грунты самые сложные, трудные, непредсказуемые, – поддерживает коллегу Вячеслав Ильичев. – В Санкт-Петербурге грунты такие же, как на всем Балтийском побережье.

Министр культуры РФ попросил меня съездить и посмотреть, что происходит с проектом. Это была инициатива Минкульта – создать НТКС. В консультативный совет были приглашены в том числе и такие организации, которые были между собой «в контрах». Но все они предложили близкие варианты решения проблемы. Более того, решения принимались единодушно, без внутреннего сомнения, распрей.

Глава Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, выступавшей от имени заказчика, Валерий ГУТОВСКИЙ вникал во все, что позволяло нам спокойно заниматься техническими вопросами. Это редкий случай, чтобы объект такой сложности и масштаба был столь быстро завершен.

– В результате принятых решений удалось минимизировать осадки домов, построить большое подземное пространство, – комментирует проект Александр Вахмистров. – Каким бы ни был новый театр, но в том, что он будет стоять твердо, уже никто не сомневается. Хотя до последнего времени на этот счет существовали разные мнения. Нулевой цикл завершен, поднимаются стены. В конце 2012 года все будет закончено, об этом забудут, а книга останется. Мы не Монферраны, но издание, безусловно, будет полезно тем, кто работает в условиях плотной исторической застройки.

Все участники совета отмечают, что проект был сложным не только с геотехнической, но и с административной точки зрения. Одной из проблем была высокая степень политизации возводимого объекта, подогреваемая неоднократными переносами сроков строительства.

– В любой стройке важно согласие. Это был непростой объект, – отмечает Николай Кулагин, в прошлом – генеральный директор ОАО «Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт «Ленметрогипротранс». – НТКС сыграл огромную роль, объединив усилия технические, административные и политические. Только когда нулевой цикл был пройден, научно-технический консультационный совет закончил свою работу.

В начале сентября 2011 года Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры обнародовала итоги открытого конкурса по выбору генподрядчика для завершения строительства второй сцены Мариинского театра. В конкурсе принимали участие Генеральная Строительная Корпорация (действующий генподрядчик проекта), ОАО «Метрострой», ООО «Петроком», ООО «Невисс-комплекс».

Победителем стало ОАО «Метрострой», которое не только сбросило стартовую цену на 30% (2,056 млрд рублей вместо 2,965 млрд), но и взяло на себя повышенное обязательство – на несколько месяцев раньше, чем планировалось, закончить строительство. Если этим планам суждено сбыться, вторая сцена будет завершена к осени 2012 года.

Ирина Кравцова

Другие материалы по теме

X