жк днепропетровская 37

Рельсовый креатив на российских дорогах (ЗАО «Стройпутьинвест»)

Новая железнодорожная линия Лосево – Каменногорск предназначена для пропуска грузовых поездов в обход направления Санкт-Петербург – Выборг. Реальные условия, в которых ведется строительство этого участка будущей железной дороги, заставили генерального подрядчика – ЗАО «Стройпутьинвест» искать неординарные способы выполнения таких отлаженных производственных операций, как транспортировка строительных материалов.

Наш собеседник – технический директор ЗАО «Стройпутьинвест» Юрий КИПЕР.

– Юрий Якимович, неужели сегодня еще можно сказать новое слово в сфере транспортировки материалов на объекты железнодорожного строительства?

– В основе любого технологического новшества лежит невозможность использования отработанной методики. Традиционно рельсы для строительства или реконструкции доставляются по железной дороге на сцепе из двух железнодорожных платформ. Длина одной платформы – 14 м по осям автосцепок, длина рельс – 25 м. Такой метод транспортировки хорошо себя зарекомендовал и является стандартным.

В нашем случае строительство новой железнодорожной линии ведется в условиях, когда ни начальная, ни конечная точка нового пути не привязаны (на текущий момент) к уже существующим участкам действующей железной дороги. Поэтому завоз строительных материалов, в том числе и для верхнего строения пути (ВСП), возможен только автотранспортом или по воздуху.

– То есть существует альтернатива…

– Не совсем так. Простейший расчет рентабельности обоих способов не оставляет выбора. Убедитесь сами: для сооружения 1 км двухпутной линии придется доставить на строительную площадку почти 1000 т железобетонных шпал и 260 т рельсов.

Грузовой вертолет в состоянии одномоментно поднять в воздух 16 т груза (10 штук рельсов) и за час успеет выполнить пять рейсов, то есть переместить порядка 60 т груза, соответственно 260 т рельсов – за 4,5 часа.

При этом час работы вертолета стоит 400 000 рублей. Из чего следует, что воздушная транспортировка рельсов только для 1 км двухпутной линии обойдется в 1,8 млн рублей. А протяженность линии Лосево – Каменногорск 63 км! При использовании же автотранспорта основной затратной статьей является покупка бензина. Получается, что альтернативы нет.

– Расскажите, как автотранспорт справляется с таким необычным грузом?

– Груз действительно нестандартный. Это новые рельсы длиной по 25 м, собранные по 12 штук и прочно увязанные в пакеты. Общий вес пакета составляет 20 т при габаритах: ширина 0,9 м, высота 0,4 м, длина – 25 м.

Такой пакет с помощью крана укладывается на специальный ложемент турникета, установленного на грузовой платформе тягача, и на аналогичный турникет двуосного прицепа. При этом вылет передней части груза от оси турникета в сторону кабины составляет 3 м. Таков же свес хвостовой части пакета от оси турникета, установленного на прицепе. Прицеп и тягач связаны между собой гибкими фалами (тросами), направленными по диагоналям прямоугольника крест накрест, причем расстояние между осями турникетов составляет 19 м. Общая длина автопоезда, таким образом, равняется 32 м.

– Наверное, маневренность такого транспорта оставляет желать лучшего…

– Нет, на дороге он вполне безопасен. Правда, нам пришлось существенно доработать механизмы поворотной конструкции турникетов тягача и прицепа. Ведь стянутые в пакет рельсы представляют собой достаточно жесткую конструкцию. Так что маневренность автопоезда полностью обусловлена этими поворотными элементами.

– Сколько подобных автопоездов сейчас задействовано на перевозке рельсов?

– На данный момент вполне хватает одного. Расстояние от площадки выгрузки и временного хранения до места работ, расположенного на 9-м км новой трассы, составляет всего 12 км. Для доставки материалов на более удаленные пикеты, где предполагается дальнейшая сборка звеньев рельсошпальной решетки, возможно, потребуется привлечение еще одного тягача с прицепом. Нужно отметить, что общий объем груза, предполагаемого для доставки на место работ, 9620 т.

– Какое количество рельсошпальной решетки (РШР) на сегодняшний день уже собрано?

– Порядка 10 км. До конца года планируется подготовить не менее 14 км решетки. Уверен, что с этой задачей мы справимся. Пока наши монтеры пути ограничиваются лишь сборкой рельсошпальной решетки в непосредственной близости от будущей линии. Укладывать ее на проектную ось мы сможем, когда будет подготовлено земляное полотно.

Впрочем, эта методика вполне стандартная. Разница лишь в том, что звенья решетки нам приходится собирать прямо на месте строительства. Естественно, что автотранспортом мы доставляем не только рельсы, но и шпалы, скрепления, клеммы, прокладки, комплекты железобетонных переводных брусьев и т. д. Но эти материалы вполне вписываются в привычный перечень автомобильных грузов.

– Мне не приходилось раньше слышать о подобном опыте транспортировки рельсов. Что вдохновило ваших специалистов на такой технологический креатив?

– Вдохновила нас на реализацию идеи автопоезда практическая необходимость, которая зачастую и является двигателем технологического прогресса. Может быть, где-то в Сибири, на удаленных стройках такой метод и практикуется. Но в условиях развитой инфраструктуры, пожалуй, мы пионеры.

– Эта идея имеет автора?

– Автором является наш коллектив. Мы никогда не принимаем подобных решений в кабинете. Специалисты инженерно-технического звена выезжают на место строительства, оценивают обстановку, делают необходимые расчеты, спорят, думают, ищут оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Все новшества рождаются в процессе живого диалога профессионалов. Это настоящее творчество, позволяющее не только найти целесообразное решение любой задачи, но и реализовать свой собственный творческий потенциал.

– Значит, поиск нестандартных, наиболее оптимальных решений –это кредо вашей компании?

– Убежден, что это именно так. За время своего существования наш коллектив успел реализовать множество крупных проектов. Приобретенный опыт помогает сразу видеть как риски каждого из объектов, так и возможные способы решения возникающих проблем. Выход есть из любой ситуации, и самый сложный и нестандартный проект может быть успешно реализован, если за дело берутся настоящие профессионалы.

Беседовала Елена Никитченко

Логотип ЗАО "Стройпутьинвест".jpg

107078, Москва, Каланчевская ул., д. 6, стр. 3

Тел./факс (499) 271-3210

Похожие сообщения

X