жк днепропетровская 37

Актуальное

В зоне особого внимания. Отчет с Первого съезда управляющих компаний Санкт-Петербурга

Принято считать, что отрасль ЖКХ сейчас активно и кардинально реформируется. А возникающие конфликты и неприятности обусловлены именно переходным состоянием системы. В действительности сфере ЖКХ нужна прежде всего четкая и долгосрочная концепция развития.

Это и стало главной темой для Первого cъезда управляющих компаний Санкт-Петербурга, который состоялся 11 октября 2011 года в городе на Неве. В мероприятии приняли участие представители государ­ственной власти, саморегулируемых организаций, а также порядка 150 делегатов от управляющих компаний, зарегистрированных в Санкт-Петербурге.

По мнению собравшихся экспертов, большая часть поправок в Жилищный кодекс, принятых совсем недавно с целью улучшения работы на рынке ЖКХ, не работает. И связано это с тем, что меняющееся законодательство не учитывает процессов, происходящих в экономике.

Вдогонку за правом

По словам начальника Управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета Петербурга Дениса ШАБУРОВА, экономика ЖКХ не успевает за правом.

– Мы вынуждены жить в такой ситуации, когда право, в частности регулирующее жилищную отрасль, изменяется так часто и так быстро, что экономика просто не успевает подстроиться, – заявил он.

За последние пять лет законодательство, которое регулирует взаимоотношения на рынке ЖКХ, изменилось практически полностью. При этом необходимые нормативно-правовые акты или в принципе отсутствуют, или конфликтуют с положениями Жилищного кодекса.

Например, поправки, внесенные в Жилищный кодекс, обязывают управляющие компании размещать информацию о своей деятельности, включая финансовую отчетность, в открытом доступе в Интернете. На компании, которые не выполнят это положение, будет наложен штраф в сумме 250 тыс. руб. Правда, решение о том, на каком интернет-ресурсе такая информация должна размещаться, государством так и не принято.

Следить за соблюдением законности в сфере ЖКХ предстоит специальной структуре, которая должна быть создана на базе государственной жилищной инспекции. На сайте Министерства регионального развития размещен проект постановления, в котором говорится, что поскольку государство намерено взять на себя полномочия по регулированию рынка ЖКХ, то контрольные функции перейдут к Государственному жилищному надзору.

Новая структура должна будет приступить к работе уже 1 января 2012 года. Однако до конца 2011 года осталось совсем немного, до сих пор нет постановления правительства о создании новой контролирующей структуры.

Нет смысла в инвестициях

С поправками в Жилищный кодекс жильцы многоквартирных домов получили право менять способ управления и управляющих в любое время. Это может, по мнению Дениса Шабурова, привести к тому, что управляющим компаниям станет невыгодно инвестировать собственные средства в закупку техники, ремонт инженерных сетей и другое обустройство домов. В первоначальном варианте Жилищного кодекса содержались нормы, которые защищали права УК, но теперь они исключены.

– Говорить об инвестициях в ЖКХ мы сможем только тогда, когда будут установлены более совершенные правила игры, – говорит Денис Шабуров.

Также, по его мнению, сегодняшнее жилищное законодательство содержит определенные правовые нормы, которые противоречат Конституции. Например, статья 161.1 Жилищного кодекса России обязывает создавать общественные советы в многоквартирных домах, которые выбрали управляющую компанию. Там, где собственники жилья не создадут такие советы, их должна инициировать администрация района.

– В Конституции РФ предусмотрено право граждан на свободу объединений. То есть невозможно принудить их вступить в такие объединения, как этот совет. Поэтому я не знаю, как может действовать эта норма, если она будет принята, – говорит Денис Шабуров.

По мнению эксперта, несовершенство законодательной базы способствует росту коммунальных неплатежей. В нашей стране подавляющее число должников не имеет иной собственности кроме своей жилплощади, которую крайне сложно выставить на продажу за долги. Тогда как для европейских стран характерно большое количество нанимателей жилья, а не собственников.

Сегодня жители Петербурга платят в среднем 82% от экономически обоснованной величины тарифов. Как утверждает зампредседателя Комитета по тарифам городской администрации Ирина БОГУСЛАВСКАЯ, жители не имеют представления, из чего складываются тарифы на воду, газ, тепло и т. д., как и за чей счет ведется субсидирование. Но уже в будущем году начнут действовать новые правила расчета тарифов. Предполагается, что жильцы будут производить платежи, исходя из показаний общедомовых счетчиков. Кроме того, предстоит определить нормативы на внутридомовые нужды, они тоже будут считаться коммунальной услугой и оплачиваться собственниками и нанимателями.

Реформа мимо проблем

По мнению директора Института развития городов и городского хозяйст­ва Александр ОЛТЯНУ, главная беда ЖКХ – это то, что жилищная реформа, начавшись еще в 90-е годы прошлого века, до сих пор продолжается, не решая при этом действительных проблем. Одна из них – катастрофический износ фондов предприятий ЖКХ. По некоторым подсчетам он составляет от 60 до 80%.

Еще одна проблема – нехватка денег в сфере ЖКХ и плохой контроль за их использованием. Третья ключевая проблема – состояние инженерных сетей, которое не позволяет эффективно использовать энергетические ресурсы.

Александр Олтяну считает, что выходом из этой ситуации должно стать изменение принципов ценообразования на содержание многоквартирных домов. Оно должно строиться не на основе утвержденных тарифов на содержание и обслуживание жилого фонда, ориентированных на нанимателей жилья, а на основе решений собственников, принятых на общем собрании.

– Отсутствие четко прописанных функций, состава содержания и ремонта МКД приводит к плачевным результатам. Необходимо понимать, что дом обслуживается не правовыми понятиями, а некой экономикой. Поэтому содержать дом на усредненных тарифах невозможно, – заявил он.

Олтяну считает: для того чтобы решить вопросы, стоящие перед УК, люди должны платить за конкретную производственную программу, которая должна быть выполнена на их доме. И если денег не хватает, то надо сразу договариваться о том, что в таком случае не будет сделано: не забит гвоздь или не убран снег.

По мнению эксперта, в основу ценообразования должно лечь знание жильцов о техническом состоянии дома. Для этого необходимо создать городскую систему мониторинга технического состояния объектов жилого фонда. Кроме того, пришло время принять стандарты управления жилым фондом и предоставления услуг.

– Чтобы стандарт действовал, УК должны договориться и выработать систему качества предоставления таких услуг, определенный базовый стандарт, который должен на первых порах обеспечивать безопасность проживания жильцов. В таком случае та глубокая дыра, в котором находится сегодня ЖКХ, может затянуться, – говорит Александр Олтяну.

Контроль и защита

Представитель Национального объединения саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью Михаил ДАМЕШЕК считает, что до тех пор, пока не существует методик и стандартов управления и предоставления жилищных и коммунальных услуг, управляющие компании, готовые профессионально отвечать за ЖКХ, должны объединяться в СРО.

В отличие от строительной сферы, где сначала были приняты необходимые законы, а потом уже создавались СРО, участники жилищного рынка пошли другим путем. После того как в 50 регионах страны были созданы СРО, появился и вариант закона о СРО в сфере ЖКХ.

Михаил Дамешек отмечает, что саморегулируемая организация является не только контролирующим органом. Она выполняет функции защиты своих членов, представляя интересы управляющих компаний перед государственной властью. СРО также приступили к созданию электронных паспортов многоквартирных домов, взялись за составление компьютерных программ по начислению квартплаты в рамках единого стандарта, выполняя тем самым требования Жилищного кодекса.

По мнению председателя Совета СРО НП «Объединение управляющих компаний» Алексея БЕЛОУСОВА, тот факт, что УК стали объединяться в саморегулируемые организации, – это большой шаг вперед в решении проблемы жилищно-коммунального хозяйства.

– Переход всей отрасли на саморегулирование позволит более оперативно и результативно устранить препятствия, мешающие управляющим компаниям работать максимально эффективно, – заявил он.


53%

россиян больше всего волнуют проблемы в жилищно-коммунальной отрасли, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в 138 городах России.


Светлана Смирнова

Похожие сообщения

X