жк днепропетровская 37

Марина Ярош: «Реформу ЖКХ в отношениях с собственниками мы уже провели» (ООО «Гарант-Сервис»)

В декабре исполнилось 5 лет управляющей компании ООО «Гарант-Сервис». За эти годы накоплен огромный опыт, который позволяет утверждать, что, несмотря на тяжелую ситуацию в российском ЖКХ, в этой сфере можно вести успешный и в то же время социально ориентированный бизнес.

Об особенностях работы частных УК в регионе наш корреспондент беседует с генеральным директором ООО «Гарант-Сервис» Мариной ЯРОШ.

– Марина Валентиновна, если сформулировать кратко, то какова, на ваш взгляд, основная причина торможения в развитии ЖКХ?

– В отрасли нет стабильности. На федеральном уровне один за другим выходят скороспелые и зачастую не продуманные правовые акты, вступление в силу которых при этом постоянно переносится. Дополнительные трудности также связаны, на мой взгляд, с тем, что так и не удалось пока создать равные условия работы для всех компаний, работающих в отрасли. В сфере нашей деятельности унифицированный подход, единые для всех правила, увы, нередко означают именно неравные условия.

Вот наглядный пример. В Петербурге с августа этого года введена плата за уборку снега с кровель – 55 коп. с квадратного метра. Позитивное для качества обслуживания изменение? Безусловно. Однако плата эта введена для жителей домов всех категорий. А ведь очистке подлежат только жесткие кровли с наружными водостоками.

Получается, что созданы условия неравенства для управляющих компаний и несправедливости по отношению к населению. УК, обслуживающие микрорайоны домов с плоскими кровлями, получают средства за услуги, которые даже не предусмотрены конструктивными особенностями жилищного фонда.

И наоборот: для компаний, работающих в центральных районах или, как мы, в пригородных поселках со старым жилфондом, эти 55 коп. проблему финансирования очистки кровель не решают. Ведь в прошлом году стоимость очистки одного квадратного метра доходила до 30 руб. А предстоящей зимой стоимость будет еще выше: 30 руб. и более.

– Мы тем самым плавно подошли к проблеме дифференцированных тарифов на жилищные услуги…

– Да, эта тема в нашей отрасли обсуждается давно. Ведь общеизвестно, что обслуживание старого (и часто ветхого) фонда, какой, к примеру, взят в управление нашей компанией в поселках Колпинского района, требует больше затрат, нежели дома в новых районах.

Теоретически законодательство позволяет УК устанавливать индивидуальные тарифы на жилищные услуги, если будет принято соответствующее решение на общем собрании собственников дома.

Очевидно, что инициировать такое собрание должны собственники, а управляющей компании нужно предложить гражданам на рассмотрение смету необходимых на обслуживание и текущий ремонт расходов.

Эта схема в наших условиях трудно выполнима. Не так уж много у нас домов, в которых граждане-собственники готовы проголосовать за увеличение оплаты. Не стоит также забывать, что речь идет о стоимости обслуживания и текущего ремонта общедолевой собственности. Той самой, которую в соответствии со статьей 16 Закона «О приватизации» государство обязано было передать гражданам в надлежащем состоянии. Это было бы точкой отсчета, с которой уже можно было бы требовать у новоявленных собственников взять на себя финансирование содержания общедолевой собственности в полном объеме.

– Для многих ваших коллег – представителей частного бизнеса в ЖКХ – эта сентенция уже давно пройденный этап. Иной раз кажется, что в отрасли уже никто и не надеется на то, что государство сможет – во всяком случае в обозримом будущем – выполнить свои обязательства. Все пытаются жить в условиях реальности. И поэтому говорят о необходимости повышения тарифов именно из соображений экономической обоснованности.

– Да, мы частный бизнес и не можем работать себе в убыток. Несмотря на это, мы осознаем, что являемся частью государственной системы. Ведь это особый вид бизнеса – с явным социальным характером. Мы всегда должны и всегда будем работать рука об руку с государством, потому что жилищная политика – это условие национальной безопасности. Да, мы, безусловно, будем объяснять населению, что есть вещи, которые обязательно надо оплачивать, но при этом не устанем напоминать государству о его обязательствах. И если дому требуется ремонт фасада или полная замена кровли, то наша компания сделает все возможное, чтобы включить этот дом в бюджетные программы капитального ремонта.

К сожалению, сталкиваемся с проблемой: включение дома в программу капитального ремонта зависит от интересов или желания конкретных чиновников от ЖКХ в районе, что недопустимо и дискредитирует власть в глазах населения. Считаю, что должна быть разработана прозрачная единая унифицированная система отбора домов в программы капитального ремонта с участием управляющих компаний, администраций районов и Жилищного комитета.

Налаживать диалог с собственниками – это неотъемлемая часть науки управления жилищным фондом. В этом смысле, не побоюсь сказать, наша компания уже совершила реформу ЖКХ. На мой взгляд, главное в нашей отрасли – это работа с мнением и ожиданиями собственников. Ты можешь сутками не выходить из подвалов, сидеть на кровле, бесконечно что-то ремонтировать и налаживать, но если не сумеешь наладить диалог, информационный обмен с гражданами, они все равно тебя будут считать бездельником…

Мы взяли одну из самых тяжелых частей жилищного фонда Петербурга – поселки. Из 150 наших домов только 10 – многоэтажные. Все остальное – малоэтажки, копеечные сборы, социально незащищенное население.

Первые два года были посвящены восстановлению труб в подвалах, заливаемых водой. Мы боролись с сыростью и грибком, боролись за создание безопасных условий проживания. Сейчас начался второй этап. Наша задача – создать уже комфортные условия проживания.

Гражданам-собственникам обязательно нужно объяснять, что ты делаешь сейчас, а что и почему будешь делать чуть позже. Только в диалоге можно снять агрессию, которая больше всех иных факторов тормозит развитие ЖКХ и мешает эффективно работать.

Это и есть управление ожиданиями. Предоставить собственнику полную информацию – и финансовую, и технологическую, обсудить с ним проблему и подключить к поиску выхода из положения. В результате мы получаем в лице собственника не врага или вечного жалобщика, а союзника. За счет такого подхода нам удалось добиться явных успехов. У компании достаточно высокий коэффициент финансовой устойчивости. С нами активно работают лизинговые компании. Мы не накапливаем долги. В середине ноября мы уже расплатились с кредиторами за октябрь.

За 8 месяцев этого года в Колпинском районе мы выполнили план по текущему ремонту на 109%. Компания пошла на то, чего в поселках давно (а быть может, никогда) не делалось: профинансировала экспертизу состояния фасадов некоторых жилых домов. Такую работу необходимо было провести, чтобы наш фонд имел шанс попасть в программы капитального ремонта с бюджетным участием. Результаты экспертизы позволили нам поставить администрацию района в известность о том, что ряд домов нуждается в незамедлительном аварийно-восстановительном ремонте.

Компания, пожалуй, одна из первых в городе, уже с 2009 года, начала вести подомовой учет затрат.

– УК ООО «Гарант-Сервис» вышла на рынок ЖКХ и в Ленинградской области. То есть у вас теперь есть основания для сравнительного анализа состояния отрасли в двух разных субъектах Российской Федерации.

– Вторая наша компания ООО «УК Гарант Сервис» с 1 января работает в Кировске Ленинградской области. Там у нас около 50 жилых домов. Мы приняли полуаварийный фонд, на который предыдущая управляющая компания расторгла договор управления.

Должна сказать, что в Кировске тарифы значительно ниже, чем в Петербурге. Если в Петербурге сегодня за текущий ремонт берется по 5,08 руб. с кв. м, то в Кировске – 2,86. А объем необходимого ремонта значительно выше, чем в Санкт-Петербурге.

Однако все эти обстоятельства с лихвой окупает стремление властей райцентра помочь нам и своему населению. Здесь мы с администрацией работаем как партнеры, понимающие друг друга. Очень хотелось бы, чтобы и в Санкт-Петербурге изменились отношения между частными управляющими компаниями и районными властями с открыто враждебного на партнерское и конструктивное.

Лого Национальный реестр.JPG

ООО «Гарант-Сервис»

Санкт-Петербург, п. Металлострой,

Школьная ул., д. 12

Тел./факс (812) 464-1864

E-mail: [email protected]

Похожие сообщения

X