жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Постиндустриальный Петербург. Интервью с председателем Комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга В.В. Семененко

Год 2012 строительный комплекс Петербурга встречает в непростых условиях. В городе начат ряд крупных проектов КОТ. Они реализуются в непростых условиях. Стратегия города официально пока не принята. Спрос нестабилен. Сигналы от экономики поступают противоречивые и тревожные.

Итоги 2011 г. и перспективы 2012 г. анализирует в интервью «СГХ» председатель Комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга Вячеслав Васильевич СЕМЕНЕНКО.

– Вы удовлетворены итогами 2011 г. в сфере строительства и недвижимости или ожидали большего?

Семененко.jpg– Строительный комплекс Санкт-Петербурга закончил 2011 год с неплохим результатом: введено 2,7 млн кв. м жилья. Это самый объективный показатель того, что отрасль стабильна и работоспособна. Петербург в этом году намного обогнал Москву, не говоря уже о других регионах. Что касается бюджетных объектов, то год стал рекордным по вводу объектов образования.

Вообще динамика последних лет стабильно позитивная – ежегодно увеличиваются объемы строительства как жилья, так и социальных объектов. Например, в 2000 году в городе был введен только миллион квадратных метров, а сегодня эта цифра стремится к трем. 12 лет назад ввели всего 3 объекта образования, а в 2011 году построили и реконструировали 51 школу и детский сад.

– Ваши прогнозы в связи с мировой рецессией? Какова вероятность того, что строительному бизнесу снова потребуется ряд протекционистских мер со стороны правительства Петербурга?

– Сегодня мы еще не можем говорить о том, что последствия финансового кризиса полностью миновали. Но с уверенностью можем утверждать, что строительный комплекс Санкт-Петербурга с честью пережил трудное время.

На мой взгляд, у застройщиков ситуация стабильная. Многие компании, которые испытывали трудности, сейчас выполняют обязательства и перед дольщиками, и перед городом. Строители не только завершают существующие объекты, но и выводят на рынок новые. Активен спрос и на земельные участки, то есть застройщики строят долгосрочные планы.

Кроме того, у государства есть инструменты поддержки отрасли, которые работают и вне кризиса. Например, есть институты развития, такие как АИЖК. Существуют программы поддержки проектов комплексного освоения территорий, банки развития, например Внешэкономбанк. И все они сегодня работают крайне эффективно. Например, такой институт, как Фонд развития жилищного строительства, который выявляет неэффективно используемые федеральные земельные участки и продает их на аукционе, тем самым увеличивая объемы строительства. АИЖК является крупным участником рынка ипотеки.

Наиболее эффективные и интересные проекты комплексного освоения территорий сегодня получают поддержку страны, банков развития, государственных банков. В Санкт-Петербурге Фондом РЖС выявлены сотни гектар земли, они подготовлены и выставлены на продажу. По многим из них уже прошли аукционы, и готовится проектная документация для строительства жилья.

– Что станет основной тенденцией на строительном рынке в следующем году? В какой сегмент строительства придут деньги и в каких проектах они останутся?

– Могу сказать, что колоссальный интерес сегодня в профессиональных кругах вызывают вопросы развития и комплексной реконструкции исторического центра города. Это новая и техническая, и, как сказал губернатор Петербурга Георгий Сергеевич ПОЛТАВЧЕНКО, политическая задача, стоящая перед городом и перед строительным комплексом.

Центр – уникальная историческая среда, и нарушать ее город не готов, горожане не готовы. Но так сложилось, что в центре города существуют небольшие районы, занятые устаревшими промышленными предприятиями. И сегодня стоит вопрос реновации таких промышленных территорий. Необходимо очень щепетильно относиться к вопросу застройки таких территорий, чтобы новые здания не выбивались из исторического контекста, в котором находятся.

Естественно, мы видим необходимость сохранения темпов и объемов жилищного строительства. Уверен, что нам нужно строить не менее 4 млн кв. м жилья в год. Только таким образом мы восполним рыночные потребности. И только так можно сдерживать рост цен.

Часть жилья необходимо не выставлять на продажу, а использовать в качестве арендного. Такой тип жилья упрощает миграцию, привлекает в город необходимых ему специалистов, сокращает городскую очередь, давая жилье уже сегодня, а не в перспективе.

– Стремление продавать не просто квартиры, но жилую среду – оно сегодня уместно? Можно ли говорить о появлении качественно нового продукта в результате первой волны кризиса?

– Безусловно. Я бы не стал связывать этот процесс только с кризисом. Основная часть проектов, реализованных за последние годы, часто лишь восполняла дефицит на рынке. Но такие проекты в долгосрочной перспективе неконкурентоспособны.

Новые поколения петербуржцев становятся все более грамотными, ездят по европейским городам, сравнивают качество жизни. Поэтому перед прогрессивными компаниями стоит задача достигать долгосрочной конкурентоспособности на европейском уровне. А это в первую очередь означает грамотное и гармоничное развитие территорий: строительство дорог, социальной инфраструктуры, парков и прочего.

При этом, я считаю, основным девелопером всегда должен быть город. Он задает правила игры, привлекает инвестиции в те районы, куда необходимо, своими ресурсами подталкивает инвестиционную активность бизнеса.

– Многие экономисты, ученые считают, что КОТ слишком дорого обходится Петербургу и есть прямой экономический смысл больше внимания уделять реновации застроенных территорий. Какова ваша позиция в этом отношении?

– При всей сложности процессов реновации, модернизации существующей городской среды эти вопросы для Петербурга более приоритетны, чем географическое расширение границ.

Механизмы реновации – самые сложные для градостроительства во всем мире. Во всех случаях они демонстрируют умение не просто декларировать цели, а увязать интересы бизнеса и города в исторической перспективе и разработать механизм их последовательной реализации. Эта задача абсолютно управленческая, я бы сказал – менеджерская. Необходимо раскрывать возможности территорий для повышения качества жизни. Для нас эта задача относительно новая.

Но исключительно за счет реновации мы не сможем обеспечить потребность города в качественной недвижимости. Обеспеченность жилыми метрами у нас низкая. В странах с растущей экономикой норма строительства не менее метра на человека в год. За десять лет мы должны наполнить город качественным жильем, решить социальные задачи.

– Поправки в 94-ФЗ, которые принимает сейчас Государственная Дума, вызовут изменения в системе госзаказа?

– Думаю, что в результате мы получим больше гарантий, что на госзаказ придут более квалифицированные компании. Сегодня у нас около 10 участников на каждый конкурс приходит, а основной критерий отбора – предложенная минимальная цена. Зачастую на аукционах побеждают низкоквалифицированные компании. Это влечет за собой срывы сроков, плохое качество. Мы вынуждены разрывать контракты, штрафовать подрядчиков. Сейчас рассматривается около 70 дел о прекращении подрядов. Ситуацию необходимо менять.

– Градостроительная стратегия Петербурга – что должно стать в ней главным, на ваш взгляд?

– Мы должны опираться на мировой опыт развития крупных городов. Он заключается в том, что практически все мегаполисы мира за последние 40 лет прошли процесс модернизации. Нам предстоит проделать тот же путь.

Нам наиболее интересен постиндустриальный цикл. Разрастание городов в связи с увеличением количества проживающих, миграция людей в мегаполисы в поисках работы – это сегодня общемировая тенденция.

Наша особенность – центральная, историческая часть города, что накладывает определенные ограничения в развитии. Но во всем остальном мы имеем те же самые проблемы.

По сути, западная градостроительная школа прошла несколько этапов развития. Сегодняшняя тенденция – так называемое устойчивое развитие городов, которое в основном характеризуется задачами по повышению качества жизни. При этом общее понятие качества жизни разбивается на составляющие: вопрос эффективности транспортной системы, в первую очередь системы общественного транспорта, комфортные и экологичные жилые пространства, эффективная инфраструктура для ведения бизнеса, развитие креативных и общественных пространств.

Кроме того, Петербург должен занять свое законное место в системе мировой туриндустрии, потенциал для роста у нас большой. Туристическая привлекательность города опережает возможности инфраструктуры. Думаю, такая тенденция продлится недолго: уже открываются гостиничные комплексы, есть проект аэропорта.

Мы сегодня находимся в начале очередного витка на рынке недвижимости, который будет характеризоваться инвестиционным бумом. Этот бум начнет поглощать городские пространства. Самый актуальный вопрос, насколько качественно он будет это делать. До недавнего времени существовала локальная застройка. Сегодня эта локальная застройка исчерпана, и мы перешли к комплексному развитию.


2,7 млн кв. м составляет объем введенного жилья по итогам 2011 года. Это на 10-12 % больше по сравнению с 2010 годом, когда смогли построить 2,4 млн кв. м.

331 объект находится сегодня в стадии реализации.

До 2,8 млн, по прогнозам, вырастет объема построенного жилья в 2012 году. Выйти на докризисные показатели строительства жилья Петербург сможет к 2015 году.


Подготовила Марина Земляк

Другие материалы по теме

X