жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

RAB. Перезагрузка. Тарифные решения, принятые в 2011г. для структур МРСК, сегодня пересматриваютсядня

В начале января Минэкономразвития РФ заявило о пересмотре прошлогодних тарифных решений, принятых в рамках RAB-регулирования для дочерних структур МРСК. С 1 июля 2012 года прежние параметры тарифообразования будут изменены. Сам период регулирования останется прежним – 5 лет.

Отмены рабочей версии RAB сетевые компании ждали давно. Еще осенью прошлого года руководство Холдинга МРСК заявляло о необходимости отмены действующих планов по RAB.

– Ситуация в отрасли вынуждает нас корректировать инвестпрограммы в сторону уменьшения. Так, в 2011 году вместо запланированных 167 млрд рублей инвестиционная программа Холдинга МРСК была сокращена до 130 млрд руб., – предвосхитил грядущие события заместитель генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Алексей САННИКОВ. – В такой ситуации «перезагрузка» RAB-регулирования неизбежна. В свою очередь, Федеральная служба по тарифам вскоре вынуждена будет пересмотреть параметры RAB. Это для нас тревожный сигнал.

Но я убежден, что для решения задач, которые стоят перед энергетикой, электросетевые организации должны перейти к новой структуре инвестиционных программ. Для МРСК это означает выделение важнейших объектов и перевод их в проектный холдинг.

В ходе 2-й Международной научно-практической конференции «Инновации в электроэнергетическом строительстве» генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей СОРОЧИНСКИЙ высказал осторожные прогнозы по поводу новых параметров RAB:

– Скорее всего, RAB-регулирование будет видоизменено с точки зрения сроков и объемов реализации инвестиционной программы. Активно дискутировался перевод ее с 5-летнего периода на 7-летний. Можно точно сказать одно: те задачи, которые мы ставили в инвестпрограмме до 2015 года, должны быть решены в рамках новой версии RAB. А именно: задача повышения надежности энергоснабжения потребителей, повышения качества и снижения потерь, создание эффективной модели энергосистемы, при которой не было бы «закрытых» зон с точки зрения технологического присоединения к электросетям.

Два шага назад

Сетевые компании МРСК справедливо полагают, что главная причина образовавшегося финансового дефицита проистекает из решения Правительства РФ по снижению тарифной нагрузки на потребителей. Предварительные прогнозы экономического развития сетевых компаний распределительного комплекса на 2012 год оставляют желать лучшего.

– Решения государственной власти и в будущем году поставят электросетевые организации перед непростым выбором. Тарифные планы, которые были заложены, а именно 7% роста до 1 июля и затем, в течение двух лет, уровень инфляции не более 10%, не дают уверенности в том, что ожидаемое обновление электросетевого комплекса станет реальностью, – предостерегает представитель МРСК.

Наконец, в начале января текущего года Минэкономразвития РФ официально сообщило о решении провести «перезагрузку» RAB до 1 июля 2012 года. «Перезагрузка» в данном случае будет означать корректировку базовых параметров долгосрочного тарифа RAB для филиалов Холдинга МРСК. Для всех прочих сетевых компаний, не входящих в Холдинг МРСК и не подконтрольных государству, тарифные решения останутся прежними. Однако это вовсе не исключает проведения федеральным центром политики стимулирования таких компаний к переходу на RAB.

Резкое изменение позиции государства относительно тарификации услуг электросетевых компаний МРСК и смена правил по ходу игры, уже после факта запуска утвержденной модели RAB, негативно скажется на инвестиционной привлекательности всего электроэнергетического сегмента, полагают наблюдатели рынка. Подорванное доверие инвесторов может вернуть дальнейшая твердая позиция государственной власти, не допускающая скоропалительных решений в угоду сиюминутным политическим интересам.

В то же время сами представители федеральных органов власти не склонны связывать поспешный пересмотр тарифных решений Правительства РФ с предстоящими выборами. На такую «непопулярную» меру власти якобы пошли ради «оздоровления экономики в целом за счет оптимизации тарифной нагрузки».

Еще одной новостью стало обсуждение в высших эшелонах власти вопроса о том, что пора бы начать широкомасштабную приватизацию структур МРСК и продажу частным инвесторам наиболее неэффективных «дочек» Холдинга. Переход распредсетей к частному инвестору и создание регулятора, максимально независимого ни от власти, ни от холдинга, по мнению экспертов, позволит уйти из-под тарифных «ножниц» государства, эффективно выстраивая свой бизнес.

Снижение темпов роста сетевых тарифов станет основным инструментом сдерживания роста конечных цен на электроэнергию. Согласно макроэкономическому прогнозу, они вырастут в среднем за 2012 год на 6,5–7,5% для всех категорий потребителей, для населения – на 3% (с учетом роста с 1 июля на 6%). В последующие годы, 2013–2014 гг., прогнозируется рост конечных цен на электроэнергию по 9–11% ежегодно, для населения – по 8–9% в 2013 г. и 10–12% в 2014 г.

Руководители региональных сетевых предприятий реагировали на происходящее в отрасли сдержанно. Генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей Сорочинский отнесся к возможности перезагрузки философски, демонстрируя конструктивный подход:

– Мы вступаем в период пересмотра тарифных решений и «перезагрузки» RAB. По сути, предприятиям отрасли предстоит работать за меньшие деньги с большей эффективностью и производительностью. Сейчас мы формируем инвестиционное предложение и на 2012 год, и на пятилетку, с акцентом на повышение управляемости сети, на развитие и строительство распределительной сети, через реализацию задач по взаиморезервированию и усилению электрических распредсетей. Это в конечном итоге приведет к увеличению надежности энергоснабжения мегаполиса.

Новые параметры

Как сообщили информагентства, Минэкономразвития РФ собирается провести «перезапуск» RAB за счет «снижения оценки базы капитала, ограничения роста операционных затрат, приведения нормативов потерь в соответствие с целями инвестиционных программ». Кроме того, может быть пересмотрена доходность, заложенная в RAB, но только для «старого» капитала. В отношении новых инвестиций, рыночные правила возвратности капитала и его стоимости будут сохранены.

В конце января 2012 г. ФСТ России был опубликован долгожданный проект постановления Правительства РФ об изменении основ ценообразования в электроэнергетике. Документ определяет условия перезапуска RAB для структур Холдинга МРСК и территориальных сетевых организаций (ТСО). То есть в нем обозначены конкретные параметры новой версии RAB. Проект постановления Правительства предусматривает ограничение роста «котлового» тарифа (в него входят тарифы ФСК, МРСК и ТСО) в пределах 11% в 2012 году. Среди важных нововведений в проекте выделено новое условие перехода и корректировки параметров RAB.

Стремясь снизить рост тарифа, власти подталкивают сетевые компании активнее привлекать кредиты: отныне величина заемных средств в сетевой компании на конец каждого года должна составлять не менее 25% от инвестированного капитала. В 2012 году размер базы капитала будет определяться как база 2011 года плюс новые объекты по цене, определенной инвестпрограммой компании. А с 2013 года – по цене не выше типовых расценок капстроительства, утверждаемых наблюдательным советом НП «Совет рынка», проинформировало РБК.

Новые низкоэффективные мощности будут тарифицироваться по понижающим коэффициентам, что должно предотвратить строительство недозагруженных объектов. Соответственно, строительство энергообъектов и инвестпрограммы энергокомпаний должны быть синхронизированы с программами развития территорий. Вложения будут учитываться в тарифах не по факту осуществления капитальных затрат, а после ввода сетей в эксплуатацию.

Предварительно был решен еще один принципиальный вопрос: в базе капитала будут учитываться средства от допэмиссий в пользу государства. Как утверждает источник РБК, в ФСТ России по представленному проекту правительственного документа еще существует ряд разногласий. Представленный вариант обновленного RAB далеко не окончательный.

На вопрос о причинах перезапуска RAB власти и бизнес отвечают по-разному. Если покопаться в истории, напоминают аналитики, на родине RAB, в Великобритании, переход на такую систему тарифообразования, начатый в 90-е годы, проводился для повышения эффективности за счет снижения издержек, а рост инвестиций был разрешен лишь 15 лет спустя, что позволило избежать взлета тарифов.


Отмены рабочей версии RAB сетевые компании ждали давно. Еще осенью прошлого года руководство Холдинга МРСК заявляло о необходимости отмены действующих планов по RAB.

– Ситуация в отрасли вынуждает нас корректировать инвестпрограммы в сторону уменьшения. Так, в 2011 году вместо запланированных 167 млрд рублей инвестиционная программа Холдинга МРСК была сокращена до 130 млрд руб., – предвосхитил грядущие события заместитель генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Алексей САННИКОВ. – В такой ситуации «перезагрузка» RAB-регулирования неизбежна. В свою очередь, Федеральная служба по тарифам вскоре вынуждена будет пересмотреть параметры RAB. Это для нас тревожный сигнал.

Но я убежден, что для решения задач, которые стоят перед энергетикой, электросетевые организации должны перейти к новой структуре инвестиционных программ. Для МРСК это означает выделение важнейших объектов и перевод их в проектный холдинг.

В ходе 2-й Международной научно-практической конференции «Инновации в электроэнергетическом строительстве» генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей СОРОЧИНСКИЙ высказал осторожные прогнозы по поводу новых параметров RAB:

– Скорее всего, RAB-регулирование будет видоизменено с точки зрения сроков и объемов реализации инвестиционной программы. Активно дискутировался перевод ее с 5-летнего периода на 7-летний. Можно точно сказать одно: те задачи, которые мы ставили в инвестпрограмме до 2015 года, должны быть решены в рамках новой версии RAB. А именно: задача повышения надежности энергоснабжения потребителей, повышения качества и снижения потерь, создание эффективной модели энергосистемы, при которой не было бы «закрытых» зон с точки зрения технологического присоединения к электросетям.

Два шага назад

Сетевые компании МРСК справедливо полагают, что главная причина образовавшегося финансового дефицита проистекает из решения Правительства РФ по снижению тарифной нагрузки на потребителей. Предварительные прогнозы экономического развития сетевых компаний распределительного комплекса на 2012 год оставляют желать лучшего.

– Решения государственной власти и в будущем году поставят электросетевые организации перед непростым выбором. Тарифные планы, которые были заложены, а именно 7% роста до 1 июля и затем, в течение двух лет, уровень инфляции не более 10%, не дают уверенности в том, что ожидаемое обновление электросетевого комплекса станет реальностью, – предостерегает представитель МРСК.

Наконец, в начале января текущего года Минэкономразвития РФ официально сообщило о решении провести «перезагрузку» RAB до 1 июля 2012 года. «Перезагрузка» в данном случае будет означать корректировку базовых параметров долгосрочного тарифа RAB для филиалов Холдинга МРСК. Для всех прочих сетевых компаний, не входящих в Холдинг МРСК и не подконтрольных государству, тарифные решения останутся прежними. Однако это вовсе не исключает проведения федеральным центром политики стимулирования таких компаний к переходу на RAB.

Резкое изменение позиции государства относительно тарификации услуг электросетевых компаний МРСК и смена правил по ходу игры, уже после факта запуска утвержденной модели RAB, негативно скажется на инвестиционной привлекательности всего электроэнергетического сегмента, полагают наблюдатели рынка. Подорванное доверие инвесторов может вернуть дальнейшая твердая позиция государственной власти, не допускающая скоропалительных решений в угоду сиюминутным политическим интересам.

В то же время сами представители федеральных органов власти не склонны связывать поспешный пересмотр тарифных решений Правительства РФ с предстоящими выборами. На такую «непопулярную» меру власти якобы пошли ради «оздоровления экономики в целом за счет оптимизации тарифной нагрузки».

Еще одной новостью стало обсуждение в высших эшелонах власти вопроса о том, что пора бы начать широкомасштабную приватизацию структур МРСК и продажу частным инвесторам наиболее неэффективных «дочек» Холдинга. Переход распредсетей к частному инвестору и создание регулятора, максимально независимого ни от власти, ни от холдинга, по мнению экспертов, позволит уйти из-под тарифных «ножниц» государства, эффективно выстраивая свой бизнес.

Снижение темпов роста сетевых тарифов станет основным инструментом сдерживания роста конечных цен на электроэнергию. Согласно макроэкономическому прогнозу, они вырастут в среднем за 2012 год на 6,5–7,5% для всех категорий потребителей, для населения – на 3% (с учетом роста с 1 июля на 6%). В последующие годы, 2013–2014 гг., прогнозируется рост конечных цен на электроэнергию по 9–11% ежегодно, для населения – по 8–9% в 2013 г. и 10–12% в 2014 г.

Руководители региональных сетевых предприятий реагировали на происходящее в отрасли сдержанно. Генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей Сорочинский отнесся к возможности перезагрузки философски, демонстрируя конструктивный подход:

– Мы вступаем в период пересмотра тарифных решений и «перезагрузки» RAB. По сути, предприятиям отрасли предстоит работать за меньшие деньги с большей эффективностью и производительностью. Сейчас мы формируем инвестиционное предложение и на 2012 год, и на пятилетку, с акцентом на повышение управляемости сети, на развитие и строительство распределительной сети, через реализацию задач по взаиморезервированию и усилению электрических распредсетей. Это в конечном итоге приведет к увеличению надежности энергоснабжения мегаполиса.

Новые параметры

Как сообщили информагентства, Минэкономразвития РФ собирается провести «перезапуск» RAB за счет «снижения оценки базы капитала, ограничения роста операционных затрат, приведения нормативов потерь в соответствие с целями инвестиционных программ». Кроме того, может быть пересмотрена доходность, заложенная в RAB, но только для «старого» капитала. В отношении новых инвестиций, рыночные правила возвратности капитала и его стоимости будут сохранены.

В конце января 2012 г. ФСТ России был опубликован долгожданный проект постановления Правительства РФ об изменении основ ценообразования в электроэнергетике. Документ определяет условия перезапуска RAB для структур Холдинга МРСК и территориальных сетевых организаций (ТСО). То есть в нем обозначены конкретные параметры новой версии RAB. Проект постановления Правительства предусматривает ограничение роста «котлового» тарифа (в него входят тарифы ФСК, МРСК и ТСО) в пределах 11% в 2012 году. Среди важных нововведений в проекте выделено новое условие перехода и корректировки параметров RAB.

Стремясь снизить рост тарифа, власти подталкивают сетевые компании активнее привлекать кредиты: отныне величина заемных средств в сетевой компании на конец каждого года должна составлять не менее 25% от инвестированного капитала. В 2012 году размер базы капитала будет определяться как база 2011 года плюс новые объекты по цене, определенной инвестпрограммой компании. А с 2013 года – по цене не выше типовых расценок капстроительства, утверждаемых наблюдательным советом НП «Совет рынка», проинформировало РБК.

Новые низкоэффективные мощности будут тарифицироваться по понижающим коэффициентам, что должно предотвратить строительство недозагруженных объектов. Соответственно, строительство энергообъектов и инвестпрограммы энергокомпаний должны быть синхронизированы с программами развития территорий. Вложения будут учитываться в тарифах не по факту осуществления капитальных затрат, а после ввода сетей в эксплуатацию.

Предварительно был решен еще один принципиальный вопрос: в базе капитала будут учитываться средства от допэмиссий в пользу государства. Как утверждает источник РБК, в ФСТ России по представленному проекту правительственного документа еще существует ряд разногласий. Представленный вариант обновленного RAB далеко не окончательный.

На вопрос о причинах перезапуска RAB власти и бизнес отвечают по-разному. Если покопаться в истории, напоминают аналитики, на родине RAB, в Великобритании, переход на такую систему тарифообразования, начатый в 90-е годы, проводился для повышения эффективности за счет снижения издержек, а рост инвестиций был разрешен лишь 15 лет спустя, что позволило избежать взлета тарифов.


12% будет ограничен рост тарифной выручки дочерних компаний ОАО «Холдинг МРСК» с 1 июля 2012 года, согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, подготовленному Минэкономразвития России.

На уровне 10% рост сохранится в 2013 и 2014 гг.


Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X