жк днепропетровская 37 студия 3.3

Актуальное

Революция в сети. Эксперты о переходе электроэнергетики на инновационные рельсы

Путь внедрения инноваций в электросетевом сегменте усеян множеством препятствий, тормозящих приток инвестиций в отрасль. Революционный рост возможен при условии выполнения ряда задач, одна из которых – преодоление импорта технологий и оборудования.

Российский электросетевой комплекс, по оценкам экспертов, находится сегодня на грани коллапса. Он требует от передовых российских и зарубежных энергетических компаний и поставщиков оборудования мощного притока инновационных решений и технологий. Об этом шла речь на II Международной научно-практической конференции «Инновации в электроэнергетическом строительстве», состоявшейся в Санкт-Петербурге.

Тотальная интеллектуализация

В ходе панельной дискуссии обсуждались степень ответственности строителей и энергокомпаний за надежность и безопасность объектов энергетики на протяжении жизненного цикла, техническое и финансовое обеспечение модернизации отрасли. Идея внедрения инноваций в электроэнергетический сектор приобретает практический смысл в том случае, если определены актуальные направления для развития, в частности, сетевого хозяйства и выстроены надежные профессиональные связи между всеми участниками процесса.

– Сегодня строители и энергетики отвечают на новый вызов времени, когда ключевым ориентиром становится общесистемная интеллектуализация отрасли, – утверждает министр энергетики РФ Сергей ШМАТКО. – Будущий облик энергетики характеризуется новым технологическим базисом – «умными» сетями, высокоэффективной генерацией, технологиями бережливой энергетики, новыми подходами к управлению, расширением возможностей потребителей.

Сейчас, по мнению энергетиков, параметры инновационного развития электросетевого комплекса прописаны достаточно жестко, именно они формируют правила игры на рынке.

– Очевидно, что крупные корпорации будут задавать тон. Программы инновационного развития, которые сформированы практически всеми крупными электроэнергетическими предприятиями России, послужат драйвером экономического и технологического роста страны, – прогнозирует заместитель генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Алексей САННИКОВ. – Но колоссальный вклад в успех инноваций вносит также огромное количество субподрядчиков, поставщиков, смежников, связанных с деятельностью электросетевых компаний. Поэтому не менее важно и то, как согласованы между собой программы инновационного развития, какие возникают сложности и транзакционные издержки на стыке интересов, как можно сформировать согласованное видение общих задач и гармонизировать стандарты компаний с учетом интересов всех сторон.

Сражение за финансы

Анализ отраслевых показателей показал, что резкий прирост инвестиций в электросетевом сегменте наблюдался в 2007–2009 годах. К настоящему моменту объем инвестиционных средств в распределительное сетевое хозяйство практически удвоился. Однако и этих средств категорически не хватает. Инвестиционные программы энергокомпаний корректируются в сторону уменьшения. Комментирует ситуацию А. Санников:

– Сегодня инвестиционная программа операционных компаний Холдинга МРСК насчитывает порядка 50 000 титулов, различных по значимости и объемам капитальных вложений (от 500 тыс. до 4,5 млрд рублей). По инициативе управляющей компании МРСК совершенствуется процесс управления проектами. В этом году крупнейшие из них были дифференцированы с целью снижения рисков. Крупнейших проектов, заложенных в инвестпрограмму МРСК на ближайшие пять лет, насчитывается порядка 400. Однако пока ни подрядчики, ни заказчики не готовы к работе с ними на основе проектного управления.

Между тем в 2011 году вместо запланированных 160 млрд рублей инвестпрограмма Холдинга МРСК была сокращена до 130 млрд рублей. Решения Правительства РФ по снижению тарифной нагрузки на потребителей и в будущем году поставят электросетевые организации в сложное положение.

– Заложенные тарифные планы не дают уверенности в том, что ожидаемое обновление электросетевого комплекса станет реальностью, – полагает А. Санников. – В последние несколько лет отечественные проекты в области энергетического строительства носили исключительно эволюционный характер. Революционный путь, которого ждут от нас федеральное правительство и потребители, возможен только при грамотной технической политике и эффективной службе заказчика. Нам нужно вырастить квалифицированных и эффективных подрядчиков и проектантов.

Я убежден: электросетевые организации должны перейти к новой структуре инвестиционных программ. В 2011 году руководством МРСК было принято решение о реорганизации структурного блока капитального строительства с выделением обособленных подразделений, которые будут управлять приоритетными проектами. Данный тип управления был апробирован на энергообъектах, вошедших в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, а также на ряде объектов Северного Кавказа и Санкт-Петербурга.

Генераторы – против

Более скептический взгляд на перспективы скорого внедрения инноваций высказывает директор департамента по внешним связям НП «Совет производителей энергии» Антон ВИВЧАР:

– Перейти на инновационные рельсы нам мешает отсутствие реального рынка и финансовых связей. Формально преобразование рынка и легализованной сферы электроэнергетики завершено. На деле же мы имеем экономически необоснованное ограничение роста тарифов, волюнтаристское перераспределение государством средств внутри отрасли. И самое неприятное – постоянное и внезапное изменение правил игры, прикрытое непрозрачными решениями регулирующих органов.

В сложившейся ситуации частные инвесторы постепенно начнут уходить из отрасли. Признаки этого процесса проявляются уже сегодня в виде процессов слияния и поглощения компаний. Можно прогнозировать, что цены для потребителей вырастут очень быстро из-за отсутствия эффективного собственного потребления энергоресурсов. А крупные потребители, не заинтересованные в заключении долгосрочных договоров, уже создают собственную генерацию в регионах.

Факторы, препятствующие внедрению современных технических разработок в энергостроительстве, обозначил в своем выступлении генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Дмитрий МУРЗИНЦЕВ:

– С одной стороны, инновации являются одним из основных важнейших элементов государственной политики. На самом высоком уровне нам говорят о том, что пора отойти от модели отраслевой экономики и заниматься инновациями и внедрением передовых технологий.

На деле процесс внедрения новых технологий тормозится за счет громадного количества административных барьеров. Очень продолжителен этап согласования технических регламентов по возможности применения современных технологий. Устаревшие технические регламенты и отсутствие сметных нормативов для инновационных технологий и оборудования вынуждают заменять их аналогами, что приводит к искажению сметной стоимости строительства.

О замещении импорта

Своими наблюдениями поделился генеральный директор ОАО «Ленэнерго» Андрей СОРОЧИНСКИЙ:

– Сегодня на уровне Холдинга МРСК, корпоративного лидера отрасли, создается главное – адекватная система поиска и отбора фундаментальных инновационных идей и наработок, которые могут быть реализованы в среднесрочной перспективе. Не хватает адекватного контроля за эффективной деятельностью в капитальном строительстве.

Региональные сетевые компании вынуждены вести закупки готовых зарубежных технологий и оборудования. Фактически они тиражируют технические решения, которые не всегда отвечают современным требованиям по энергоэффективности. Отсутствует организованная контролируемая система типового проектирования. Низка степень модификации и стандартизации проектов.

При всем многообразии проектных решений и многообразии видов применяемого оборудования многие из них не являются последними достижениями науки и техники. Это приводит к удорожанию эксплуатации оборудования и существенной зависимости заказчика от поставщика. Создание систем типового проектирования, работа по модификации и стандартизации проектов – важная задача для развития отрасли.

Одна из главных целей, которые стоят перед государственной властью как федерального, так и субфедерального уровня, – импортозамещение в части оборудования регулируемых отраслей экономики.

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X