жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Иногда они возвращаются. Руководитель НП «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса» (АСДОР) Ю.А. Агафонов анализирует перспективы региональных дорожных фондов

С 1 января 2012 года снова учреждаются региональные дорожные фонды. Формировать их предстоит за счет акцизов на ГСМ, транспортного налога и «иных поступлений». А тратить – исключительно на строительство, содержание и ремонт дорог и мостов.

Закон № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который продекларировал возвращение в российскую практику дорожных фондов, появился 6 апреля 2011 года. Но и для чиновников, и для дорожников вполне очевидно, что дорожные фонды всех проблем, накопившихся в отрасли, не решат.

По данным некоммерческого партнерства «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса» (АСДОР), доход региональных дорожных фондов в РФ в 2012 году составит 333 млрд руб. В 2013-м он не превысит 386 млрд. При этом содержание, текущий и капитальный ремонт дорог регионального значения согласно нормативам требуют не менее 965 млрд руб. в год. Это означает, что средств не хватит даже на содержание существующей инфраструктуры, а про новое строительство можно просто забыть.

Подробности – в интервью с руководителем некоммерческого партнерства «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса» (АСДОР) Юрием Анатольевичем АГАФОНОВЫМ.

– За счет акцизов на бензин и транспортного налога в Петербурге соберут не более чем 15,5 млрд руб. А объем регионального дорожного фонда в 2012 году, по прогнозам, должен составить 45 млрд руб. За счет каких источников?

Agafonof_66.jpg– Просто бюджет Санкт-Петербурга может дополнительно выделить деньги на дорожное хозяйство за счет других статей. То, что в законе обозначено в качестве «дополнительных источников» – штрафные санкции за перегруз грузового транспорта и др., большой роли не сыграет, там могут быть лишь небольшие поступления.

– То есть кроме акцизов и транспортного налога будет продолжаться прямое бюджетное финансирование строительства, содержания и ремонта дорог?

– Изначально у многих сложилось неверное представление о том, что будет создана отдельная структура – дорожный фонд. А в действительности приняты поправки в Бюджетный кодекс, где прописаны доходные статьи бюджета и указано, на какие цели они должны быть потрачены. Две доходные статьи – акцизы на ГСМ и транспортный налог – теперь защищены. Деньги по-прежнему находятся в бюджете, но никто не имеет права произвольно направить их на другие нужды. Только на транспортные объекты.

Ведь если Петербург всегда выделял максимум возможных средств на дороги, то в других регионах дело обстояло иначе. Например, в Карелии доход по этим статьям составляет 2 млрд 380 млн руб. Но два года подряд – в 2009 и 2010 годах – из этой суммы на дороги выделяли только 1 млрд. Есть немало регионов, где на дороги выделяются еще меньшие средства. С 1 января 2012 года эти деньги можно будет направлять только на дорожное строительство, содержание и ремонт.

Второй плюс дорожных фондов в том, что у заказчика появляется стабильность в планировании работ. Можно строить довольно четкий прогноз на три года вперед, основанный на расчете источников пополнения дорожных фондов. Стабильность планирования появляется и у подрядчиков. Третье преимущество – теперь стали возможны переходящие адреса.

– Больше нет необходимости все средства осваивать в рамках одного финансового года?

– Да. И это очень важно, поскольку позволяет уйти от бессмысленной гонки. Когда готовился законопроект по дорожным фондам, в качестве дополнительных источников рассматривались 1,5% налога на прибыль и 4% НДС. В результате в последний момент эти цифры из окончательной редакции закона были вычеркнуты.

По предварительным расчетам, если брать в среднем по субъектам Федерации, доходная часть регионального дорожного фонда будет составлять 30% от нормативной потребности дорожного хозяйства. В отдельных регионах, таких как Карелия, эта сумма составит не более 13% от необходимого объема финансирования.

– И поэтому АСДОР предлагает государству направлять 5% от НДС в региональные дорожные фонды?

– Да. Если наше предложение будет принято, тогда суммарно мы выйдем на 60% от нормативной потребности. Если вернуться к примеру Карелии, там на новое строительство в 2012 году осталось 34 млн руб. При этом у них 68 деревянных мостов в аварийном состоянии. Их надо либо срочно ремонтировать, либо прекращать их эксплуатацию. 34 млн в таких условиях – это ничто. А еще им предстоит возвращать Федерации взятый ранее бюджетный кредит. Эти кредиты теперь будут погашаться из средств дорожного фонда.

– Какие еще приемлемые пути для наполнения дорожных фондов вы видите?

– Обсуждаются разные предложения. Некоторые считают, что надо повысить акцизы на ГСМ. Но это не решит проблему, зато приведет к тому, что нефтяники сразу поднимут цены. Транспортники, со своей стороны, усиленно лоббируют отмену транспортного налога. На мой взгляд, этого делать категорически нельзя. В регионах это единственный стабильный источник пополнения дорожных фондов.

Если рассматривать проблему в комплексе, можно пойти по зарубежному пути. В западных странах дорожные деньги уже заложены в цену дизельного топлива или бензина. В среднем около 50%, в некоторых странах – до 80%. У нас – порядка 25%, не больше. В Европе очень высокие проценты отчислений на дорожную деятельность, при том что разветвленная дорожная сеть там уже построена. А у нас ее нет, и мы выделяем копейки.

В 2003 году на эту систему собирались перейти. Но руководителей АЗС обязали добровольно прийти в налоговую инспекцию, чтобы получить сертификат об уплате налогов. В тот год государство, по приблизительным подсчетам, потеряло 140 млрд руб. дорожных денег. Поэтому от этой системы пришлось отказаться и вернуться к централизованному налогообложению.

– Как вы относитесь к идее списать или реструктурировать долги субъектов перед Федерацией по бюджетным кредитам? Особенно если регион участвовал в финансировании строительства или ремонта федеральных магистралей?

– Сейчас в Бюджетном кодексе отменили субсидии, которые раньше страна выделяла регионам. Но в рамках того финансирования, которое сейчас есть, ничего не построишь. Более того, некоторые магистрали в регионах до сих пор строили с привлечением субсидий, а потом передавали дорожные объекты федеральному центру.

В Карелии, например, строят дорогу до вновь открывающегося пограничного пункта. Когда работы закончатся, трасса будет федеральной. Получается, что сейчас регион тратит свои деньги, которых не хватает на другие объекты, а потом остается и вовсе ни с чем. Поэтому желание карельских руководителей списать часть долгов в федеральный бюджет вполне законно.

Здесь может быть только два подхода. Либо доходные статьи должны быть достаточно велики, чтобы регионы могли не обращаться за субсидиями. Или надо выделять средства.

– Закон дает право муниципальным образованиям создавать собственные фонды – на добровольной основе. Откуда взять финансирование для них? Региональным фондам придется поделиться?

– Субъекты Федерации в рамках дорожного фонда предусматривают отчисления в муниципальные дорожные фонды. Размеры зависят от решений законодательных собраний и правительства субъекта, от того, как власти собираются поступать с муниципальными дорогами. Например, Лен-область неоднократно пыталась передать муниципальные дороги на содержание муниципалитетам, но дальше дело не пошло.

Для того чтобы действительно передать дороги на баланс муниципалитетам, необходимы специалисты, которые этим бы занимались. И, конечно, финансирование. А его нет. В результате идея не получила развития.

– В интернет-сообществе говорят, что в 2001 году дорожные фонды упразднили из-за высокой коррупционной составляющей. Могут ли опять возникнуть проблемы такого характера?

– Тогда крупными налогоплательщиками была пролоббирована отмена оборотных налогов, составляющих доходную часть внебюджетных дорожных фондов. Сегодня дорожный фонд – неотъемлемая часть бюджета. И органы контроля, а их достаточно много, в равной степени контролируют целевое использования всех его статей.

– После корректировок бюджета на 2012 год увеличены суммы на содержание дорог – до 8,7 млрд и на их капитальный и текущий ремонт – до 7,7 млрд. Какая это доля от нормативной потребности дорог в ремонте?

– В Санкт-Петербурге ежегодно необходимо выделять на дорожную деятельность не менее 40 млрд руб., и это не считая затрат на Западный скоростной диаметр. В городе есть много объектов, требующих незамедлительной реконструкции или нового строительства.

Необходимо срочно построить как минимум пять мостов. Возле станций метрополитена и на перегруженных перекрестках надо срочно строить подземные и надземные пешеходные переходы. На безопасности жителей экономить нельзя! Чтобы очистить магистрали и улицы города от круглосуточной парковки, необходимо строить паркинги. Проблему надо срочно решать!

Подготовила Наталья Андропова

Другие материалы по теме

X