жк днепропетровская 37 евродвушка

Качество – основа доверия. Представители государства и бизнеса о повышении качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Повышение качества услуг в ЖКХ стало главной заботой не только потребителей и госструктур, но и тех, кто приходит в этот бизнес с расчетом остаться надолго.

Именно качество стало центральной темой для дискуссий на VII Международной специализированной выставке «ЖКХ России» осенью 2011 года. Ему же было посвящено Всероссийское совещание «Обеспечение благоприятных условий проживания граждан за счет внедрения эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством», организованное Фондом содействия реформированию ЖКХ и администрацией Санкт-Петербурга.

Снять негатив

Эксперты единодушны: пришло время пересмотреть отношение общества к проблемам ЖКХ, изменить принципы управления жильем. В сферу ЖКХ приходят новые люди, на рынок выходят новые управляющие компании. Власть пытается сделать этот бизнес более прозрачным.

Андрей Геннадьевич НАЗАРОВ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, член Межведомственной комиссии по координации работы по проверке в сфере деятельности ТСЖ и управляющих организаций в Республике Башкортостан, считает, что главная цель управляющих компаний состоит не в получении прибыли, а в создании комфортной жизни для жителей домов. Его беспокоит рост тарифов ЖКХ.

По данным эксперта, в развитых странах мира за коммунальные услуги платят меньше. Например, в Австрии плата составляет лишь 9% от доходов семьи. В Польше эта цифра равняется 10%. Российская семья сегодня платит за коммунальные услуги 40% от своих доходов. По мнению Назарова, реальные расходы российской семьи на коммунальные услуги не должны превышать 10% ее доходов.

За последние годы в Жилищном кодексе изменились 30 статей. Они касаются порядка проведения собрания ТСЖ, обязанностей членов ТСЖ. Теперь местные власти могут проверять деятельность управляющих компаний.

А. Назаров рассказал об итогах проверки деятельности ТСЖ и управляющих организаций в Республике Башкортостан. Межведомственная комиссия выявила 28 тысяч нарушений, что составляет примерно 4,5 нарушения на каждый дом. Наведение порядка в сфере ЖКХ возможно только в том случае, если муниципалитеты смогут контролировать деятельность ТСЖ и управляющих компаний.

Доцент кафедры национальной экономики и оценки бизнеса Московского государственного строительного университета, генеральный директор ЗАО «АКЦ Жилкомаудит» Ирина Петровна МАЛИКОВА предложила внести дополнения в Жилищный кодекс, по которым застройщик получал бы плату за управление домом. Она также внесла предложение относительно деятельности советов многоквартирных домов. Сейчас граждане не хотят работать в этих советах бесплатно. Надо дать право устанавливать вознаграждение членам совета дома.

В поправках нуждается и положение об использовании общего имущества. И. Маликова предложила исключить из налогооблагаемой базы доходы от использования общего имущества.

Сегодня полную информацию о деятельности управляющих компаний могут потребовать собственники жилья и органы местного самоуправления. Ирина Петровна предлагает ограничить предоставление такой информации. Сейчас 80% платежей граждан составляет оплата коммунальных услуг. Чтобы их снизить, необходимо отрегулировать тарифную политику ресурсоснабжающих организаций.

Зачем идти в бизнес

Представители управляющих компаний активно участвуют в дискуссиях. Например, Игорь Владимирович ШИРОКОВ, председатель совета директоров управляющей компании «ПромИнвест», считает, что на рынке должны быть созданы условия для появления максимально большого количества управляющих организаций.

Деятельности управляющих компаний мешают две проблемы. Первая – недостаточная финансовая прозрачность УК. Вторая – плановая убыточность предприятий ЖКХ, огромное количество недоделанного капремонта, отсутствие инвестиций в отрасли. Задолженность по коммунальным платежам по-прежнему «вешается» на управляющие компании.

При этом во всем мире жилищно-коммунальное хозяйство – стабильный бизнес. С предпринимательской точки зрения, сейчас наступает хороший момент для того, чтобы прийти в эту сферу. Но в России нужно продумать договорную и законодательную базу для того, чтобы управляющие организации могли получать прибыль.

Директор по стратегии и развитию ОАО «МКС» Андрей Юрьевич ДЕМИН рассуждает о системе отношений и ценностей в сфере ЖКХ под углом стандартизации управления многоквартирными домами. По его мнению, проведя приватизацию в жилищной сфере, государство создало класс безответственных собственников. Собственники не хотят оплачивать реальное содержание своих домов. Общее состояние жилого фонда Российской Федерации катастрофически ухудшается.

Одна из серьезных проблем в сфере ЖКХ – взаимоотношения собственников и управляющих организаций. Чтобы урегулировать эти отношения, нужно определить стандартами перечень услуг. Предполагается, что это будет сделано постановлением правительства.

Второй серьезной проблемой Андрей Юрьевич назвал взаимоотношения в цепочке «управляющая компания – ресурсо-снабжающая организация – потребитель». Проблему можно решить, выстраивая отношения между жителями и ресурсо-снабжающими организациями. Андрей Юрьевич попытался ответить на вопрос, который волнует многих: зачем люди занимаются управлением жилым фондом. Большинство управляющих организаций зарабатывает на подрядах. Кроме того, вложения в эту сферу рассматриваются как инвестиции в будущее бизнеса.

Третий игрок – муниципалитет

Сергей Николаевич Давыдов, председатель Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Липецка, член наблюдательного совета Национального жилищного конгресса, комментирует деятельность третьего игрока на рынке ЖКХ – муниципальной власти. В Липецке создана автоматизированная система мониторинга: управляющие компании заносят информацию о выполненных работах и ценах на услуги в единую информационную базу.

В Липецке управляющие компании работают при поддержке муниципалитетов, местная власть имеет кредит доверия. В нынешней ситуации, отметил Сергей Николаевич, управляющие компании становятся заложниками ресурсоснабжающих организаций, постоянно повышающих тарифы. И пока это так, невозможно добиться, чтобы качество услуг было высоким, а цена – экономически обоснованной.

Выступление Виталия Константиновича ЧААДАЕВА, генерального директора ЗАО «Ресурсная инвестиционная компания», было посвящено условиям организации эффективного контроля над качеством жилищно-коммунальных услуг. Он отметил, что совокупный оборот денежных средств в системе ЖКХ России составляет 3 трлн рублей. Дебиторская задолженность находится на уровне 10% от этой суммы.

По мнению Чаадаева, эффективный контроль качества жилищно-коммунальных услуг возможен только при наличии информационных баз. Потери за счет недостоверной информации составляют 300–400 млрд рублей ежегодно. Виталий Константинович предлагает создать единые муниципальные информационные базы, разработать стандарты сервисного обслуживания и сбора информации.

Статья 65 Жилищного кодекса обязывает муниципалитеты информировать граждан об услугах управляющих компаний. Ряд муниципальных образований на территории Российской Федерации формируют у себя единые базы данных. Это помогает минимизировать ошибки, снизить тарифную нагрузку на население. Информационная база данных дает гражданину инструмент общественного и государственного контроля над управляющими организациями.

Недоремонт – в собственность

Особое мнение на проблемы отрасли высказывает Марина Яковлевна АКИМОВА, председатель правления Ассоциации жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья Санкт-Петербурга:

– В основе отношений «управляющая компания – собственник» лежит оформленное имущество собственника. Земля у большинства собственников не оформлена, поэтому трудно выяснить, что он должен и чего не должен убирать. Было представление прокуратуры о том, что мы не должны убирать территорию, примыкающую в радиусе 5 м к оформленному в собственность земельному участку. Внутридворовые дороги также не переданы собственникам жилья.

Теперь рассмотрим сам дом. В нет есть подвалы, есть чердаки. Все это общедомовое имущество сейчас отнимается у жителей. На основании чего? Доказывается, что помещение зарегистрировано Комитетом по управлению городским имуществом. На самом деле это просто воровство долевой собственности. Идет битва за подвалы и чердаки.

Как бороться за имущество, которое принадлежит жильцам? Нужно каким-то образом зарегистрировать общедолевую собственность, хотя этот механизм пока неотработан. Главное в том, что власти должны, наконец, определить, что именно они передают в управление жильцам. И тогда мы узнаем, чем мы управляем и за что мы платим, что делает ТСЖ и что делает управляющая компания.

Закон о приватизации гласит, что дом должен быть отремонтирован за счет государства, прежде чем будет передан в управление собственникам. Конституционный суд эту статью закона подтверждает. И правительство не отменило ни закон, ни статью. Сегодня известны случаи, когда собственники квартир на собраниях отказываются вносить даже 5% от стоимости капремонта, потому что этот ремонт им обязаны были сделать. Очевидно, что сейчас в деле управления ЖКХ остается масса нерешенных проблем.

 Подготовила Елена Шульгина

Другие материалы по теме

X