жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Успех реформы – в комплексном подходе. О том, как обеспечить финансовую стабильность ЖКХ, — в интервью с директором ГКУЖА Василеостровского района М.И. Титовым

ЖКХ города и района – сложный производственно-технический комплекс. Это отрасль, которая оказывает влияние на качество жизни каждого человека.

Повышение устойчивости, надежности и финансовой стабильности систем жизнеобеспечения – вот цель реформирования ЖКХ. Таково мнение нашего собеседника – директора ГКУЖА Василеостровского района Михаила Ивановича ТИТОВА.

– Как идет реформа ЖКХ в районе? Способны ли мероприятия по реформированию, предусмотренные законодательством, существенно улучшить состояние коммунального хозяйства?

– Наша работа основана на Концепции реформирования городского хозяйства. Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга № 431, это комплекс мероприятий. В него входит работа по совершенствованию системы управления многоквартирными домами. В районе действуют четыре крупные управляющие организации и более 20 небольших УК. Это создает конкуренцию и, соответственно, позволяет повысить эффективность жилищно-коммунальной сферы, добиться улучшения качества обслуживания.

За последние пять лет существенно возрос объем финансирования капитального ремонта. За этот период на капремонт жилых домов и благоустройство дворов Васильевского острова направлено около 3 млрд рублей, то есть в два раза больше, чем до реформы. В итоге отремонтированы инженерные коммуникации 200 домов, капитально отремонтировано 450 000 кв. м фасадов, проведены реконструкция и капитальный ремонт 500 лифтов.

В денежную форму переведены льготы и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Удалось добиться стабильности в финансовом обеспечении содержания жилищного хозяйства как за счет средств, поступающих от потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Совершенствование тарифной политики в городе позволило улучшить устойчивость и надежность функционирования ЖКХ района, решать задачи его социально-экономического развития.

Создана система информирования населения и обратной связи. У каждой управляющей компании есть свой сайт, где размещается информация о работах по текущему ремонту в конкретных домах и расходуемых на это средствах. Там же есть подробные сведения о планах на капитальный ремонт. С 2011 года в районе запущена автоматизированная система электронного документооборота и делопроизводства, которой активно пользуются жители. Раз в квартал проводятся расширенные собрания УК, на которых директора отчитываются перед жильцами, в том числе и по финансовым вопросам.

Теперь о недостатках. Они, к сожалению, есть. Например, приватизация придомовых территорий. Передача в общую долевую собственность земельных участков с границами по периметру дома привела к появлению «бесхозных» территорий и увеличению бюджетных расходов на их содержание.

Нельзя не вспомнить и о недочетах в тарифной политике. Из-за отсутствия четкой составляющей затрат на вывоз снега, а также очистку кровель от снега и наледи в действовавших в 2009–2010 годах тарифах по квартплате, выросли убытки управляющих компаний. В результате в 2010 году они не смогли предоставить населению услуги в требуемом объеме.

Кроме того, постоянно ощущается кадровый голод. Отсутствие необходимого количества квалифицированных работников неизбежно влияет на качество предоставляемых услуг.

– У вас есть предложения?

– Здесь требуется комплекс мероприятий, взаимодействие жилищных организаций и населения. Реформирование ЖКХ невозможно без активного участия собственников жилья в управлении многоквартирными домами. Без их поддержки не дадут эффекта экономические преобразования и мероприятия, которые требуются для формирования системы, финансово привлекательной и комфорт-ной для рынка и жителей.

Надо добиться, чтобы критерии для допуска компаний на рынок жилищных услуг эффективно работали. Прием на работу в жилищно-коммунальную сферу должен проводиться в соответствии с квалификационными требованиями.

Надо активизировать работу саморегулируемых объединений – ассоциаций УК со специально созданными при них фондами. В состав Ассоциации должны входить представители собственников жилья – ГКУЖА, ТСЖ, ЖСК – и уполномоченные от собственников помещений в многоквартирных домах, переданных в управление УК. Все они, кроме уполномоченных от собственников помещений, должны производить регулярные финансовые отчисления в фонды Ассоциации. Это позволит гарантировать коллективную финансовую ответственность членов Ассоциации по отношению к собственникам жилых помещений.

Требуется разработать нормативно-правовую базу и финансовый механизм самоконтроля и расчета с потребителем за некачественно предоставленные услуги или недопоставку жилищных услуг. В районах требуется создать вспомогательные производства, которые смогут обеспечивать ремонт и содержание жилищного фонда по государственным расценкам.

Необходимо также предоставить управляющим компаниям право собирать плату только за жилищные услуги, а ресурсоснабжающим организациям – самостоятельно получать плату за поставленные населению соответствующие коммунальные ресурсы.

Чтобы иметь квалифицированные кадры, надо сформировать несколько городских программ. Например, по бесплатному обучению и подготовке кадров для ЖКХ в рамках бюджетного финансирования или за счет средств фонда созданных ассоциаций УК. Или по предоставлению жилья, что позволит привлечь специалистов высокого уровня и мотивирует людей работать качественно и добросовестно. Для этого можно освободить нежилые помещения на первых этажах домов.

Качество состояния общедомового имущества должно отражаться на рыночной стоимости жилья, то есть влиять на потенциальную капитализацию собственности граждан.

Если говорить о реконструкции жилищного фонда в нашем районе, то, учитывая историческую ценность старой застройки, целесообразно проводить комплексный капитальный ремонт жилых домов по кварталам. А затем, с учетом улучшения качественных характеристик, формировать тарифы по квартплате.

Кроме того, представляется целесообразным ужесточить действующее законодательство в части санкций, применяемых к тем, кто не оплачивает коммунальные услуги. И, конечно, создать специализированный жилищный фонд для переселения должников.

– Районное жилищное агентство – это государственное казенное учреждение. Сейчас, когда изменилось жилищное законодательство, какова его роль в жилищно-коммунальном хозяйстве района? Как в новых условиях выстраиваются взаимоотношения с ТСЖ, ЖСК и управляющими компаниями?

– Одна из самых важных и динамично развивающихся сфер ЖКХ – управление многоквартирными домами. В Василеостровском районе зарегистрировано 171 ТСЖ и ЖСК. Более половины объединений обслуживают свои дома самостоятельно. Собственники многоквартирных домов района в подавляющем большинстве, а именно 81,8%, передали управление своими домами УК.

На общем довольно благополучном фоне деятельность некоторых ТСЖ и ЖСК еще вызывает нарекания. Возможность самостоятельно управлять финансами, варьировать стоимость оказываемых услуг привели к возникновению некоторого «наместничества».

У ГКУЖА фактически нет рычагов влияния на деятельность УК, ТСЖ и ЖСК. Несмотря на Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 № 731 «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», от управляющих организаций порой сложно получить отчеты об использовании денежных средств, поступающих от жильцов в виде квартирной платы и платы за коммунальные услуги.

Не все ТСЖ и ЖСК проводят плату,  поступившую от жильцов, через ВЦКП. Таких у нас около 50. Они сами выставляют счета и перечисляют деньги за газ, воду и тепло компаниям-монополистам. Мы не можем обязать их платить через ВЦКП, поэтому ни ГКУЖА, ни город не получают своевременно сведения о долгах этих эксплуатирующих организаций. О задолженностях становится известно, только когда с этой информацией к нам обращаются монополисты или компетентные органы. А деньги, которые поступают от жителей на счет управляющих организаций, в том числе ТСЖ и ЖСК, должны «лечь в ячейку» каждого конкретного дома, чтобы каждый житель мог войти в информационную систему и увидеть доходную и расходную часть по собственной квартире.

– Что можно предпринять в таких случаях? Какими полномочиями наделено ГКУЖА по новому законодательству?

– Приглашаем председателей, обсуждаем ситуацию, ищем совместные решения, подсказываем, что нужно предпринять в каждом конкретном случае. Надзорная функция сейчас принадлежит Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга. Она проверяет хозяйственную деятельность УК, ТСЖ и ЖСК. Например, когда плохо убирается придомовая территория, мы выписываем соответствующее предписание нарушителю. Если это не помогает, обращаемся в ГЖИ, которая либо штрафует, либо, в свою очередь, обращается в прокуратуру.

Беседовала Галина Несвит

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X