жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Удобный город. Неудобный район. Эксперты о том, как создать в мегаполисе качественную среду обитания

В целом Петербург – удобный, многофункциональный город. А вот вопрос создания качественной среды проживания на большинстве освоенных и заново застраиваемых территорий пока не решен. Одним из вариантов может стать разработка стратегий развития для отдельных территорий.

Создание качественной среды проживания – дело многоплановое и сложное. На первый план обычно выходит тема формирования качественной среды при реализации проектов КОТ на новых территориях. На втором плане находится проблема реновации уже застроенных территорий. Кроме того, среда обитания меняется и за счет добавления новых объектов в уже построенные кварталы. Само понятие «комфортность» тоже со временем наполняется новым содержанием.

Рискованное ралли

Выступая 18 апреля 2012 года на форуме «Интерстройэкспо», председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Вячеслав СЕМЕНЕНКО констатировал, что инвестиционный бум в строительстве сыграл злую шутку с городом. Все, кто может, занялись реализацией проектов КОТ с огромными объемами жилья.

В рамках заявленных проектов с утвержденными проектами планировки территорий планируется построить 30 млн кв. м. Если все планы осуществятся, заново освоенная территория составит около 3 000 га. В тех проектах, где ППТ еще только разрабатываются, запланировано еще 20 млн кв. м жилья. Для сравнения: в настоящее время в городе имеется всего 112 млн кв. м жилья. Причем сроки реализации большинства проектов не превышают 7–10 лет.

Таким образом, за короткое время девелоперы намерены увеличить размер жилого фонда на 50%.

Уже сейчас очевидно, что город не обладает ресурсами, необходимыми для выполнения столь грандиозной задачи. Вряд ли можно добиться приемлемого качества жизни при таком экстенсивном развитии. По словам В. Семененко, качество проектов вообще вызывает сомнения. Школы, конечно, запланированы в соответствии с нормативами, но комфортность проживания, качество среды этим не исчерпываются. То есть, по мнению главы комитета, проекты нуждаются в корректировке.

Вторая проблема – финансовая.

– Я считаю, что город при заявленном объеме жилищного строительства не сможет быть спланирован качественно. Тем более что расчет необходимой социальной инфраструктуры ведется по действующим, но устаревшим нормативам. Я подсчитал, что на социальную инфраструктуру только по утвержденным проектам необходимо 450 млрд рублей, – сообщил глава Комитета по строительству, пояснив при этом, что речь идет только о нормативной социальной инфраструктуре.

Современному человеку для комфортного проживания требуется очень многое, в том числе – многообразие городской среды.

30 лет спустя

Район Купчино давно считается примером непродуманного строительства, конгломератом жилых домов, разбросанных по огромной территории, куда люди возвращаются после трудового дня поспать. Десятилетиями в сонной жизни района ничего не менялось. Семь лет назад, когда мне довелось туда переехать после жизни на Невском проспекте, район и мой квартал выглядели пустынно и безлюдно. Делать на улицах было практически нечего, все сидели в своих квартирах. Главными торговыми точками в квартале были ларьки, между домами пустовали большие пространства, летом покрытые травой и кустарником, а осенью и весной – грязью.

За последние годы социальная, развлекательная и торговая инфраструктура в районе все же появилась. Некоторые из объектов построены в отдельно стоящих зданиях, другие расположились во встроенных помещениях нескольких жилых комплексов, выросших на пустырях квартала за семь лет.

Всего в течение этого периода в Купчино возникло более 20 объектов торговли различного профиля, например, два крупных сетевых универсама. В числе других объектов – четыре медицинских учреждения, шесть салонов красоты и парикмахерских, четыре аптеки и почта. Созданы две школы, библиотека, центр детского творчества и три дошкольных учреждения, а также пять спортивных площадок и футбольное поле с искусственным покрытием. Кроме этого, открыто отделение Сбербанка, три охраняемые парковки, несколько кафе и два ресторанчика, два фитнес-клуба и ателье бытового обслуживания.

Наконец, менее года назад открылся построенный на средства ОАО «Газпром» спортивный комплекс с бассейном. Детские площадки имеются практически у каждого дома. Значительно улучшилось транспортное обеспечение. Изменилось и окружение квартала, на месте пустырей появились жилые комплексы, скверики и гипермаркеты. Квартал и район меняются в лучшую сторону, здесь уже можно не только спать, но и заниматься спортом, развлекаться, работать. Вот и новая ветка метрополитена строится.

Но все это происходит спустя 30 лет после того, как советские строители создали этот жилой массив. К этому времени старые дома начали уже ветшать.

Сейчас, когда после периода точечной застройки девелоперы перешли к застройке комплексной, вопрос о комфортности и качестве среды проживания в новых кварталах и микрорайонах встал во главу угла. Но если во времена плановой экономики эта задача не была полноценно решена, то как сегодня ее смогут решить частные компании? Тем более что самый сложный и хлопотный вопрос – обеспечение новых территорий инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой – находится в ведении городских властей, а возведение жилой и коммерческой недвижимости – это бизнес девелоперов. С одной стороны, есть Генплан, ПЗЗ и другие градостроительные документы, с другой – интересы бизнеса и запросы горожан, которые вполне могут противоречить друг другу.

Очевидно, что создание гармоничной городской территории – проблема весьма серьезная и ее решение выходит за рамки возможностей и компетенции отдельно взятого девелопера. Об этом свидетельствует и опыт других стран, где для развития крупных территорий принято создавать корпорации с участием заинтересованных компаний и государства.

Пилотный проект

Сейчас, по мнению экспертов, территории на окраинах Петербурга развиваются хаотично. У бизнеса и городских властей нет единого видения будущего этих районов. В результате новая недвижимость оказывается необеспеченной транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой. Соседние проекты конкурируют, а не дополняют друг друга. Некоторые функции оказываются в переизбытке (жилая, торговая), а другие в дефиците (рекреационная, культурная и прочие).

До сих пор предполагалось, что стратегия развития территорий должна формироваться городской властью и приниматься девелоперами как данность. Однако сейчас становится ясно, что без учета планов основных рыночных игроков любая стратегия, спущенная сверху, не будет работоспособной.

В рамках проекта «Будущий Петербург» состоялись несколько дискуссий с целью определить векторы развития для тех или иных крупных городских территорий. Девелоперы пришли к выводу о необходимости объединить усилия для формирования стратегий развития отдельных территорий.

Пилотный проект предполагается реализовать в отношении северной части города, а именно: Приморского и Выборгского районов. Девелоперы, работающие на этой территории («Главстрой-СПб», ОДЦ «Охта», GC Development Group, ЮИТ Санкт-Петербург, компания Л1, ГК «Эталон»), решили создать рабочую группу для реализации этого замысла.

По мнению руководителя проектного направления ЦСР «Северо-Запад» Виктории ЖЕЛТОВОЙ, это логично, так как здесь разрозненно формируется сразу несколько очагов развития, таких как «Лахта-центр» или «Юнтолово», и этот процесс необходимо гармонизировать. Директор ОДЦ «Охта» Александр БОБКОВ, считает, что обмен информацией, позволяющий наилучшим образом организовать инфраструктуру проектов-соседей, будет выгоден всем участникам процесса.

– Мы поддерживаем идею коалиционной работы в отношении транспорта и инженерии, – заявила руководитель дирекции девелопмента ООО «Главстрой-СПб» Анастасия КОЗЛОВА.

Среда обитания

Разработка стратегии развития территорий напрямую соотносится с вопросом качества среды проживания. Как замечает Виктория Желтова, на каждом проекте создать качественную городскую среду невозможно, не все участки это позволяют сделать.

– Создание среды не может быть функцией одного отдельно взятого застройщика. Это совместное дело застройщиков-соседей, которое также требует взаимодействия бизнеса с городской властью.

– За участком, на котором реализуется проект, город не заканчивается,– замечает А. Козлова. – Инфраструктура должна развиваться опережающими темпами, иначе мы получим второе Купчино. Важно определиться с размерами территории, для которой будет разрабатываться стратегия. На мой взгляд, даже 400 га не является градостроительной тканью, надо пять-шесть таких участков.

Проекты КОТ слишком маленькие по сравнению с большим городом, чтобы можно было говорить о создании качественной среды в рамках одного проекта, считают эксперты. Пока, по их мнению, городская власть не выполняет свои обязанности по созданию инфраструктуры и непоследовательна в своих градостроительных решениях.

Наталья Соколова

Другие материалы по теме

X