жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Безопасность эксплуатации шлюзов как результат надежного проектирования (СПКТБ «Ленгидросталь»)

Состояние водных путей страны и их судопропускных сооружений – шлюзов – находится под пристальным вниманием специалистов-эксплуатационников. В работе технических совещаний, на которых обсуждаются проблемы эксплуатации шлюзов, принимают участие и специалисты СПКТБ «Ленгидросталь» – организации с 80-летним опытом проектирования механического оборудования и строительства шлюзов.

Наш сегодняшний собеседник – главный конструктор СПКТБ «Ленгидросталь» Валерий Пейсахович.

– Валерий Абрамович, похоже, состояние шлюзового хозяйства страны находится не на надлежащем уровне, если понадобилось принятие особой программы реконструкции и модернизации.

Peysahovich_56.jpeg– Это хозяйство в принципе работоспособно. Как и все сложные механизмы, выдерживающие колоссальные нагрузки, гидротехнические сооружения и их механическое оборудование нуждаются в профессиональной эксплуатации, которая подразумевает периодические обследования и плановые ремонты. Реконструировать и модернизировать все разом на отдельном шлюзе, чтобы потом вновь забыть на много лет, не решение проблемы. Во всяком случае, об этом говорит многолетний опыт деятельности нашей организации.

В состав механического оборудования шлюзов входят ворота (двустворчатые, откатные, подъемные, опускные), затворы водопропускных галерей, механизмы ворот и затворов, плавучие рымы, причальные тумбы, козловые краны и пути их передвижения, автодорожные поворотные мосты, захватные балки и другое оборудование.

Отмечу, что мы ведем свою историю с 30-х годов прошлого века, с проектирования механического оборудования для гидроузлов, имеющих в своем составе и ГЭС, и шлюзы. Например, Нижне-Свирская ГЭС и Нижне-Свирский шлюз. Из более поздних можно привести в пример Богучанскую ГЭС с временным судопропускным шлюзом, рассчитанным на трехлетний срок эксплуатации, а фактически отработавшим во много раз дольше. Это один из примеров, характеризующих надежность механического оборудования, разрабатываемого нашей организацией.

Наш коллектив разрабатывал и разрабатывает рабочую документацию уникального механического оборудования судопропускных и рыбопропускных шлюзов. Одним из ярких примеров является самоходный судоподъемник, который используется вместо шлюза и предназначен для перевозки судов из одного бьефа в другой через плотину Красноярской ГЭС. Судоподъемник движется по специальным путям, длина которых составляет: нижнего – 1250 м, верхнего – 300 м. Они имеют на гребне плотины поворотное устройство массой 2500 т. Масса камеры с судном и водой (а судно в судоподъемнике перевозится на плаву) составляет 7400 т, при этом глубина воды в камере 2,2–2,5 м. Соответственно, высота шлюзования 100,8 м.

Наши специалисты участвовали и в сооружении шлюзов за рубежом, например, гидроузла Джердап – Железные Ворота на Дунае, где спроектировали ворота судоходных шлюзов с пролетом 34 м и другое механическое оборудование.

Век, когда развитие гидротехники и гидроэнергетики было одной из основных государственных задач, был «нашим» веком. Так что практически все механическое оборудование шлюзов нам знакомо. Архивы нашего бюро активно используются и сейчас, особенно при обследовании и анализе состояния оборудования, которое верой и правдой служит в течение десятилетий.

– Говоря о «вашем» веке в прошедшем времени, вы хотите сказать, что эра гидротехники и гидроэнергетики миновала?

– Как видно, нет. Государство осознало значимость отрасли, от которой во многом зависит как развитие вод-ного транспорта (самого дешевого на сегодняшний день), так и безопасность дальнейшей эксплуатации гидроэлектростанций. Проектирование механизмов для каналов и шлюзов, для ГЭС сегодня вновь актуально. И «Ленгидросталь» включена в эту работу.

– Расскажите хотя бы о некоторых проектах.

– Мы активно работаем на Волго-Балтийском водном пути, Беломорско-Балтийском и Волго-Донском каналах, на шлюзах ФБУ «Волжское ГБУ». На петербургской дамбе. Для нашего КЗС мы разработали проекты механического оборудования водопропускных сооружений, судопропускного сооружения С-2, механического оборудования доковых камер судопропускного сооружения С-1.

– Значит, есть все же толк от различных программ и подпрограмм?

– Безусловно, есть. Речь прежде всего идет о федеральном финансировании, без которого немыслимо поддержание механического оборудования гидротехнических сооружений шлюзов в работоспособном состоянии.

Однако содержание работ, на мой взгляд, должно быть уточнено. Долгие годы эксплуатации гидротехнических сооружений вовсе не означают, что они автоматически находятся в неработоспособном состоянии и должны быть заменены или реконструированы. Есть множество примеров, когда старое оборудование безаварийно и эффективно служит еще много лет.

Я веду к тому, что каждый объект, претендующий на реконструкцию, должен быть тщательно обследован. И делать это должны специалисты-технари.

У нас же, увы, реализацией федеральной программы «рулят» менеджмент, финансисты, экономисты, для которых важна экономическая составляющая. И получается то, что получается…

При этом условия диктата менеджмента находятся в противоречии с требованиями безопасности и дальнейшей многолетней эксплуатации.

В общем, не надо экономии там, где не надо. А решения должны принимать сначала технари, а уже потом – финансисты. Хотя бы из соображений безопасности…

– Но ведь безопасность вроде бы обеспечена. Во всяком случае законодательно. Еще в 1997 году вступил в силу Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», который потребовал выполнения многочисленных условий как при проектировании, так и при строительстве…

– Да, это так. В соответствии с этим законом множество разработанных нами проектов сейчас находится у заказчиков и проходит экспертизу. Это очень долгий процесс, который зачастую серьезно тормозит работы и отнимает время, необходимое для проектирования. При этом эксперты опять-таки рассматривают не столько сам проект на предмет обеспечения безопасности, сколько финансовую составляющую.

Нашу организацию нередко привлекают к работе в преддекларационных комиссиях и обследованиях, поскольку наша команда состоит из опытных специалистов, имеющих не только высочайшую квалификацию, но и, в соответствии с современными требованиями, полный набор сертификатов и допусков. Так, у нас действует система управления качеством, разработанная в соответствии с ISO 9001 и сертифицированная немецкой фирмой TUV-Nord. А система менеджмента сертифицирована на соответствие требованиям стандарта DIN EN ISO 90001. Кроме того, наша группа обследований, наладки и натурных наблюдений оснащена самой современной приборной базой и программным обеспечением для замеров толщин металла, уровней шума, вибрации и всего, что может повлиять на конструкции гидросооружений. Вооружены оборудованием и знаниями до зубов. И что же?

Сделанное квалифицированным образом обследование с заключением о том, что необходимо выполнить в целях безопасности, – это еще не гарантия безопасности и эффективности. Проверяя на объекте выполнение предписаний предыдущего обследования, сталкиваешься с тем, что там многое не сделано: говорят, нет финансирования. А на нет, как известно, суда нет.

– Увы, это реальность. Отсутствие средств лежит в основе многих проблем. В том числе и в вопросах обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений шлюзов и их механического оборудования.

– В основе многих проблем в условиях реализации федеральных программ лежит иное. Я считаю, что есть отрасли, в которых финансистам все-таки должно принадлежать второе слово. А первое – техникам, инженерам, проектировщикам. Дабы не получить такие же проблемы, как на Саяно-Шушенской ГЭС.

СПКТБ «Ленгидросталь»

Гидромонтаж.jpg

196084, Санкт-Петербург,

Заозерная ул., д. 1, лит. Б

Тел. (812) 331-1150,

факс (812)331-1191

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X