жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Система саморегулирования преодолевает «трудности роста»

Сегодня принцип саморегулирования поддерживается не только строительным сообществом, но и руководством страны, которое видит в его развитии успех работы различных отраслей российской экономики. О том, каких результатов за несколько лет работы удалось добиться саморегулируемым организациям в сфере строительства, рассказывает координатор национального объединения строителей по Санкт-Петербургу, вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей БЕЛОУСОВ.

– Алексей Игоревич, расскажите, пожалуйста, кто выступил инициатором создания саморегулируемых организаций в сфере строительства?

– Необходимость уйти от лицензирования назревала изнутри строительной отрасли, хотя законодательно сроки перехода к саморегулированию переносились несколько раз. Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» был принят в конце 2007 года, а в 2008-м уже были созданы первые СРО в строительстве.

Одни некоммерческие партнерства, как и НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», создавались на основе существующих профессиональных объединений. Другие же приглашали войти в свой состав строительные предприятия из всех российских регионов.

Создание любой новой системы сопряжено с неизбежными ошибками. Система саморегулирования в строительстве не стала исключением. Некоторые проблемы носили организационный характер. Например, законодательная основа перехода строительной отрасли к саморегулированию неоднократно корректировалась, министерства не сразу смогли определиться с перечнем допусков на некоторые виды работ, которые должны выдаваться органами СРО.

– На сегодняшний день все тормозящие развитие саморегулирования вопросы решены?

– Еще одна немаловажная проблема, до сих пор сопутствующая процессу саморегулирования, – это деятельность так называемых коммерческих саморегулируемых организаций, основная цель которых – заработать денег. Они нарушают действующее градостроительное законодательство: в первую очередь выдают допуски своим членам, не соблюдая требования федеральных законов в части взносов в компенсационный фонд СРО, обучения персонала, оформления полисов страхования гражданской ответственности и прочее.

К сожалению, такие организации встречаются в каждом регионе, но борьба с ними уже приносит результаты. Так, в Санкт-Петербурге в судебном порядке начато разбирательство с подобной СРО. Известно, что привлечен к ответственности чиновник Ростехнадзора, допустивший регистрацию недобросовестных СРО.

По мере развития системы саморегулирования выявляются и достоинства, и изъяны: первые нуждаются в совершенствовании и развитии, вторые – в корректировке. Тем не менее особенность саморегулирования проявляется в том, что созданная система оказалась достаточно самостоятельной и работоспособной, чтобы эффективно справляться с «трудностями роста».

– Приведите, пожалуйста, положительный пример достижений системы саморегулирования.

– Я отметил бы следующий позитивный результат перехода строительной отрасли к саморегулированию: одновременно с формированием СРО создавался институт национальных объединений, и сегодня они выступают эффективным координатором действий саморегулируемых организаций по всей стране. Могу судить об этом с полной ответственностью, так как по роду деятельности мне приходится взаимодействовать с советами и комитетами различных национальных объединений.

Сегодня начата работа по принятию строительными саморегулируемыми организациями порядка 70 новых стандартов Национального объединения строителей. Со своей стороны, НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» также принимает участие в процессе подготовки новых стандартов организации (СТО). Это масштабная и серьезная работа, которая требует привлечения широкого круга специалистов из разных организаций.

– В настоящее время строительные компании активно обсуждают возможности повышения качества строительства. Какой вклад в реализацию данной задачи может внести СРО?

– В результате окончательного перехода от государственного регулирования к саморегулированию ответственность и управление качеством строительства должны фактически перейти в руки саморегулируемых организаций. В связи с этим СРО делегировано право разработки новых строительных норм и стандартов, так как действующие правила далеко не всегда отвечают требованиям сегодняшнего дня.

Это касается и проектирования, и строительства, и изыскательских работ, и управления жилыми и общественными зданиями. К тому же проблема обновления СНиПов и ГОСТов обострилась из-за необходимости гармонизации отечественной нормативной базы с международными стандартами.

Особенно заметно наше нормативно-техническое отставание в вопросах энергосбережения. С этой проблемой компании – члены Объединения столкнулись при реновации старого жилого фонда, проведении энергоаудита, пас-портизации зданий. Между тем в строительстве уже есть практика использования эффективных технологий, позволяющих предотвращать теплопотери, и систем теплоснабжения, которые экономят до 30% энергоресурсов и окупаются при дальнейшей эксплуатации зданий.

– На ваш взгляд, кто должен заниматься подготовкой СТО?

– Никто не сможет лучше и грамотнее актуализировать новые требования и правила строительной деятельности, чем специалисты, работающие в строительной сфере, поэтому лидерство в данном вопросе должно принадлежать им. Такой позиции мы придерживаемся и относительно других сфер деятельности наших СРО, не связанных непосредственно с производством строительных работ: поставщиков стройматериалов, энергоаудиторов, управляющих компаний. Они стараются работать на рынке добросовестно, но порой проигрывают другим, возможно, менее ответственным компаниям, которые не несут дополнительных трат на исполнение стандартов и соблюдение их четких механизмов.

– У Объединения уже есть первый опыт разработки стандарта организации. С чем связана необходимость его создания и внедрения?

– Разработка СТО «Смеси бетонные. Правила производства и приемки» – именно тот случай, когда стандарт организации будет предлагать производителям и потребителям документ, развивающий, дополняющий и уточняющий целый ряд досадных противоречий нового ГОСТ 7473-2010. Наш стандарт СРО позволит выстраивать правильные, четкие, однозначные договорные отношения между производителями бетонных смесей и потребителями.

В работе над документом принимали участие специалисты компаний – членов НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», представители научных кругов, члены Ассоциации «Абетон». Они предложили пользоваться уточненными требованиями к технологическим характеристикам бетонных смесей, их безопасности, процедурам контроля приготовления, прописали оценку соответствия показателей качества и количества бетонных смесей.

Стандарт разработан с учетом особенностей производства, транспортировки, применения, контроля качества и оценки соответствия бетонных смесей членами некоммерческих партнерств «Объединение строителей Санкт-Петербурга» и «Объединение производителей строительных материалов». Партнерство, объединяющее производителей строительных материалов и получившее статус саморегулируемой организации, было создано на базе Объединения в феврале этого года с целью выработки единых требований к производству строительных материалов.

Кроме того, по инициативе Ассоциации «Абетон» принято решение о создании в рамках нового объединения передвижной экспресс-лаборатории, предназначенной для мониторинга качества бетонных смесей непосредственно на стройплощадках.

– Сегодня СТО является нормативом добровольного применения. Какие гарантии дает потребителю принятие саморегулируемыми организациями новых стандартов Национального объединения строителей?

– По инициативе НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» губернатором Санкт-Петербурга было подписано поручение проектным и строительным саморегулируемым организациям, которое рекомендует рассмотреть разработанные НОСТРОЙ стандарты организации и принять решение об утверждении предлагаемых СТО на общих собраниях.

На практике это означает, что комитеты администрации города при проведении конкурса на государственный заказ будут принимать во внимание, в соответствии с какими стандартами работает СРО, членом которой является компания – участник конкурса.

Администрация города, являющаяся заказчиком значимых объектов, должна быть заинтересована в строительстве, основанном на современной нормативной базе и с использованием качественных стройматериалов.

Таким образом, система саморегулирования – это нужный и актуальный институт управления, требующий, тем не менее, инициативной работы профессионалов и законодательной поддержки со стороны государства.

Беседовала Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X