жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Под землей можно и нужно строить

27–29 июня 2012 года в Санкт-Петербурге прошел международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов как одно из важнейших направлений государственного управления развитием территорий». Итоги мероприятия подводит директор форума, генеральный директор НП «Объединение подземных строителей» С. Н . АЛПАТОВ.

– Сергей Николаевич, форум изначально позиционировался как международное мероприятие высокого уровня. Оправдались ли ожидания организаторов на этот счет?

– Безусловно. В форуме приняли участие специалисты из 15 стран, причем треть из них – представители ближнего зарубежья, остальные приехали из Европы, Америки и Азии. Все иностранные участники имеют высокий статус и огромный международный авторитет. Так, докладчика из США, члена совета директоров Управления транспорта штата Массачусетс, заведующего инженерно-строительным и экологическим направлением Массачусетского технологического университета профессора Эндрю ВИТТЕЛА представлял генеральный консул США в Санкт-Петербурге Брюс ТЕРНЕР. А генеральный консул Азербайджанской Республики Гудси ОСМАНОВ сам рассказал участникам об активном освоении подземного пространства Баку.

С докладами выступили исполнительный директор Международной тоннельной ассоциации Оливье ВИОН из Швейцарии и председатель комитета по подземному пространству Международной тоннельной ассоциации Хан АДМИРААЛ из Голландии. Уроками использования городского подземного пространства в Китае поделился директор Института подземного пространства и окружающей среды профессор Нанкинского университета Ксиао-Жао ЛИ. О перспективном планировании подземного освоения рассказал президент Международной ассоциации центров по городскому подземному пространству почетный профессор Университета Луизианы Реймонд СТЕРЛИНГ.

Среди российских участников форума было много высокопоставленных лиц, представителей государственной власти различных регионов РФ, в том числе и Петербурга. Актуальность обсуждаемых тем и высокий уровень компетентности докладчиков привлекли участников не только на пленарное заседание (во время которого зал, рассчитанный на 500 человек, был полон), но и на секционные заседания во второй день работы форума. Модераторами секций стали пять директоров институтов, а работу по обсуждению вопросов права возглавила руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан Елена Паткина.

Нужно подчеркнуть, что форум был рассчитан в первую очередь не на специалистов в узких областях, а на представителей широкой общественности, органов власти и бизнеса. Нам важно было пересмотреть существующие шаблоны в восприятии подземного строительства и показать его позитивное значение для больших городов. К сожалению, бытует мнение, и у некоторых представителей власти в том числе, что начинать нужно с окраин, а к центральной части городов подбираться постепенно. Но объекты подземной инфраструктуры необходимы именно в центре! Взять, к примеру, те же парковки: в центре парковаться негде, тогда как на окраинах это не проблема.

В рамках форума проходила выставка, представляющая лучшие образцы подземного освоения в крупных городах разных стран. Эти наглядные примеры убедительно доказали, что без подземного строительства невозможно ни сохранение исторических центров городов, ни тем более их развитие. Потому что здесь только два пути: или сносить существующие здания, что неприемлемо, или создавать подземную инфраструктуру.

Именно поэтому красной нитью через все доклады участников проходила тема градостроительного планирования подземного пространства. Для этого необходимо создать в крупных городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, общедоступную геоинформационную систему, объединяющую всю информацию о геологическом и гидрологическом состоянии подземного пространства, особенностях отдельных территорий, возможностях и ограничениях их подземного освоения с учетом современных методов, а также официальные рекомендации. Такая система должна постоянно поддерживаться в актуальном состоянии.

Форум, с одной стороны, стал итогом напряженной работы, которую НП «Объединение подземных строителей» и другие организаторы вели больше года. С другой стороны, он явился началом нового этапа, показав, что темпы проектирования и строительства подземных сооружений необходимо ускорить в разы. Для этого требуется решить ряд проблем, которые обсуждались на секционных заседаниях.

Мы постарались взглянуть на проблему развития подземного пространства как можно шире, рассмотрев различные аспекты: несовершенство законодательства и технического регулирования, достижения в области технологий, преимущества с точки зрения энергоэффективности и экологии, социальную значимость и особенности формирования инновационной образовательной среды в области освоения подземного пространства.

По результатам заседаний каждой из секций были подведены итоги и рассмотрены предложения для внесения дополнений в резолюцию форума. Эта резолюция будет адресована представителям органов законодательной и исполнительной власти всех уровней и предназначена для рассмотрения возможных перспектив в области освоения подземного пространства крупных городов России.

– Что нового из зарубежного опыта узнали наши специалисты на форуме?

– Основной акцент был сделан на опыте градостроительного подземного планирования и строительства. Представлены объемы подземной застройки, существующей в развитых городах мира, и ее преимущества. Так, на примере Мадрида, Бостона и Сеула было показано, что благодаря подземным транспортным тоннелям набережные в этих городах превратились в зоны отдыха и досуга горожан, а части города, разобщенные реками, стали легкодоступными. В Голландии, например, под землей находится значительная часть городской инфраструктуры. А наши ближайшие соседи в Хельсинки все очистные сооружения перенесли под землю: процесс происходит непосредственно под жилыми домами, при этом жители не испытывают никаких неудобств.

Естественно, за рубежом тоже есть проблемы, но там находят баланс между подземным и наземным строительством: создают и небольшие объекты, и такие масштабные, как тоннель в Бостоне, активное проектирование и строительство которого заняло 30 лет. Зато его воплощение решило массу проблем на много лет вперед.

– Справедливо ли мнение, что подземное строительство очень дорого?

– Доказать обратное было еще одной целью форума. В среднем такие проекты на 25–30% дороже наземных, но за счет энергоэффективности и меньших эксплуатационных расходов дополнительные затраты окупаются через 5–6 лет. Кроме того, ни в каких расчетах не учитываются стоимость земли (которая в центральных районах чрезвычайно высока) и социальная значимость подземного объекта. В России об этом пока мало кто задумывается. Именно поэтому одна из секций форума была посвящена вопросам формирования инвестиционного климата.

– Что, помимо негативного общественного мнения, мешает наращивать объемы подземного строительства в нашей стране?

– К сожалению, о наращивании объемов говорить не приходится. У нас подобного строительства практически нет. Одна из проблем – отсутствие законодательной базы, позволяющей отводить подземные участки под строительство. По существующему Закону о недрах, чтобы получить разрешение строить на глубине больше 6 м, надо доказать, что там нет залежей полезных ископаемых или драгметаллов.

Если же смотреть еще глубже, то становится понятно, что проблема – в отсутствии долгосрочного государственного подхода у некоторых руководителей, которые мыслят в узких рамках сегодняшнего дня и не думают о том, что будет через 10 лет и более. Также, на мой взгляд, очень существенно влияет на ситуацию то, что игнорируются мнения профессионалов, которые уже многие годы «кричат» о необходимости градостроительного планирования подземного пространства и увеличении объемов строительства подземных сооружений, в первую очередь транспортных.

Вообще вопросы освоения подземного пространства должны решаться как на федеральном уровне, так и в местных органах управления. В одном из докладов прозвучало утверждение, что существующий кризис – это время планирования. Сейчас необходимо не жить сегодняшним днем, а мыслить на перспективу. Мы отстали в подземной урбанизации от других стран примерно на 30 лет. Но это дает возможность, изучив их опыт, избежать многих ошибок в будущем.

Тем не менее до сих пор мы не сумели воспользоваться этим преимуществом. В первую очередь из-за бессистемной застройки, которая рано или поздно приведет к возникновению массы проблем, в том числе и экономических. Ведь места, отведенные для создания тоннелей, пересадочных узлов метро, будут заняты. При разработке нового генплана развития города обязательно должен появиться раздел, посвященный комплексному освоению подземного пространства, увязанный с планом наземного строительства. И это касается не только Петербурга, но и других крупных городов России.

Кстати, один из докладов на форуме касался истории подземного строительства в Петербурге. Несмотря на подвижные грунты, в дореволюционном городе было множество глубоких сухих подземных сооружений, где располагались подвалы, конюшни, сеновалы и прочие подсобные помещения. Существует датированный 1913 годом план строительства тоннеля под Невским проспектом, который должен был пересекать канал Грибоедова, Мойку и Фонтанку.

– В России существуют технологии, позволяющие без ущерба строить под землей?

– И технологии, и необходимое оборудование, и материалы, и специалисты, как я уже сказал, у нас есть. Квалификация наших строителей позволяет работать на высоком международном уровне. Взять хотя бы недавно завершенный уникальный объект – наклонный ход станции «Адмиралтейская» длиной более 120 м. Его строительство велось в историческом центре города под жилыми домами, при этом их даже не потребовалось расселять, поскольку удалось добиться практически полного отсутствия осадок зданий. Другое дело, что таких специалистов в стране мало. Например, если бы был принят план развития подземного пространства Москвы на 2009–2011 годы, их нехватка составила бы 70%. Проблемам подготовки инженерно-технических и рабочих кадров и переподготовке профессорско-преподавательского состава была посвящена одна из секций форума.

Парадокс заключается в том, что сейчас, когда подземного строительства в стране практически нет, специалисты не востребованы. А когда придет понимание необходимости строить под землей, мы рискуем оказаться без высококвалифицированных кадров в этой области. В то же время в Москве, где сейчас наращивают объемы подземного строительства, уже сейчас не хватает кадровых мощностей для подготовки проектов и работы непосредственно на строительстве.

– Что нужно учесть, чтобы минимизировать опасность подземного строительства?

– Сегодня мы обладаем технологиями, позволяющими строить в любых грунтах. Однако при этом нельзя забывать о возможных рисках. Поэтому так важны своевременные инженерные изыскания, планирование, проектирование, проведенные высокопрофессиональными специалистами, а не теми, кто выиграл тендер, предложив минимальную стоимость.

Необходимо понимать, что без подземной инфраструктуры невозможно дальнейшее развитие города. И чтобы сохранить историческую застройку и создать комфортные условия проживания граждан, уже сегодня нужно активно осваивать подземное пространство. В Санкт-Петербурге сейчас продвигаются идеи прогрессивного развития, и если они будут поддержаны с политической точки зрения, то проекты не только завершатся большим успехом, но и привлекут внимание профессионалов и политиков всего мира. Наш город может стать примером как для российского, так и для мирового урбанизма XXI века.

Подготовил Дмитрий Григорьев

Другие материалы по теме

X