жк днепропетровская 37 студия 3.3

Актуальное

России нужны скоростные магистрали

Тема строительства российских высокоскоростных магистралей, очень активно обсуждаемая в последние годы, сегодня вышла на уровень президента и правительства страны. Есть надежда, что это станет залогом успешной реализации разработанной программы развития скоростного и высокоскоростного движения отечественного железнодорожного транспорта.
Свою точку зрения на проблему строительства ВСМ в России высказал В. Г. РЫБКИН – генеральный директор ОАО «Ленгипротранс», участвовавшего в разработке первого и являющегося генеральным проектировщиком второго проекта ВСМ Петербург – Москва.
– 2012 год – юбилейный для российских железных дорог, исторически начавшихся, как известно, 175 лет назад с одноколейки между Петербургом и Царским Селом. Но по-настоящему развитие сети железных дорог в стране началось в 1851 году – с первой магистральной линии Санкт-Петербург – Москва протяженностью 650 км.
С тех пор главная железнодорожная трасса страны является по сути полигоном, на котором вот уже более полутора веков отрабатываются вопросы повышения скоростей движения, что влечет за собой внедрение новых, более совершенных конструкций пути, средств организации движения поездов, типов подвижного состава, систем СЦБ и связи.
Стремление вывести Россию на новый уровень организации скоростного движения привело к созданию в 1987 году РАО «Высокоскоростные магистрали», призванного реализовать проект строительства новой, отдельно расположенной, линии высокоскоростного движения поездов.
Институт «Ленгипротранс» стал тогда пионером в области проектирования скоростных и высокоскоростных линий: в конце 80-х – начале 90-х годов по заказу РАО «ВСМ» наш институт выполнил технико-экономические расчеты и технико-экономическое обоснование первого проекта ВСМ Санкт-Петербург – Москва.
Однако по множеству причин, в том числе и бюрократического характера, в середине 90-х годов этот проект был незаслуженно забыт, несмотря на уже полученные согласования администраций, отвод и закрепление земель, разработку технико-экономических соображений и технико-экономического обоснования и даже создание первого отечественного скоростного подвижного состава «Сокол», достигшего во время испытаний скоростных показателей в 281 км/ч.
В конце 2003 года, уже в рамках ОАО «Российские железные дороги», опять возникли разговоры о необходимости строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, и Министерство транспорта поддержало эту идею.
В 2008 году ОАО «РЖД» вновь сосредоточило внимание на проектировании выделенной магистрали Москва – Санкт-Петербург с предусмотренной скоростью движения пассажирских поездов на уровне мирового показателя 350–400 км/ч. ОАО «Ленгипротранс» было выбрано в качестве генеральной проектной организации.
Когда институт приступил к разработке «Обоснования инвестиций…», выяснилось, что за 15 лет, разделяющие первый и второй проекты ВСМ Санкт-Петербург – Москва, значительно увеличилось количество особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, по которым невозможно прохождение трассы ВСМ; приросли объемы подземного хранилища газа (ПХГ) в Новгородской области, а на некоторых участках отведенной для строительства ВСМ территории уже запроектирована трасса скоростной платной автодороги (СПАД). Изменились и планы застройки городов, которые также внесли свои коррективы в принимаемые проектные решения.
Приходится признать, что серьезная недооценка российской проектной и строительной школы привела к совершенно неоправданной потере еще трех лет – с 2010 по 2012 годы, прошедших в поиске «зарубежного дяди», который якобы придет с мешком денег, запроектирует, построит и будет эксплуатировать скоростную линию в течение 30 лет. И до настоящего времени международный тендер еще не объявлен и не проведен.
Целесообразней было бы более эффективно использовать потенциал отечественных проектных и строительных организаций. У института «Ленгипротранс», например, накоплена солидная информационная база, и наши специалисты изучали зарубежный опыт строительства ВСМ.
Если говорить в целом, то ответ на вопрос, выгодно ли строительство скоростных магистралей для нашей страны с ее огромными просторами, однозначен: такие линии просто необходимы. Даже если не касаться экономической оценки, очевидно, насколько важна их роль в обеспечении мобильности передвижения и развития деловых связей.

Другие материалы по теме

X