жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Свобода творчества как бонус

В управлении ООО «Гарант-Сервис» находится 186 многоквартирных домов общей площадью более 616 000 кв. м в Колпинском районе Санкт-Петербурга и в Кировском районе Ленинградской области. Основной особенностью компании являются налаженные партнерские взаимоотношения с жителями подведомственных домов.
На фоне современной общероссийской тенденции разочарования органами управления ЖКХ такой пример выглядит жизнеутверждающе. О том, как добиться доверия собственников, каковы пути решения актуальных проблем жилищно-коммунального хозяйства, о степени ответственности управляющей компании и коммерческой составляющей этого уникального бизнеса мы беседуем с генеральным директором ООО «УК Гарант Сервис» Мариной ЯРОШ.
– Марина Валентиновна, вы были участницей VI Всероссийского форума «Система управления жилищным фондом России», состоявшегося в Москве в начале июня. Каковы ваши впечатления?
– На обсуждение были вынесены самые острые вопросы, волнующие сегодня участников рынка ЖКХ. Один из них – вопрос кадров. К сожалению, в России полностью утрачена система образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня дипломированных специалистов отрасли готовит единственный вуз в стране, а именно московская Академия ЖКХ. Когда-то СПбГАСУ выпускал инженеров по специальности «Техническая эксплуатация зданий». Но потом, видимо, решили, что эта профессия не нужна. А ведь хорошо строить объект и умело эксплуатировать его в течение всего жизненного цикла – не одно и то же.
В итоге в сфере ЖКХ сейчас много случайных людей или сотрудников, чей опыт основан на советских стереотипах. Все это мешает построению партнерских отношений с жителями. Кроме того, сегодня строятся здания, оборудованные современными системами автоматики, эксплуатировать которые должны лишь специалисты, прошедшие серьезное обучение. Поэтому проблема подготовки кадров для ЖКХ обсуждается на уровне ТПП России и Министерства регионального развития. В планах – формирование государственного заказа на подготовку кадров по нескольким специальностям, в том числе «Экономика городского хозяйства» и «Управление инженерными системами».
– Как решается кадровая проблема в вашей компании?
– Мы активно набираем талантливую молодежь из других сфер деятельности. Конечно, для этого необходима серьезная мотивация. Эту задачу мы решаем достаточно успешно. За последний год к нам пришло несколько молодых сотрудников, и практически все они нашли себя в компании. В каждой профессии есть свои бонусы. В сфере ЖКХ – это свобода личной реализации. Ведь здесь ты сам себе юрист, экономист, бухгалтер, техник и креативно мыслящий управленец, все зависит от твоих мозгов и способностей. Мы отправляем молодых специалистов на различные обучающие семинары, стараемся предоставить им и помощь, и творческую свободу, потому что заинтересованы в том, чтобы молодежь вывела нашу сферу на новый уровень развития. В отрасли ЖКХ должны остаться только те специалисты, которые понимают, что управляющая компания обслуживает не дома, а людей.
– Честно говоря, глядя на жилищно-коммунальное хозяйство России, понимаешь, что озвученная вами цель – это задача-максимум. А задача на ближайшую перспективу – научиться отсекать от отрасли так называемые фирмы-однодневки…
– Действительно, на форуме в числе прочих была озвучена и проблема мошенников, подрывающих своей деятельностью авторитет управляющих компаний и мешающих нормальному диалогу с жителями. Отмечу, что эта проблема не так актуальна для Санкт-Петербурга, как для России в целом. Общаясь с коллегами в течение многих лет, я могу гарантировать, что, по крайней мере, в Колпинском районе все компании заинтересованы работать долго, честно и качественно. Кроме того, появления мошенников здесь просто не допустят власти. В регионах, увы, бывает и по-другому, и, на мой взгляд, ответственность за подобные инциденты всецело лежит на местных администрациях.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы тень недоверия со стороны жителей легла на добросовестные управляющие компании, которых, конечно, у нас подавляющее большинство. Я всегда подчеркиваю, что мы управляем представлением себя, то есть наша задача – сделать так, чтобы люди поверили нам и захотели вступить с нами в диалог. Я горжусь тем, что жители подведомственных домов часто приходят просто пообщаться, поделиться своими опасениями и тревогами, поблагодарить или предложить свою помощь.
– В какой мере удается добиться такого диалога в Ленобласти?
– Когда мы полтора года назад пришли в Кировский район Ленинградской области, жители смотрели на нас с большим недоверием. Присутствовала и агрессия. Но сегодня я вижу колоссальную положительную динамику. Недавно мы проводили встречу с жителями, которая транслировалась по кабельному телевидению. Конструктивное общение длилось более четырех часов. Сегодня мы сотрудничаем с местной газетой, на страницах которой выступаем в роли экспертов в области ЖКХ. Нам приходится отвечать на огромное количество вопросов. И это я тоже считаю определенным достижением.
Мне очень нравится работать в Лен-области. Здесь я могу позволить себе более свободно реализовывать профессио-нальные знания и опыт. Ведь в городе во главе всего стоит исполнительная власть, основным ориентиром которой является принцип: все, что не разрешено, запрещено. В регионах вопросы ЖКХ находятся в компетенции органов местного самоуправления, закон деятельности которого обратный: все, что не запрещено, разрешено. Приведу пример. В двух домах необходимо заменить канализацию, а денег нет. В области возможности бюджетного финансирования аварийно-восстановительного ремонта домов практически отсутствуют.
В итоге компромисс был найден и реализован через общее собрание собственников. Схема такова: часть суммы формируют сами жители, собирая целевой взнос, часть оплачивают депутаты муниципального образования, выполняя функцию своеобразной подушки безопасности между управляющей компанией и жителями, а третью часть ООО «УК Гарант Сервис» предоставляет в качестве долгосрочных инвестиций. Конечно, все платежные документы и сметы расходов в обязательном порядке предоставляются жителям и депутатам для ознакомления и анализа.
Интересно, что, узнав о таком решении, к нам пришли инициативные группы жителей соседних домов, чтобы совместно разработать аналогичные приемлемые схемы финансирования капитального ремонта. Это и есть налаженный диалог.
У нас практически с каждым домом построена такая система отношений, что люди могут к нам зайти просто побеседовать. Они уверены, что вместе мы всегда придумаем выход из любой ситуации. Я очень ценю это доверие и постараюсь всегда его оправдывать.
– Марина Валентиновна, сейчас достаточно активно обсуждается вопрос: ЖКХ – это бизнес?
– Сегодня это не бизнес, а сфера деятельности. И не только потому, что нам, коммерсантам, часто приходится брать на себя решение остросоциальных проблем. Когда собственник будет иметь такую платежеспособность, чтобы оплачивать полный объем заказанных услуг, можно будет говорить о ЖКХ как о бизнесе. А назвать бизнесом сферу деятельности, где жители услугу получают, но часто не оплачивают, весьма затруднительно.
И все-таки мы верим в лучшее. Владельцы нашей компании убеждены, что бизнес в жилищно-коммунальной сфере находится в стадии становления. Наше присутствие на рынке совершенно необходимо, поскольку власть просто не может без нас общаться с собственниками. Соответственно, власть заинтересована в нас, а мы заинтересованы во власти, которая помогает нам пережить непростой момент становления.
У меня как у руководителя своя мотивация. Я просто люблю свою профессию и убеждена, что ни одна сфера не дает такого простора для творчества и самореализации, как жилищно-коммунальное хозяйство. А благодарность жителей – ни с чем не сравнимая награда, которая дает уверенность в своих силах, удовлетворенность сделанным и желание двигаться вперед.
Беседовала Елена Никитченко

Другие материалы по теме

X