жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Знание — сила, качество и успех

Международные стандарты и новые методологии управления как бизнесом, так и отдельными проектами медленно, но неуклонно проникают на российский строительный рынок. При этом очевидно, что собственникам бизнеса и менеджерам высшего звена необходимы соответствующие знания.
Приходя на наш рынок, иностранные компании привносят в нашу жизнь международные стандарты и новые методологии управления как бизнесом, так и отдельными проектами. Если на Западе эти стандарты и методологии оттачивались годами, то многим российским компаниям еще предстоит освоить новые методы управления, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность в условиях открытого рынка.
Например, свод знаний по управлению проектами PMBOK. Он был разработан Project Management Institute (PMI) еще в 1996 году и в дальнейшем совершенствовался. В стандарте описаны разные жизненные циклы проекта и организационные структуры исполняющей организации, определены группы процессов и установлены девять областей знаний (управление интеграцией, замыслом, временем, стоимостью, качеством, человеческими ресурсами, коммуникациями, рисками, контрактами и поставками).
Стандарт базируется на процессном подходе и определяет взаимодействие между всеми процессами.
PMBOK является единственным стандартом в области Project Manage­ment, который соответствует ISO 9001. На основе PMBOK было создано руководство качеством при управлении проектами ISO 10006.
Другой известный стандарт – PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environments). Эта методология управления проектами была разработана агентством CCTA в 1989 году как правительственный стандарт Великобритании. Сейчас он применяется и в других странах.
Это процессно-ориентированная система, рассматривающая проект как временное предприятие. Каждый процесс определяется входными и выходными данными, специфическими целями, предпринимаемыми действиями.
Проект PRINCE2 состоит из восьми основных процессов верхнего уровня. Особенностями PRINCE2 являются планирование, основанное на продуктовом подходе, деление проекта на управляемые и контролируемые стадии, гибкость применительно к масштабам проекта, определенная организационная структура для команды управления проектом.
Модель «Организационной зрелости управления проектами» – OPM3 (Organization Project Management Maturity Model). Это стандарт, выпущенный американским Институтом управления проектами (PMI), помогает организациям оценивать и развивать свои возможности по эффективной реализации проектов. Стандарт содержит три взаимосвязанных элемента: знание, основанное на лучших практиках по управлению проектами, оценка и улучшение, которое должно обеспечить максимально эффективное достижение стратегических целей.
ГРАНИЦА МЕЖДУ ПРОЦЕССОМ И ПРОЕКТОМ
Как заметил в одном из своих выступлений генеральный директор консалтинговой компании Innology Александр СЛЕДЬ, международные стандарты и методики управления проектами (УП) позволяют компаниям, реализующим строительные проекты, уложиться в отведенное время и в означенные суммы, а также скоординировать ресурсы. Он также обратил внимание на то, что многим нашим компаниям достаточно трудно разграничить процессы, на основе которых строится деятельность компании и сам проект.
– В результате или вся компания становится одним большим проектом, или наоборот – процесс превращается в проект. В обоих случаях ничего хорошего не получается, – констатирует он. – Проект – это уникальная деятельность, а процесс можно строго зарегламентировать.
Западные компании научились разделять процессы и проекты.
Строительство является проектным видом деятельности, потому что все строительные проекты уникальны. А. Следь полагает, что большинство российских строительных компаний, заявляющих о наличие у них ПУ, подходят к этому вопросу поверхностно. Например, руководителем проекта назначается начальник участка. Он знает стройку, освоил объемы и смету – все счастливы. Но он, в принципе, не отвечает за управление бюджетом, за выполнение работ в рамках ограничения бюджета.
Другой вариант – над начальниками участков назначают некого руководителя проекта, например банкира, который может контролировать бюджет и сроки, но далек от стройки. В этом случае тоже ничего хорошего не выходит, считает эксперт.
При создании системы процессного управления эксперты Innology рекомендуют разработать управленческие подходы с учетом стратегических целей компании, провести идентификацию бизнес-процессов и построить сквозную модель всех бизнес-процессов.
Необходимо также разработать принципы проектного управления и совмещения проектной технологии управления с процессной. Далее следует разработка проекта организационной структуры управления с разграничением полномочий между проектными и функциональными подразделениями, разработка регламентов, определение бизнес-процессов, подлежащих автоматизации.
– Построить диаграмму Ганта (используется для иллюстрации плана, графика работ по проекту, являясь одним из методов планирования), – замечает А. Следь, – сможет любой студент. Но нужны специалисты, которые могут управлять реальным процессом, правильно обрабатывать ту или иную информацию, определять риски, управлять персоналом. А этому необходимо обучать людей.
Чтобы быть конкурентоспособными, считает эксперт, нашим строительным компаниям необходимо формировать новую организационную структуру, осваивать новые понятия; такие как проектные офисы; воспитывать лидеров, способных управлять сложными проектами и отвечать за деньги, сроки и качество; автоматизировать процессы управления проектом.
ЧЕМУ И ГДЕ УЧИТЬСЯ?
По данным NAI Becar, в России образовательные услуги в сфере недвижимости проходят по трем основным направлениям: оценочная деятельность, управление недвижимостью и проектный менеджмент (управление девелопментом и строительством).
Наибольший спектр программ обучения в сфере недвижимости предлагает Москва. В лидерах факультет экономики недвижимости Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Он ведет подготовку бакалавров по профилю «Менеджмент недвижимости», магистров «Девелопмент недвижимости», реализует специализированные программы MBA «Управление недвижимостью» и Execu­tive MBA «Стратегический менеджмент в недвижимости», а также программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Образовательные программы, организованные Гильдией управляющих и девелоперов и российской гильдией риэлторов, проводятся на базе Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС». Основная программа ГУД – «Управление коммерческой недвижимостью» является неким российским аналогом программ CCIM и CPM IREM. Преподавателями являются достаточно успешные практики на рынке российской недвижимости. Для тех же, кому важно соответствие международным стандартам, существует программа квалификации «Специалист коммерческих инвестиций в недвижимость» (CCIM), разработанная американским Институтом CCIM и проводимая ГУД и РГР совместно.
Программа «Сертифицированный управляющий недвижимостью» американского Института управления недвижимостью (Certified Property Manager, IREM) проводится Национальным учебным центром РГР.
Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» реализует и собственные программы МВА: «Управление инвестиционно-строительным бизнесом» и «Менеджмент в недвижимости». Общее количество ежегодно обучаемых людей в данной сфере составляет 500–600 человек. В Петербурге предложение более скудное. Специализированные образовательные программы есть в ИНЖЭКОНе и в Политехническом университете, а ГУД проводит курс CPM IREM.
В ИМИСП, в рамках программ по проектному управлению, существует специальная программа «Управление строительными и девелоперскими проектами». НОУ «Институт недвижимости» проводит краткосрочные курсы по агентской и брокерской деятельности, управлению объектами недвижимости.
Согласно анализу NAI Becar, практически половину слушателей составляют люди с высшим экономическим образованием – менеджеры среднего звена или старшие специалисты. Менеджеры среднего и высшего звена, а также собственники компаний составляют основную целевую аудиторию программ MBA и Executive MBA.
Топ-менеджеры и собственники компаний идут учиться, чтобы получить новые знания, которые улучшают навыки управления бизнесом. Для среднего менеджмента и специалистов обучение – это получение и систематизация новых знаний и инструментария, позволяющего повысить свои профессиональные качества, стимулирование карьерного роста.
По данным Urban Land Institute, образование в сфере недвижимости можно получить почти в 30 европейских странах на базе более чем двухсот высших учебных заведений. Практически треть институтов находятся в Великобритании. В последние 3–4 года активно развиваются интернацио­нальные образовательные программы.

Подготовила Наталья Соколова

Другие материалы по теме

X