жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Хранители чистоты

Чистота улиц и тротуаров, необходимое количество урн и мусорных баков, регулярность их уборки – вот что в первую очередь определяет внешний вид и статус любого современного мегаполиса. Именно по этой «одежке» судят о городе приезжие, да и сами жители.
В Санкт-Петербурге эта очень нелегкая задача возложена на Комитет по благоустройству, сотрудники которого делают все возможное, чтобы поддерживать статус родного города как одной из европейских столиц.
В прошлом году комплексную уборку улично-дорожной сети Санкт-Петербурга осуществляли восемь специализированных предприятий. Общая площадь уборки составила 52,1 млн кв. м, из которых проезжая часть – 38,7 млн и площадь тротуаров – 13,4 млн кв. м. В ведении комитета – 3280 петербургских улиц, каждая из которых требует регулярной уборки. На них расположены 15 919 урн, 4126 павильонов ожидания городского транспорта, 4841 дождеприемный колодец, 367 906 погонных метров ограждений.
В 2011 году за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и амортизационных отчислений дорожных специализированных предприятий было закуплено 213 единиц уборочной техники и 448 единиц навесного оборудования.
Как прошел весенне-летний сезон нынешнего года? И главное – чего нам ждать грядущей зимой?
Обо всем этом мы беседуем с начальником отдела комплексной уборки Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга В. В. МИЗЮКИНЫМ.
– Вадим Валентинович, как вы оцениваете итоги работы комитета минувшей весной и летом? Хватило ли техники и финансирования?
– Да, техники было достаточно. Вы знаете, что после зимы 2010 года правительством города было принято решение о единовременной закупке 655 единиц новой, мощной, хорошо укомплектованной уборочной техники.
Таким образом, парк обновился более чем на 30%. Причем, что очень важно, новые машины многофункциональны, они все комбинированные, позволяют быстро установить от трех до пяти единиц навесного оборудования. Летом эта техника моет дороги, чистит, пылесосит. Зимой эти же машины подметают дороги и тротуары, обрабатывают проезжую часть противогололедными материалами.
К прошлой зиме у нас было подготовлено 2 186 единиц техники. Предстоящей зимой мы будем придерживаться тех же показателей.
– Когда весной и летом чистят проезжую часть и тротуары, какие материалы используют?
– Мы применяем специальные моющие средства, которые эффективно снимают зимнее загрязнение. Это определенные шампуни, из которых изготавливается моющий раствор – литр шампуня на кубический метр воды. Этим раствором под высоким давлением моются дороги.
– Мне неоднократно приходилось видеть такую картину. Идет дождь и по улицам движется машина, поливающая проезжую часть. Что это – сбой в работе?
– Напротив, вполне осознанные действия. Мы стараемся отмывать улицы как раз во время или после дождя, так как дороги становятся намного грязнее. Дождь смывает копоть, сажу, мелкий мусор с крыш, с павильонов, подоконников, откосов, листвы деревьев и прочее. Все это оказывается на тротуарах и проезжей части.
Процесс отмывания улиц во время дождя осуществляется отнюдь не случайно. Осадки смачивают проезжую часть, и далее техникой под высоким давлением загрязнения смываются гораздо легче. В жаркую сухую погоду проводится поливка улиц, а в дождь и после дождя – именно мойка. Это два совершенно разных технологических процесса.
– Мы с вами подошли к главному вопросу. Насколько сегодня город готов к предстоящей зиме? Вы помните, что два года назад, в 2010-м, она стала настоящим стихийным бедствием. Снег сбрасывали на лед канала Грибоедова, там даже ограждения сломали. Иногда, при обильном снегопаде, город буквально замирал. Не повторится ли такая ситуация и этой зимой?
– Думаю, что это исключено. Минувшая зима, например, после двух предыдущих, в которых выпало два с половиной и более трех метров снега, оказалась ближе к нормативной. Снега было не так много. Предприятия, пережившие две очень снежные зимы, приобрели соответствующий опыт, и с этой зимой они справились удовлетворительно. Кроме того, я уже говорил о 655 единицах новой, универсальной современной техники – вся она готова к эксплуатации в зимний период.
Необходимо помнить, что зимняя уборка подразумевает не только наличие техники и людей, но и специальные места для вывоза и утилизации снега. В конце прошлого года губернатором было принято решение о строительстве в городе 15 стационарных снегоплавильных пунктов, основным элементом которых является использование сточных вод. Поскольку эти стоки достаточно теплые, с их помощью растапливается снег.
Там, где проходит городской коллектор с хорошим наполнением, ставится мощная насосная станция, которая поднимает воду. В специальную камеру сбрасывается собранный с улиц и проезжей части снег. Он растапливается сточными водами. Талая вода очищается и дальше уходит в этот же коллектор. А осадки по мере накопления или в конце зимнего сезона собираются из отстойников и фильтров и вывозятся на полигон.
В этот зимний период будут задействованы шесть таких снегоплавильных пунктов. Один из них уже прошел испытания в апреле – на Октябрьской набережной, дом 2. По нашему плану два пункта будут открыты в сентябре – на улице Севастьянова, дом 20, и на Петергофском шоссе, дом 77. Еще три будут приняты в эксплуатацию в октябре – к началу зимнего периода. Остальные девять стационарных пунктов будут запущены в 2013 году.
– А этих шести пунктов хватит?
– Все зависит от количества осадков. В предыдущую зиму мы обошлись одним таким пунктом, и этого было вполне достаточно при том объеме снега. Кроме того, у нас есть еще мобильные снегоплавильные установки. Мы не отказались от временных снегоприемных пунктов, то есть мест, куда свозить снег, у нас достаточно. В любом случае, мы будем готовиться к объемам вывозимого снега не менее 12 миллионов кубических метров.
Кроме того, продолжает реализовываться программа строительства инженерно-оборудованных снегоприемных пунктов. Сейчас их построено четыре, а в планах – еще около двадцати.
– Что они из себя представляют?
– Это забетонированная площадка, оборудованная системой канализации, на которую выкладывается собранный снег. Он тает под воздействием солнечных лучей, загрязненные стоки собираются в специальные емкости, фильтруются, очищаются и поступают в систему городской канализации. Сухой остаток собирается и вывозится на специальные полигоны.
– Будут ли применяться в работах по уборке дорог и тротуаров какие-то инновационные технологии?
– Новая техника, которая была закуплена, позволяет работать увлажненной солью. Рассол мы изготавливаем на солерастворных узлах, в этом году во всех районах города будем применять данную технологию. Если мы работаем с солью в чистом виде, то посыпаем 50 г на 1 кв. м. С применением увлажнения количество соли сокращается до 40 г, оставшиеся 10 г – рассол. Это поможет существенно снизить солевую нагрузку на город.
– Бытует мнение, что использование соли для посыпания дорог крайне негативно сказывается на состоянии протекторов машин и обуви людей. В Европе от этого отказались.
– Ничего подобного. Вся Европа и Америка работают с хлористым натрием. Например, у Соединенных Штатов ежегодная заготовка этого вещества – 10 млн т. Это один из самых доступных способов зимнего содержания дорог. Безусловно, любая технология не может быть стопроцентно безвредной. Но с другой стороны – у нас эта же соль стоит в солонках на столах, лечение дыхательных путей происходит в специальных соляных пещерах, даже физиологический раствор состоит из хлористого натрия.
По поручению губернатора мы специально изучали этот вопрос – ничего иного пока не придумано. Да, некоторые аэропорты отказались от соли. Они используют очень дорогие материалы, берегут шасси своих летательных аппаратов. Но одно дело, покрыть таким дорогим материалом трехкилометровую взлетно-посадочную полосу и совсем другое – город размером в 50 с лишним млн кв. м. Таких затрат ни один бюджет не выдержит.
Кроме того, в Курортном районе на двух объектах мы провели эксперимент с применением гранитной крошки в качестве противогололедного материала. В отличие от всех предыдущих подобных экспериментов, в этот раз были выбраны дороги, на которых отсутствовал прямой водоотвод, чтобы крошка не засоряла систему городской канализации.
Опыт оказался позитивным, и по поручению вице-губернатора была разработана программа, в соответствии с которой в зимнем сезоне 2012–2013 годов 437 объектов улично-дорожной сети в девяти районах города площадью порядка 1 млн кв. м будут обрабатываться гранитной крошкой в качестве антигололедного покрытия. Естественно, это те трассы, на которых нет прямого водоотвода.
– А как потом убирать эту крошку?
– Она не будет убираться, будет работать всю зиму. Если выпадет снег, улицы сначала очистят и потом опять обработают гранитной крошкой. Эта субстанция будет работать как абразивный материал, увеличивая сцепление колес с дорогой.
– Существует ли адресная программа по уборке улиц и автомобильных трасс? 
И что она собой представляет?
– Конечно, это наш основной документ, включающий описание улицы, ее размеры, площадь, категорийность. Подобным образом у нас расписан каждый объект улично-дорожной сети. Кроме того, существует Технологический регламент. Из особенностей работы в зимний период следует отметить специальную программу, разработанную комитетом, в соответствии с которой прошедшей зимой по 114 адресам было организовано постоянное дежурство 116 единиц уборочной техники, в основном на улицах с интенсивным движением, а также путепроводах, мостах и виадуках.
Эти 116 машин при сдаче и приеме дежурства загружаются противогололедными материалами и располагаются в специальных местах в непосредственной близости от объектов уборки. То есть если начинается снегопад, уборочная техника оказывается на объекте в максимально короткие сроки. Всю прошлую зиму мы работали по данной схеме. Конечно, это дополнительные затраты, но нам удалось снять напряженность, когда техника по городским пробкам добиралась до объекта достаточно долго.
К словам Вадима Валентиновича можно добавить: Комитет по благоустройству прекрасно понимает всю степень своей ответственности перед городом. И не только в том, как «блистательный Петербург» будет выглядеть в глазах иностранных туристов, но и в том, насколько нам с вами, петербуржцам, будет в нем удобно, комфортно и приятно жить.
Беседовал Дмитрий Григорьев

Другие материалы по теме

X