жк днепропетровская 37 2-комнатная 6.4

ГУП — территория доверия

ГУП РЭП «Строитель» – одна из государственных управляющих компаний, работающих на рынке ЖКХ Петербурга. И потребность в существовании таких компаний не иссякает.
Только за последний год объем работы ГУП РЭП «Строитель» возрос более чем вдвое: от печально известного ЖКС-2 перешли 180 домов. В ведении предприятия находятся и несколько домов в Московском районе города. В последнее время «Строителю» передается большое число нежилых зданий в историческом центре, многие из них дореволюционной постройки. Их обслуживание требует немалых затрат.
Об особенностях деятельности государственной управляющей компании беседуем с директором ГУП РЭП «Строитель» Александром РАТКОВСКИМ.
– Александр Евгеньевич, за последние десятилетия мы привыкли к приватизации государственных предприятий. Но ЖКХ Петербурга сохранило государственный сектор. Целесообразно ли это, на ваш взгляд?
– Да. Наша управляющая компания – одна из трех, сохраняющая статус ГУПа, являющегося, на мой взгляд, лучшей площадкой для апробации новых управленческих методов. ГУПы подчинены Жилищному комитету, поэтому нам, с одной стороны, легче, чем УК с частным капиталом, поскольку мы ближе к Жилищному комитету, а с другой – тяжелее. Нас считают инородным телом в ЖКХ района. Отношения с районным руководством складываются конструктивные, но позиции по некоторым вопросам у нас различны. В частности, в вопросе организации капитального ремонта жилого фонда.
– В чем это различие?
– Существующая схема характеризуется перекосом в сторону районов. Я же убежден, что требуется больший контроль со стороны Комитета. Так, в этом году капитальный и текущий ремонт стараются делать вовремя. Кровли – летом, а не глубокой осенью или зимой, как это было раньше. В силу многих обстоятельств до недавних пор приемлемым считалось затягивание сроков ремонта. Усиление контрольных функций Комитета, на мой взгляд, насущная необходимость.
– Вы имеете в виду, что и конкурсы по выбору подрядных организаций на капремонт должны проводиться в Жилищном комитете?
– Площадки для проведения конкурсов могут быть разные. Сегодня конкурсы проводятся на площадках районных администраций. И зачастую руководители управляющих компаний даже не знают, какие фирмы у них работают. Подрядчик появляется в УК лишь для получения подписи на финансовых документах.
– Следовательно, вы считаете, что управляющие компании должны выполнять функции заказчика реально, а не номинально, как сейчас?
– Во всяком случае, три ГУПа имеют достаточный опыт, чтобы взять на себя проведение конкурсных процедур. Сегодня эта функция выполняется ГУЖА, возможно, изначально существование которых было оправданно. Однако сейчас введена двойная система контроля над ходом ремонта: перед районной администрацией и Комитетом. Отдельных отчетов требует и ГУЖА. Думаю, это избыточно.
– Предлагаете сломать систему?
– Не сломать, а постепенно изменить, действуя аккуратно и осторожно. ЖКХ – несколько застывшая сфера в смысле управленческих решений. Любому менеджеру, пришедшему в ЖКХ из других сфер, очевидно, что в отрасли необходимо менять стиль управленческих решений: избавляться от лишнего, больше доверять управляющим компаниям. Мы, заказчики, должны иметь возможность влиять на подрядчиков. А добиться такого влияния можно лишь при помощи денежных инструментов.
Вот несколько иллюстраций того, о чем я говорю. Мы вправе заключать контракт на технадзор с любой организацией, имеющей для этого документально подтвержденную квалификацию. Сейчас такие договоры заключаются только со специализированным отделом ГУЖА, но эти документы носят несколько формальный характер. Во-первых, они бесплатны. А где бывает бесплатный сыр, известно всем.
Далее – текущий ремонт. Важно выбрать подрядчиков, предварительно просчитав, что можно сделать своими силами. Однако есть и установка: 70% объема работ текущего характера мы обязаны выполнить сами, 30% – силами подрядных организаций. Я считаю, что это неправильно. Управляющие компании должны иметь возможность самостоятельно определять это соотношение, учитывая потребности и собственные возможности.
Еще один пример. Мы признали целесообразным сократить штаты дворников и заключить договор с клининговой компанией. Вовсе необязательно, что такое положение должно быть долгосрочным: через некоторое время ситуация может измениться, и возникнут предпосылки к восстановлению штата дворников.
Постоянно анализировать ситуацию, оперативно делать выводы – это, на мой взгляд, необходимо сегодня сфере ЖКХ. Нам нужна возможность экономического маневра, отказа от заорганизованности и желания районных властей и ГУЖА руководить нами даже в мелочах.
– Очевидно, что вас поддержат в этом и другие управляющие компании?
– Мы часто обмениваемся мнениями с коллегами, и они тоже отмечают излишнюю регламентацию нашей деятельности. Оперативность – это условие нормального функционирования системы ЖКХ.
В соответствии с Жилищным кодексом мы начали сейчас работать, как принято говорить, «дом в дом». С помощью ВЦКП считаем деньги отдельно по каждому дому. И тратить должны на каждый дом только те средства, которые в нем собраны. А дома-то разные. «Сталинки», да и «хрущевки» находятся в удовлетворительном состоянии. Здесь средств, которые платят граждане, вполне хватает для поддержания нормального состояния домов. Но ведь некоторые здания, увы, требуют гораздо больших затрат.
Возьмем, к примеру, малоэтажные жилые здания на улице Трефолева: квартир мало, собираемость денег низкая, состояние жилого фонда нельзя назвать удовлетворительным. Без перераспределения средств нам не привести жилой фонд в порядок. А введение дифференцированных платежей для значительной части населения – мера неприемлемая. Уже сегодня план текущего ремонта составлен с учетом системы «дом в дом». И это вызывает огромные вопросы, так как на счетах многих ветхих зданий катастрофически не хватает денег. Например, в плане текущего ремонта кровель по Кировскому району у нас 52 адреса. И кое-где приходится ограничиваться постановкой заплат – на большее денег нет. Разумнее ремонтировать меньше кровель, но делать это качественнее.
– И как же выходите из положения?
– Сегодня во многих домах активно действуют инициативные группы граждан, требующих от нас отчета за каждую копейку, собранную в доме. Они приходят к нам с собственными расчетами. И в итоге мы договариваемся, так как есть разумные люди, которые воспринимают наши доводы. Скажем, если в доме сделан капитальный ремонт кровли, то собственники лояльно относятся к использованию их денег на ремонт соседнего дома. Но порой сталкиваешься и с другими подходом.
– Кроме ремонтов необходимо ведь еще выкраивать средства на закупку техники?
– Да, это проблема. Для поддержания в хорошем состоянии дворовых территорий необходима дорожная мини-техника, для ремонта и мытья фасадов – вышка, для уборки – техника. Да и траву косить нужно трижды за лето. Что-то мы закупаем, что-то берем в аренду. То, что три городских ГУПа проводят консолидированную политику, помогает решать, в частности, и проблему техники. Мы вместе запланировали распределить всю нашу технику по районам. Так что, думаю, в этом вопросе с помощью Жилищного комитета удастся наладить ритмичную согласованную работу.
– Александр Евгеньевич, разве управляющая компания должна приводить в порядок дворовые территории? Ведь в ваши задачи входит лишь уборка мусора…
– Да, это так. Но приходится отвечать за все. И даже больше. Например, вырубка опасных деревьев – дело муниципальных властей, а зачастую нас просят убрать такие деревья.
– Получается, что вы вынуждены выполнять дополнительные работы?
– Увы, да. Но бывают случаи, когда такая мера – даже наша обязанность. Скажем, минувшей зимой в пострадавший Колпинский район мы сочли своим долгом, как и многие УК, бесплатно направить аварийную бригаду и свою технику.
В целом сегодня Жилищный комитет с большим вниманием прислушивается к мнению УК, и есть надежда, что ситуация в системе ЖКХ улучшится. Люди, их знания, опыт, профессионализм, преданность делу – наш главный капитал.
Беседовала Наталья Орлова

Другие материалы по теме

X