жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Пора любоваться городом, а не марками автомобилей!

Метростроители уверены, что скоро в освоении подземного пространства города произойдет рывок, хотя в «Транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года» о развитии метрополитена сказано весьма скупо, а о подземном строительстве – лишь в контексте развития подземных переходов и парковочных мест.
О перспективах освоения подземного пространства главный редактор журнала Антон Жарков беседует с президентом СРО НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов», генеральным директором ОАО «Метрострой» Вадимом АЛЕКСАНДРОВЫМ.
– Вадим Николаевич, наш журнал следит за развитием подземного строительства в городе, и сегодня мы вновь встречаемся для обсуждения насущных проблем отрасли, в которой сейчас складывается не лучшая ситуация. Мы уже касались этой темы (СГХ № 135). Каково положение дел сегодня?
– Раньше под освоением подземного пространства понималось исключительно метростроение. Потом начали появляться другие проекты, связанные не только с метро. И сегодня уже очевидно, что без масштабной реализации подобных проектов жизнь в крупных городах становится все хуже и хуже. Такое впечатление, что горожане стали жить для транспортной инфраструктуры, а не наоборот. Но надо думать о людях! И для того чтобы создать себе комфортную среду обитания, человек должен освоить подземное пространство, тем самым приблизить многие жизненно важные объекты – подземные торговые центры, автотрассы, упомянутые паркинги – к местам своего пребывания и передвижения. Я постоянно продвигаю эту идею, но у меня получается не так хорошо, как хотелось бы.
– Почему?
– Видимо, потому что у меня нет соответствующего административного ресурса, который позволил бы не только доводить идею освоения подземного пространства до самых широких кругов общественности, но и инициировать проектирование и строительство новых объектов. Ведь сейчас в развитии метростроения есть масса проблем. То не можем открыть линию, то не сделана экспертиза, то не проведен тендер, то заняты площадки. А освободится площадка – оглянуться не успеешь, как ее снова сдали в аренду.
Строительство метрополитена у нас идет в рваном ритме, хаотично. Считаю, что город уделяет этому вопросу недостаточно внимания. Аналогичная ситуация была и в Москве, но там с ней справились.
– Московские метростроители убедили городские власти в своей правоте?
 – Не метростроители убедили. Сами власти это осознали. Они раньше нас поняли, что без освоения подземного пространства, без строительства метро никогда не решить транспортную проблему. Иначе наступит коллапс. Строительство метрополитена интенсивно развивал и нынешний мэр Москвы, и его предшественник. Они находили нужные решения порой с помощью весьма энергичных мер, в том числе применяя упомянутый административный ресурс. У столичных метростроителей большое будущее! Я ознакомился с перспективными планами наших московских коллег, и у меня от них дух захватывает!
– К сожалению, в Северной столице один из основополагающих документов в этой сфере – «Транспортная стратегия Санкт-Петербурга до 2025 года» – о развитии метрополитена заявляет только декларативно, а о подземном строительстве упоминает лишь в контексте обустройства подземных переходов и парковочных мест. Как вы считаете, почему подземному строительству нашлось так мало места в этом важном документе?
– Потому что никто не занимается этими вопросами системно. В первую очередь думают о нуждах текущего момента. Негде оставлять автомобили, поэтому пишут о строительстве парковочных мест. Конечно, сегодня город задыхается в прямом и переносном смысле этого слова. Я каждый день езжу на работу через Стрелку Васильевского острова. На мой взгляд, нет красивее места в мире! Но что там творится! Плотный транспортный поток, пробки. Масса автобусов. Пыхтят, газуют. А рядом ходят счастливые женихи и невесты в свадебных нарядах, с цветами и всем этим дышат.
Как хочется все это изменить в лучшую сторону! Построить тоннель для прохода транспорта, а на территории Стрелки организовать пешеходную зону! И петербуржцы заново откроют для себя этот замечательный архитектурный ансамбль! Свободные от лишнего шума, выхлопных газов и мелькающего перед глазами транспорта, люди будут спокойно наслаждаться красотой лучших городских архитектурных ансамблей – Эрмитажа, Адмиралтейства, Петропавловской крепости!
А чем мы любуемся сейчас? Марками автомобилей?! Они же заслоняют нам потрясающие виды, например на великолепные набережные! Почему бы не проложить тоннель, не пустить транспорт под землей, а набережные сделать пешеходными?
– Но сейчас наблюдаются иные тенденции. Например, идут разговоры о том, чтобы расстаться с идеей строительства Орловского тоннеля и вместо него возвести вантовый мост.
– Идея строительства Орловского тоннеля принадлежала «Метрострою». Ее очень долго муссировали, пока она не потеряла актуальность. Конечно, строительство тоннелей накладно, но это, на мой взгляд, лучший способ борьбы с транспортными пробками. А по стоимости эксплуатации тоннель и мост вполне сопоставимы.
– Вы можете перечислить убедительные аргументы в пользу строительства тоннелей в Санкт-Петербурге?
– Во-первых, тоннели снижают интенсивность пробок. Во-вторых, как мы уже говорили, дают возможность создавать в красивейших местах города пешеходные зоны. Я убежденный сторонник отвода транспортных потоков под землю и предоставления улиц и площадей в распоряжение пешеходов. Это было бы идеальной моделью города XXI века! В-третьих, тоннели под Невой, в отличие от петербургских разводных мостов, функционируют круглосуточно на протяжении всего года, в том числе и в период навигации. В-четвертых, тоннель никак не нарушает архитектурный облик Северной столицы. И я сомневаюсь в том, что вантовый мост, который, быть может, соединит Смольную и Свердловскую набережные, украсит город, а не испортит вид на Смольный монастырь.
– В упомянутом августовском номере журнала СГХ (№ 135) было высказано опасение, что «Метрострой», оставшись без работы, растеряет свой кадровый и технический потенциал, на восстановление которого понадобятся годы.
– Из нынешней ситуации предприятия подземного строительства выходят достойно. «Метрострой» возводит новую сцену Мариинского театра, где объем работ предприятия оценивается в сумму более 5 млрд рублей. Строит ЛАЭС-2, там тоже большой объем работ. Участвует в реализации проекта «Набережная Европы». Эксплуатирует Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Вообще, «Метрострой» в той или иной степени задействован в строительстве практически всех крупных объектов города, за исключением мостов и городских магистралей – КАД, ЗСД. Так что деньги мы зарабатываем, что позволяет развивать свою производственную базу.
– Вы думаете, что стоит ожидать улучшения ситуации в подземном строительстве?
– Я убежден, что нынешнее временное затишье долго продолжаться не может. Скоро власти придут к выводу о том, что осваивать подземное пространство города нужно интенсивнее. Ведь что такое метро?! Вводится в строй новая станция – и вокруг нее все оживает! Появляются магазины, кинотеатры, рестораны, активно строятся жилые дома! Уверен, что в скором времени наступит качественный рывок в развитии подземного строительства. И мы делаем все возможное, чтобы быть готовыми к этому.
Пользуясь случаем, хочу поздравить с 55-летием со дня рождения 
Сергея Николаевича Алпатова, генерального директора НП «Объединение подземных строителей» – одного из тех руководителей, на которых держится отрасль.
Искренне желаю Сергею Николаевичу дальнейших трудовых успехов, семейного благополучия и, самое главное, – крепкого здоровья!
Беседовал Антон Жарков

Другие материалы по теме

X