жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Градостроители приняли вызов

Ответить на новые вызовы современности можно, только объединив усилия власти, бизнеса и общества и разработав единую градостроительную концепцию. Именно эти факторы должны лежать в основе девелоперских проектов.

Редевелопмент промышленного пояса, реновация деградирующих территорий, уменьшение зеленых зон, недостаток общественных пространств, транспортная проблема – эти и другие вызовы требуют ответа. Ответ очевиден: нужно перестраивать город. С другой стороны, следует сохранять и поддерживать объекты культурного и исторического наследия. Кроме этого, необходимо, чтобы все разрозненные девелоперские проекты, как части пазла, складывались в единое городское пространство, удобное и комфортное для проживания людей, и чтобы эти новые части органично соединялись с уже имеющейся исторической застройкой. Эти вопросы актуальны для всех крупных исторических городов.

Британский урбанист, специалист по городскому планированию Чарльз ЛЭНДРИ считает, что к строительным проектам нельзя подходить лишь как к возведению физических объектов, забывая о социальном и эстетическом аспектах. Он настоятельно советует городским департаментам недвижимости активно сотрудничать со специалистами других департаментов: культуры, образования, экономики. Он уверен, что комплексный подход положительно скажется не только на качестве проектов, но и на их прибыльности. «Отдельные проекты не должны выглядеть, как острова в океане,   считает он. – Одной башни Газпрома недостаточно, чтобы придать определенной городской территории новый облик – должно быть соответствующее окружение. Городские пространства должны быть связанными, а системы городских коммуникаций удобными».

Председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Вячеслав СЕМЕНЕНКО признает, что реализуемые в городе проекты разрознены, «нет единой ткани развития городской территории». Примеры развития отдельных территорий по единой концепции присутствуют лишь в проектах комплексного освоения новых участков. «Наша градостроительная школа опирается на советский инженерный подход, когда количество жилья, социальных объектов, инженерные мощности рассчитывались исходя из площади территории, но этого недостаточно», – считает глава комитета.

Он также отметил, что в диалоге о развитии города должны участвовать все стороны: власть, инвесторы и девелоперы, а также представители общественности. Первые шаги в этом направлении уже делаются, но общественные активисты, как правило, настроены резко негативно к любому строительству. Что касается самих девелоперов, то они, по оценке В. В. Семененко, еще очень молоды, в ряде случаев жадны и наивны. Жадность состоит в том, что они стремятся получить сиюминутную прибыль, не создавая долгосрочного качества, а наивность – в неэффективном расчете проектов.

По мнению председателя совета директоров холдинга RBI Эдуарда ТИКТИНСКОГО, необходимо выработать такой механизм взаимодействия с общественностью, при котором к обсуждению проектов и стратегии развития отдельных городских территорий подключались не только выразители протестных настроений, а большинство горожан. Эксперт уверен, что рынок недвижимости становится все более конкурентным, что скоро начнется и битва за качество создаваемого продукта.

ХЕЛЬСИНКИ УЧИТЫВАЕТ ИНТЕРЕСЫ БЕЛОК-ЛЕТЯГ

В прошлом году в Хельсинки были разработаны планы развития города до 2050 года. Один план касается землепользования и строительства, другой – развития транспортной инфраструктуры. Они охватывают сам город и 13 муниципалитетов. По словам главы департамента недвижимости г. Хельсинки Яакко СТАУФФЕРА, цель – вдохнуть новую жизнь в Большой Хельсинки, обеспечив его устойчивое развитие, сделав его удобным и безопасным для людей при обязательном сохранении имеющегося разнообразия.

Как заметил один из участников конференции, пока Петербург еще учится принимать во внимание интересы горожан, Хельсинки уже пытается учитывать интересы белок, обитающих в городских парках. И это не шутка.

Директор департамента городского планирования г. Хельсинки Олави ВЕЛЬТХЕЙМ:

– В свое время нам тоже пришлось перепрофилировать промышленные территории под жилую застройку. И сейчас промышленный пояс передвинут к третьему кольцу, за пределы городской среды. Еще в 90-х годах начался перенос из центра города портовой зоны, за исключением терминалов для круизных судов и яхт. В итоге высвободилось большое количество принадлежащей городу земли, которую можно застраивать объектами жилой и коммерческой недвижимости. В целом строительство на освобождаемых участках планируется завершить к 2035 году.

Так как в Хельсинки 70% территории принадлежит городу, мы активно реализуем проекты застройки, поддерживая идею экологического города. Например, в центре создается экспериментальный зеленый район с деревянными домами, с зеленой зоной, в том числе с сохранением гнездовий птиц. Здесь будет располагаться и студенческий городок. Следующим шагом наших экологических экспериментов станет еще один район, ориентированный на зеленое строительство. Мы даже намерены прокладывать дороги с учетом мест обитания белок-летяг.

У нас хорошо развита схема участия населения в обсуждении всех градостроительных проектов. Правда, старшее поколение архитекторов сетует, что различные организационные вопросы занимают очень много времени, осложняя работу над проектом. Но мы понимаем, что нужны исследования влияния на окружающую среду и экологию, нужны обсуждения.

ОЛИМПИАДА – ВЫЗОВ ДЛЯ ЛОНДОНА

Директор направления территориального планирования компании Gensler Йен МАЛКАХИ:

– Между собой конкурируют уже не отдельные компании, а города. Они пытаются привлечь инвесторов, известных архитекторов, идут по пути повышения качества городской среды и инфраструктуры. Для крупных исторических городов одним из основных является вопрос, как сохранить старое и при этом иметь возможность развивать город. Например, в Лондоне культурные слои плотно лежат друг на друге, город застроен «до отказа». Недавно проходившие в столице Великобритании Олимпийские игры стали для города серьезным вызовом. Мы воспользовались Олимпиадой как катализатором, как возможностью доказать, что город может улучшиться. Мы переосмыслили будущее территорий, на которых ранее наблюдалась деградация. Мы воспользовались возможностью на долговременной основе привлечь инвестиции в инфраструктурные проекты на этих территориях.

Как в застроенном городе продолжить развитие территории? В Петербурге, например, появились проекты на намывных территориях. В Шанхае местная администрация инициировала строительство небоскреба. Власти Глазго, столкнувшись с устойчивым оттоком населения из города, приняли решение о перепрофилировании целого ряда деградирующих промышленных зон, о расширении города.

Города должны защищать свое наследие, вместе с тем городам нужны новые здания, поэтому важно найти баланс между новым и старым. Для этого необходимо изменить некоторые законодательные ограничения, чтобы позволить городу развиваться. Даже такой фактор, как наличие у большинства населения личных автомобилей, требует пересмотра многих аспектов градостроительства. Один из вариантов – создание второстепенных центров города, но здесь важно обеспечить взаимосвязь между этими центрами, между частями города. Особое внимание следует уделить созданию общественных пространств.

НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ «НА ПОТОМ»

Еще одним вызовом современных городов является задача объединить такие разные факторы, как старая инфраструктура и современные экологические требования. По мнению профессора кафедры урбанистики и дизайна городской среды СПб ГАСУ Валерия НЕФЕДОВА, старая инфраструктура может сыграть новую роль в новых условиях. Например, в одном случае ржавые рельсы были использованы как основа для прокладки велодорожки, в другом – на крыше парковки разместилась зеленая зона. Кроме того, необходимо создавать инженерные объекты нового уровня. Например, благодаря современным технологиям и качественной архитектуре мусороперерабатывающий завод, расположенный около пляжа и парка в Барселоне, никому не вредит и никому не мешает.

По мнению специалиста, если мы хотим иметь комфортную среду проживания, то инфраструктура, общественные пространства должны создаваться параллельно с реализацией девелоперского проекта. А не когда-нибудь потом…

Наталья Соколова

Другие материалы по теме

X