жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Качество проектов и экспертиз

О насущных проблемах проектирования и экспертизы проектной документации главный редактор журнала Антон Жарков беседует с директором СПБ ГАУ «Центр Государственной Экспертизы», президентом ассоциации экспертиз строительных проектов Станиславом Логуновым

– Есть смысл поделить качество строительных проектов на три составляющие. Первая, как ни странно, затрагивает службу заказчика. Это подготовка исходно-разрешительной документации. Грамотная служба заказчика изначально понимает, какие показатели можно закладывать в задание на проектирование, какой объем можно построить на выделенном участке и с какими параметрами. При этом квалифицированный проектировщик обязательно обращается к цифрам, заложенным в проектах планировки территорий.

– Станислав Игоревич, какими недостатками чаще всего грешат проекты?

– Постоянно встречаются недоработки в части нехватки парковок, территорий озеленения, мест для отдыха, детских площадок. Как правило, это продиктовано стремлением заказчика извлечь максимальную выгоду из будущего объекта проектирования – занять зданием большую площадь участка.

Вторая составляющая качества проектов – собственно квалификация проектной организации. В последние годы существует тенденция отхода от мощных институтов, которые самостоятельно выполняли все разделы проекта. Сегодня типичная генпроектная организация представляет собой сравнительно небольшую команду инженеров-проектировщиков, которая способна качественно разработать лишь часть разделов, а для остальных привлекает субподрядчиков. При этом дробление может доходить до пяти-семи компаний.

– И здесь возникает узкое место – организация проектных работ, необходимость увязки действий не только подразделений внутри компании, но и различных предприятий…

– К сожалению, потеря инженерно-технического потенциала нашей страны из-за былых экономических неурядиц и связанный с этим кадровый голод нынешнего времени еще долго будут сказываться на качестве строительных проектов, а большое количество участников каждого отдельно взятого проекта ситуацию не улучшает.

– И третья составляющая?

– Мне бы сначала хотелось заострить внимание читателя на первых двух. О проблемах проектирования можно говорить бесконечно. Если мы не обратим свой взор к службам заказчика, повышению профессионального уровня проектировщиков, то остальное, в целом, бессмысленно.

А третья составляющая качества проектирования связана с особенностями нашего законодательства. Например, с противоречиями между различными нормативами, когда правильное применение одного не позволяет следовать другому.

– Каковы пути исправления недостатков в отечественном проектировании, о которых вы сейчас сказали?

– Пути лежат в сфере экономики. В свое время мы безоглядно ринулись в новую рыночную экономику, и до сих пор бесконечная гонка за сиюминутным результатом не дает нам встать на другие, более надежные рельсы. На мой взгляд, необходимо создавать именно экономические механизмы воздействия на застройщиков, заказчиков, проектировщиков, с тем, чтобы стало невыгодно возводить здания некачественные или неэффективные в эксплуатации.

– Экспертиза проектной документации не является таким механизмом?

– В России этот механизм, несомненно, эффективен. Однако от наших застройщиков все чаще слышны призывы отменить экспертизу, поскольку в ряде стран она необязательна. Мы сейчас и встали на общепринятые международные рельсы. Но ведь за рубежом существует разнообразного рода сертификация проектов и зданий: качество объектов имеет четкую количественную оценку. И здание, не набравшее минимальной суммы баллов, невозможно продать или сдать в аренду. В развитых странах как раз заложен экономический механизм, стимулирующий строить здания правильно. Может быть, и наша страна пойдет по такой же схеме. Я, кстати, не исключаю, что на будущее законодатель закладывает подобную логику развития. Более того, она уже прослеживается.

– Вы имеете в виду возникновение института негосударственной экспертизы?

– Да, появился рынок, развивается конкуренция. Акценты смещаются в сторону бизнеса, который в перспективе может взять на себя функции по регулированию развития отрасли.

В масштабах нашей огромной страны негосударственная экспертиза развивается не слишком интенсивно. На данный момент по всей России аккредитацию на негосударственную экспертизу проектной документации получила только 51 организация, в Санкт-Петербурге – всего пять, в том числе наша.

– А зачем это центру, который в данной сфере оказывает государственные услуги?

– Не все в профессиональном строительном сообществе четко понимают статус негосударственной экспертизы, поэтому считаю своим долгом дать некоторые пояснения. По сути, глубинных различий между государственной и негосударственной экспертизой нет. У них равные юридические права. Однако у наших коллег из негосударственного сектора могут быть иные подходы к клиенту. Основная деятельность и государственных региональных экспертных организаций и нашего центра регулируется постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Данный документ также определяет стоимость этих услуг. Проще говоря, государственная экспертиза не может предложить клиентам скидки, а негосударственная может и этим пользуется.

– Государственные экспертные центры стремятся получить право на негосударственную экспертизу для повышения конкурентоспособности?

– Здоровая конкуренция возможна тогда, когда все участники рынка могут проводить гибкую ценовую политику. Это во-первых. Во-вторых, мы должны иметь чувство ответственности! Каждый руководитель обязан предвидеть ситуацию и страховаться от возможного негативного ее развития для своей организации. В 2010 году наметилась тенденция к тому, чтобы институт государственной экспертизы был либо серьезно реформирован, либо вообще ликвидирован. Понимая это, мы позаботились об аккредитации Минрегиона на проведение негосударственной экспертизы. В нашем центре работают свыше 160 специалистов высокой квалификации, и мне бы не хотелось в один прекрасный момент созвать коллектив и объявить о его расформировании, потому что есть негосударственная экспертиза. Это неправильно.

– Кстати, о негативном развитии ситуации. Повлекло ли за собой введение негосударственной экспертизы какие-либо неприятные последствия?

– Как известно, у нас уже стал общепринятым термин «обманутые дольщики». Сейчас в наш обиход вошло понятие «обманутые застройщики». Это предприятия, получившие, как правило по демпинговой цене, некачественное экспертное заключение, которое не позволяет им открыть разрешение на строительство. Многие застройщики уже обратились к нам за помощью после сотрудничества с недобросовестными экспертами.

– Мы подошли к понятию качества экспертных услуг. Каковы его критерии?

– Первый критерий – это профессионализм экспертной организации. Он имеет две стороны. Квалификация экспертов как инженеров-проектировщиков и достаточное количество экспертов для рассмотрения всех разделов проекта. Для многих организаций нашего профиля будет характерна та же беда, что и для проектных фирм: нехватка специалистов в тех или иных областях. При этом сегодня закон предъявляет не совсем понятные требования к кадровому составу предприятия, оказывающего экспертные услуги. Достаточно иметь пять специалистов, аттестованных Минрегионом для экспертизы проектной документации и столько же для экспертной оценки инженерных изысканий. На практике изыскателей нужно меньше, а проектировщиков больше, поскольку всякий проект содержит, как известно, 12 разделов.

– Получается, что законом заложены низкие требования к экспертной организации?

– Когда готовился законопроект с поправками в Градкодекс (впоследствии ставший законом № 337-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». – Прим. авт.), мы внесли свои предложения о том, что экспертная организация должна иметь в своем составе не менее 10 аттестованных специалистов – по количеству разделов проектной документации. Эта цифра осталась, но ее поделили, на мой взгляд, не совсем равномерно: пять – по изысканиям и пять – по проектной документации. Не уверен, что организации, обладающие таким минимальным количеством экспертов, способны самостоятельно проводить оценку проектной документации. В большинстве случаев они берут на субподряд специалистов, а то и другие экспертные предприятия.

– Какие еще критерии качества экспертных услуг вы могли бы назвать?

– Второй критерий – это комфортность услуги. Речь идет о снижении количества посещений клиентом экспертных учреждений. Кроме того, клиент не должен часами ожидать своей очереди в коридоре, а приходить в назначенное время и сразу же попадать на прием к нужному эксперту. И третий критерий – срок рассмотрения проектной документации.

– Многие жалуются именно на длительность экспертизы. Какой срок рассмотрения проекта вы считаете оптимальным?

– Мой личный опыт свидетельствует о том, что основное время у заказчика уходит на устранение замечаний экспертов и доработку проекта после рассмотрения документации. Вот где кроется камень преткновения! Считаю, что оптимальный срок экспертизы проектов жилищного строительства – 15 дней, проектов нежилых объектов – 20 дней. Дальше сокращать нецелесообразно. Иначе будет как в известной передаче Валдиса Пельша: «А я угадаю мелодию с одной ноты!» Если учесть, что проектирование обычно ведется на протяжении года, наверное, 15–20 дней для того, чтобы рассмотреть документацию и выявить недостатки, – это не так много. Конечно, можно встретить объявления о подготовке экспертного заключения в более сжатые сроки. Но я думаю, что никто не возьмется гарантировать качество подобного заключения.

– Недавно вы выступили инициатором создания Ассоциации экспертиз строительных проектов. Зачем отрасли очередное профессиональное объединение?

– Ранее наш центр входил в Нацио-нальное объединение организаций экспертизы в строительстве. Но в июне мы оттуда вышли – нас не устроила политика объединения, которая состояла только в поддержке негосударственной экспертизы. Еще в феврале 2010 года, когда прозвучало заявление руководства государства о развитии института негосударственной экспертизы, стало понятно, что учреждениям государственной экспертизы необходимо объединяться и вырабатывать общую стратегию развития. В нынешнем году 50 государственных учреждений поддержали соглашение о взаимодействии. 24 августа 2012 года в Министерстве юстиции зарегистрирована Ассоциация экспертиз строительных проектов. Учредителями выступили наш центр и аналогичная организация из Московской области. Сейчас мы будем в установленном порядке принимать в члены ассоциации наших коллег. В целом по России государственной экспертизой занимаются 83 региональных учреждения, и я рассчитываю, что в ближайшие полгода мы объединим, по крайней мере, три четверти из них.

– У каждой из двух видов экспертизы образовались свои профессиональные объединения. Так серьезна конкуренция?

– К сожалению, да. Но я считаю, что это – временный факт. Все равно мы в одной лодке под названием «экспертиза», курс которой пока не совсем понятен. В любом случае у нас общая цель – качественная экспертиза проекта, обеспечивающая надежность и безопасность зданий и сооружений.

Подготовил Антон Жарков

Другие материалы по теме

X