жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Закон, что дышло

Декларативный характер № 261-ФЗ «Об энергосбережении» отраслевые эксперты обсуждают вот уже три года. Энергоэффективные решения в массовом строительстве чаще всего не уходят дальше вкручивания энергосберегающих лампочек и установки стеклопакетов.

Какие препятствия для реализации базового № 261-ФЗ служат сегодня камнем преткновения в деятельности проектировщиков, строителей и инвесторов? Этот вопрос мы адресовали экспертам.

Экспертный состав:

– исполнительный директор СРО НП «Союзпетрострой-Энергоаудит» Владимир СТЁПИН;

– вице-президент Союза энергетиков Северо-Запада, председатель контрольного комитета СРО «Инженерные Системы – монтаж», член правления НП «Газовый Клуб», к.т.н. Ефим ПАЛЕЙ.

– Как вы оцениваете ход реализации Федерального закона № 261 «Об энергосбережении» в регионе, можно ли назвать этот документ рабочим?

В. Стёпин:

– Самое важное – вопросы энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности стали обсуждать. Наметились позитивные сдвиги.

К сожалению, исполнение закона в большинстве случаев действительно носит формальный характер. Механизм реализации дает сбои, даже при финансовой поддержке трудно делать положительные выводы.

Е. Палей:

– Сейчас модно говорить об энергосбережении и энергоэфективности, тем более в 261-м Федеральном законе даны конкретные показатели, на которые страна должна выйти. Указаны сроки достижения этих показателей, в то же время ни слова не говорится о том, как и какой ценой мы должны этого добиться. Очень не хочется, чтобы наша победа в снижении энергопотребления стала пирровой. А по сему, мне кажется, к вопросам энергосбережения нужно подойти системно и с обязательной экономической оценкой.

ФЗ № 261 – правильный и нужный документ, но в нем, как, видимо, и во всяком законе большой сложности, отсутствует четкая конкретика. Даны общие направления, но нужна детализация, которая может отразиться в подзаконных актах и ведомственных нормативах. Но этого в полном объеме не произошло. Нет четких требований и характеристик, закон трактуется «в меру испорченности» трактующих, поэтому реально он не работает.

– В чем вы видите причины пробуксовки закона на местах?

В. Стёпин:

– Основная причина все-таки кроется в нашем сознании. Подавляющее большинство компаний не понимают, почему они должны проводить энергетические обследования, участвовать в разработке и внедрении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а главное, не видят в этом никакой выгоды.

С одной стороны, неустойчивое финансовое положение не позволяет компании думать о том, что находится за пределами основной профессиональной деятельности и отвлекает от решения насущных задач. С другой – низкая квалификация энергоаудиторов, неспособность наглядно показать и обосновать возможную реальную экономию не позволяют двум сторонам договориться о взаимовыгодном сотрудничестве. Не обойтись здесь и без поддержки государства. Практика предложенных законом мер стимулирования энергосбережения пока еще не позволяет считать их действенным инструментом.

Е. Палей:

– Как я уже говорил, причины пробуксовки закона в отсутствии четкой конкретики, подзаконных актов и нормативов ведомств. Вопрос нехватки финансирования тут не стоит. Наоборот, денег на реализацию отдельных положений в регионах выделяется достаточно.

Одна из важных причин неэффективности № 261-ФЗ – отсутствие комплексной программы энергосбережения, которую необходимо разрабатывать на уровне муниципалитетов, а не отдельных домов. В этой программе необходимо оценить существующее положение: нагрузки потребителей с учетом перспективы, схему теплоснабжения в виде источников и сетей. Наметить пути ее реконструкции в целом, а затем по отдельным элементам. Определить затраты и экономические показатели работы системы после реконструкции и проанализировать их, выбрав оптимальный путь.

Чтобы было понятно, приведу конкретные примеры. Сейчас на вводах в здания наряду с теплосчетчиками активно устанавливаются регуляторы температуры и расхода теплоносителя – погодное регулирование, независимое от вида источника, к которому подключается здание – к котельной или ТЭЦ. В случае если здание подсоединено к котельной и на этой же сети «сидит» еще несколько домов, а в котельной ничего не делается, то изменение расхода теплоносителя в одном из зданий приведет к изменению расходов теплоносителя в тепловой сети и ее разбалансировке. В других будет перетоп, полетит гидравлика системы.

Кроме того, затраты котельной на выработку и перекачку теплоносителя не только не снизятся, а наоборот возрастут, поскольку котельная не рассчитана на работу с качественно-количественным регулированием. А в случае, если источником теплоснабжения является ТЭЦ, изменение расхода и температуры теплоносителя приведет к недоотбору пара из турбины и, соответственно, к снижению выработки электроэнергии. Чтобы этого не произошло, избыток пара из турбины придется сбрасывать, а значит, возрастут затраты на производство электроэнергии.

Учитывая, что в первую очередь вопросами энергосбережения начнут заниматься бюджетные структуры, а теплоснабжающие организации в массе своей в России являются муниципальными предприятиями, то одной рукой муниципалитеты будут строить кривую систему энергосбережения для отчетности, а другой ломать и так еле живую систему теплоснабжения. Естественно, никакого экономического анализа при этом проводиться не будет.

Следующий пример. В мегаполисах в основной массе преобладают газовые котельные и ТЭЦ. При определении объемов поставок газа в конкретный регион опираются на региональные лимиты газоснабжения, в то же время на подачу газа затрачивается определенный объем электроэнергии. При экономии тепла потребителями газовики несут вполне ощутимые затраты, которые непонятно кто будет возмещать. Штрафы за непотребленный газ превысят экономию от энергосбережения. То есть закон мы выполнили, но какой ценой?

– Выполнимы ли заложенные в законе требования энергоэффективности в строительстве, реконструкции и проектировании зданий?

В. Стёпин:

– На мой взгляд, есть три направления энергосберегающего пути, которые могут привести к положительному результату. Во-первых, это усиление требований законодательства, в том числе к профессиональным качествам специалистов-энергоаудиторов, введение профессиональной аттестации, ужесточение административной ответственности за нарушение требований закона, принятие жестких мер к недобросовестным компаниям-энергоаудиторам.

Во-вторых, воспитание бережливости вообще и «энергобережливости» в частности начиная с самого раннего возраста. Бережное использование ресурсов должно быть основой обычного поведения и рядового гражданина, и руководителя, и чиновника. В-третьих, пропаганда внедрения энергоэффективного оборудования как залога экологической чистоты, высокого качества, надежности и, конечно, экономии.

Длительные сроки окупаемости энергосберегающих проектов не позволяют сделать эту сферу привлекательной для инвестора, здесь мало распространены энергосервисные контракты.

Требования по энергосбережению, заложенные в законе, выполнимы при условии ясного понимания всеми заинтересованными участниками целей, задач и способов их решения, прозрачности мероприятий и убедительного доказательства будущей выгоды.

Е. Палей:

– Для того чтобы № 261-ФЗ стал рабочим и в эту сферу приходили инвестиции, необходимо запретить новое строительство и реконструкцию с использованием старых отживших схем. Только поквартирная радиальная разводка, только поквартирный учет и регулирование во внутренних системах зданий. Исключительно современные материалы труб и никаких сварных соединений для оцинкованных труб в системах ХВС и ГВС. Нужно запретить строительство котельных с неразъемными жаротрубными котлами на крышах зданий. Следует также изменить форму «Энергетического паспорта», дополнив его конкретными вопросами, связанными с теплоснабжением.

Помимо этого, надо запретить энергоснабжающим компаниям взимать непомерную и ничем не обоснованную плату за так называемое снятие технических ограничений при присоединении к своим сетям. Необходимо обязать электрические компании принимать в свои сети избыток электроэнергии, вырабатываемой на частных когенерационных и тригенерационных станциях.

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X