жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Приглашение к диалогу

Не каждый чиновник способен стать бизнесменом, так же как не каждый топ-менеджер может преуспеть на госслужбе. Люди, которые имеют опыт работы и в структурах власти, и в бизнесе, обладают одной очень существенной особенностью – они могут взглянуть на ситуацию с разных точек зрения.

Наш собеседник, с одной стороны, много лет работал в различных органах власти, в том числе в должности вице-губернатора Санкт-Петербурга, с другой – имеет многолетний опыт в финансовых и строительных организациях. О ситуации на строительном рынке Петербурга и выборе стратегических приоритетов мы беседуем с генеральным директором ООО «Главстрой-СПб» Сергеем ВЕТЛУГИНЫМ.

– Существуют различные оценки ситуации, сложившейся сейчас на строительном рынке Петербурга. Одни специалисты определяют еe как «глубокую задумчивость», другие как «торжество непрофессионализма», третьи считают, что всe нормально. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию? Какие плюсы и минусы вы выделили бы в первую очередь?

– Все мы люди разные, и у каждого может быть своe видение ситуации, при этом одни оценивают сиюминутное состояние рынка, другие рассматривают перспективы. Особенностью нашего строительного бизнеса является то, что все проекты растянуты во времени и достаточно многогранны. Их реализация связана с решением технических, финансовых, юридических и административных вопросов. Хотелось, чтобы все было легко и просто, но так не получается. Например, многолетние проекты нашей компании рассматривались ещe при прежней администрации города. Сегодня ситуация изменилась, у городских властей появились новые подходы к градостроительству в целом и конкретным проектам в частности. И нам приходится заново выстраивать эти отношения, объяснять причины принятых компанией решений или суть предлагаемых инициатив, на что уходит достаточно много времени и сил. Но делать это необходимо, поскольку нужен конструктивный диалог. В числе других минусов я бы назвал некоторые пробелы в области законодательного регулирования строительной отрасли, а также медленное рассмотрение банками вопросов, связанных с исполнением финансовых обязательств. Своеобразным плюсом можно считать встряску, полученную бизнесом в результате обновления городского правительства.

– Сегодня, когда набирает популярность комплексное освоение территорий, обострился вопрос о том, кто должен финансировать строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

– Нынешнее отношение к комплексному освоению территории достаточно непродуктивное. Нет чeтких и ясно сформулированных подходов к созданию инфраструктуры: какие еe элементы и за чей счeт должны быть построены. Не исключаю, что все эти проблемы могут привести к возврату точечной застройки.

Если говорить, например, об инженерной и дорожной инфраструктуре, то небольшие внутриквартальные дороги и проезды должен строить инвестор, равно как и внутриквартальные сети. А вот город, на мой взгляд, должен как минимум взять на себя создание головных источников для подключения магистральных сетей внутри территорий. Строительство основных дорог, шоссе, проспектов также должно финансироваться из городского бюджета. Власти же пытаются переложить этот груз на плечи инвесторов и застройщиков. Думаю, это не совсем правильно.

Что же касается объектов социальной инфраструктуры, то их вполне может строить инвестор, но по согласованию и под контролем городских властей, чтобы была понятна система ценообразования. При этом должно быть чeтко прописано, в течение какого времени и по какой стоимости город выкупит этот объект. Если, например, выкуп будет в рассрочку, то она должна быть разумной по срокам, например, в течение года. Практика показывает, что инвестор строит эти объекты быстрее, чем если бы он только резервировал под них земельные участки, а потом их строили другие подрядчики. Но такой вариант строительства должен быть законодательно определен. В своей практике мы пытаемся делать «дорожную карту», где обозначено всe, что нужно построить на осваиваемой территории, и стараемся согласовать еe с различными структурами городской администрации. В этом случае каждая из заинтересованных сторон будет знать сроки, цену и меру своей ответственности при реализации проекта КОТ.

– На ваш взгляд, какой стратегии придерживаться «Главстрою СПб» при развитии своего бизнеса в Петербурге? И есть ли у компании планы по реализации проектов в Ленобласти?

– Работать в Ленинградской области мы пока не планируем. Наша стратегия по-прежнему связана с реализацией всех четырех петербургских проектов. Флагманская «Северная Долина» идет по графику. Продолжается строительство в Юнтолово. Замечу, что желающих приобрести квартиры в Юнтолово достаточно много, о чем свидетельствует созданный нами банк потенциальных покупателей. Пока не подписано дополнительное соглашение по реализации проекта «Панорама 360» (квартал Шкапина-Розенштейна), но мы уверены, что в ближайшее время этот вопрос будет решeн положительно. Сложнее обстоят дела с проектом «Апраксин двор», но и здесь мы совместно с городскими властями ищем возможные варианты.

– Сейчас много говорится о необходимости реновации уже застроенных и депрессивных территорий. Какие здесь существуют «подводные камни» и есть ли будущее у таких проектов?

– Главный «подводный камень» – наличие различных собственников недвижимости, расположенной на территории, подлежащей реновации. Тот же «Апраксин двор» не исключение, здесь насчитывается 61 собственник, причeм часть из них живeт в России, а другие перебрались за границу. Иногда мы их просто не можем найти. Некоторые ничего не хотят слышать о продаже своих площадей, даже если не используют их максимально эффективно. В результате инвестор, реализующий проект, оказывается в тупиковой ситуации.

В проекте «Панорама 360» почти в центре территории, подлежащий реновации, находится один из корпусов Университета технологии и дизайна, бывшего Текстильного института. Это старое кирпичное здание весьма неприглядного вида. Мы с этим зданием ничего не можем сделать, так как оно является собственностью Министерства образования и науки России. Тем не менее проектами реновации депрессивных территорий необходимо заниматься. Будущее у таких проектов есть, но при условии конструктивного диалога между всеми заинтересованными сторонами, в том числе между бизнесом и властью. Реализация таких сложных проектов, где помимо нового строительства решаются вопросы реставрации и реконструкции старых зданий, без такого диалога невозможна.

– Опыт работы в правительстве Петербурга, в банковских структурах как-то повлиял на ваши взгляды в отношении руководства строительным бизнесом? Не было ли у вас желания открыть собственное дело?

– Желания создать собственный бизнес у меня никогда не было. Я долгое время работал в государственных структурах – и в советское время, и во времена рыночной экономики. На посту вице-губернатора Петербурга пришлось заниматься вопросами, связанными с разными сферами экономики и жизни в целом. Например, участие в работе над Генеральным планом города, в формировании городского бюджета в достаточно сложное для страны время. Всe это не проходит даром. Так же как и несколько лет работы в банках. Все эти знания и навыки помогают в руководстве строительным бизнесом. Помогает и то, что за минувшие годы круг людей, с которыми я знаком, вместе работал, значительно расширился.

– Полгода – достаточный срок, чтобы узнать компанию изнутри. По прошествии этого времени у вас не появилось желания что-то изменить в структуре предприятия, в кадровой политике?

– У нас достаточно сильная команда профессионалов, поэтому никаких кардинальных изменений в кадровой политике не будет. Что же касается структуры, то здесь изменения необходимы. Бизнес развивается, объeмы работ растут, соответственно на определeнном этапе перед компанией встаeт вопрос об оптимизации системы управления, повышении качества и оперативности принятия управленческих решений. Процесс структурных внутренних изменений идeт открыто, в обсуждении этой темы принимают участие руководители всех подразделений.

Беседовала Наталья Соколова

Другие материалы по теме

X