жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

«Бухарестская»: парад технологий

Коллектив ЗАО «СМУ-11 Метрострой» участвовал в строительстве всех пяти линий петербургского метро. Последнее детище компании – станция Фрунзенского радиуса «Бухарестская» – справедливо может считаться уникальным опытом применения новейших технологий метростроения.

БЕТОНИРОВАНИЕ КАК НОУ-ХАУ

Бетонирование выработок шахты № 620 на «Бухарестской» производилось с помощью бетононасоса, подающего смесь с шахтной поверхности по специально пробуренной наклонной скважине непосредственно на место укладки. Инициаторами, разработчиками и воплотителями этого метода стали специалисты «СМУ-11 Метрострой», которые впервые применили данный метод в процессе строительства обходных тоннелей в зоне размыва между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества». Такой подход не только позволил отказаться от ручного труда и длительной транспортировки смеси, но и существенно сократил время бетонирования и гарантировал качество бетона, попавшего в опалубку.

Эта технология использовалась и на строительстве станции «Обводный канал», где все внутренние железобетонные конструкции изготовлялись с использованием монолитного бетона.

ЧУДЕСА ПОДЗЕМНОЙ ЛОГИСТИКИ

На выработках, где не может быть применен проходческий щит, процесс транспортировки грунта на поверхность долгое время считался очень трудоемким и достаточно длительным. Инженеры «СМУ-11 Метрострой» нашли решение и этой проблемы. Ускорить доставку породы на поверхность позволило применение электрических шагающих экскаваторов и шахтного скребкового конвейера. Станция метро «Звенигородская» стала первым объектом, на котором новая технология была опробована и показала замечательные результаты. Процесс транспортировки грунта теперь стал непрерывным и полностью механизированным. В скором времени метод доказал свою состоятельность при возведении второй сцены Мариинского театра.

На строительстве станции «Бухарестская» специалисты «СМУ-11 Метрострой» применили уже проверенную технологию транспортировки грунта. На всех точках погрузки подземной выработки были установлены электрические экскаваторы, специально подобранные для работы в труднодоступных местах. С их помощью метростроевцы не только выполняли погрузку грунта, но и впервые осуществили монтаж временного крепления выработки металлическими арками, снизив тем самым процент ручного труда.

БЕЗОСАДОЧНАЯ ПРОХОДКА

Но самым главным ноу-хау, использовавшимся в процессе строительства «Бухарестской», стала технология опережающего крепления, предполагающая механизированную безосадочную проходку. Этим методом был построен тоннель НВУ № 620 длиной порядка 150 м, что позволило механизировать все работы в забое и полностью исключить ручной труд.

Суть метода сводится к тому, что буровой установкой на участке сооружается экран из труб, затем отбуривается забой, после чего комбайн разрабатывает породу без крепления, устанавливает металлические рамы и наносит набрызг-бетон.

Метод опережающего крепления позволяет избежать осадок поверхности на таких выработках, где применение проходческого щита невозможно. Кроме того, он дает возможность совершенно уйти от использования ручного труда и, следовательно, снизить вероятность травматизма.

В процессе проходки тоннеля НВУ № 620 станции «Бухарестская» была применена буровая установка с телескопической штангой, которая при длине 7 м позволила за один подход бурить 14-метровую скважину, благодаря чему существенно увеличивается скорость проходки. Интересно, что в России подобных работ еще не проводилось. Этот опыт уникален и обладает несомненной ценностью. Его последующее использование на строительстве новых станций петербургского метро позволит оптимизировать временные, финансовые и трудовые затраты.

Однако применение данной технологии оправданно только при прохождении водонепроницаемых грунтов, потому что экран из труб не способен удержать воду. Поэтому при проходке наклонных тоннелей использование этого метода исключено.

МОЛОДОСТЬ ПЛЮС ОПЫТ

Коллектив «СМУ-11 Метрострой» был полновластным хозяином строительной площадки станции «Бухарестская» и выполнил на данном объекте весь комплекс строительно-монтажных работ. Поскольку время пуска станции по независящим от метростроевцев обстоятельствам затянулось, специалисты компании имели возможность без спешки и авралов спокойно и очень качественно завершить как строительно-монтажные, так и отделочные работы.

– В самое горячее время на станции трудилось порядка 300 человек, – рассказывает главный инженер «СМУ-11 Метрострой» Юрий ГУБИНСКИЙ.– У нас традиционно сформированы разновоз­растные бригады, руководят которыми опытные проходчики, с удовольствием передающие опыт молодым. Причем мнение бригадиров обязательно учитывается при окончательном комплектовании бригад. Если молодой человек оказался в бригаде случайно, не может или не хочет работать и расти в профессиональном плане, он у нас не задержится. Метростроение – это призвание, оно не прощает халатности и лени.

ТЕНДЕРНАЯ ЭРА

С 2013 года петербургское метростроение открывает новую страницу своей истории. Все станции, заложенные еще при советской власти, сданы в эксплуатацию. Теперь метростроевцам предстоит создавать объекты подземной транспортной инфраструктуры с нуля. Но, кроме того, метростроение с нового года переводится на тендерную систему распределения заказов. Юрий Губинский поделился с нами своим отношением к грядущим переменам:

– Любой проект должны реализовывать профессионалы. Тем более это касается подземного строительства в Санкт-Петербурге. Ведь грунты нашего города настолько сложны, что эффективно работать с ними могут только опытные специалисты, обладающие достаточными знаниями и соответствующим техническим парком. Кроме того, метростроение подразумевает использование труда рабочих весьма специфических профессий. И главное: строительство метро не ограничивается реализацией подземных выработок, а значит, производителю работ необходимы налаженные контакты с поставщиками ресурсов и материалов, наличие опыта и специальной техники для освоения строительной площадки и подготовки окружающих зданий, а также навык проведения различных согласований.

Так что метростроение – это целый комплекс мероприятий, выполнять который должны профессионалы. Это касается и проектирования. Я с трудом представляю себе, кто сегодня может составить конкуренцию Ленметрогипротрансу. Тем более с учетом сложнейших геологических условий нашего города.

Подготовила Елена Никитченко

Санкт-Петербург,

ул. Некрасова, 32

Тел. (812) 275-0187,

Похожие сообщения

X