жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Акцент на соцобъекты

Как региональные власти Санкт-Петербурга и Ленобласти будут финансировать строительство социальных объектов в условиях нестабильной экономической ситуации.

Вопрос бюджетного финансирования строительства социальных объектов – детских садов, школ, медицинских учреждений и т. д. – в последние годы является одним из самых острых для застройщиков. В кризис эта проблема волнует девелоперское сообщество еще больше: если новый строящийся квартал не будет привлекателен для покупателей, что не в последнюю очередь зависит от доступности инфраструктуры, то это повлияет на и без того не слишком активные продажи. А найти средства на возведение «социалки» собственными силами в такие времена тоже непросто.

Не меньше беспокойства и у очередников на улучшение жилищных условий: если строительство бюджетного жилья замедлится, то переезд в новые квартиры будет отложен. Санкт-Петербург и Ленинградская область пока не намерены серьезно экономить на бюджетных стройках и, как во время предыдущих кризисов, уверены, что возведение социального жилья станет в некоторой степени подспорьем для застройщиков.

Всех – в сад

В соответствии с поручением президента РФ понятие «очереди в детский сад» должно быть ликвидировано во всех регионах страны к 1 января 2016 года, и дети в возрасте 3–7 лет должны быть обеспечены местами в дошкольных учреждениях. Как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области сложная ситуация с детскими садами сегодня сохраняется в активно застраиваемых районах. В городе это Приморский, Калининский, Красносельский, Невский и Пушкинский, в области – Всеволожский.

Согласно Адресной инвестиционной программе (АИП) на направление «дошкольное образование» в бюджете Петербурга на 2014 год было предусмотрено 2,17 млрд рублей. По данным АИП, планировалось завершить строительство или реконструкцию восьми детских садов, начатых в 2010–2011 годах, в Центральном, Невском (два учреждения), Приморском (четыре объекта), Выборгском и Красносельском районах. Также должны были начаться строительные работы по пяти адресам (Приморский (два объекта), Василеостровский, Петродворцовый и Невский районы) и продолжиться (с завершением в 2015–2016 годах) еще на трех площадках (два детских сада в Приморском районе и один во Фрунзенском).

В программе 2015 года, что примечательно, объем финансирования дошкольного образования существенно подрос и составил почти 3 млрд рублей (2,998 млрд рублей). В соответствии с документом в текущем году планируется завершить строительство сразу 12 детских садов (по три объекта в Нев­ском и Приморском районах, по одному – в Центральном, Фрунзенском, Кировском, Петроградском, Василеостровском и Петро­дворцовом районах) и начать работы еще по 11 адресам.

В Ленинградской области, согласно официальной информации, в 2015 году в рамках АИП будет завершено строительство 15 детских садов на 2680 мест. В том числе новые учреждения откроются в Шлиссельбурге, Всеволожске и Янино. «Мы рассчитываем, что благодаря привлечению разных механизмов – выкуп объектов, строительство в рамках программы «садики в обмен на налоги» – к 1 января 2016 года поручение президента в регионе будет выполнено», – заявил на недавней пресс-конференции вице-губернатор Ленинградской области по строительству Михаил МОСКВИН.

По информации областного комитета по строительству, в 2014 году в регионе было введено в эксплуатацию 13 детских садов на 2118 мест, в том числе в рамках АИП – два детских сада (в районах Черная речка и Новое Девяткино). Объем финансирования программы в Ленобласти по направлению «Развитие дошкольного образования», согласно официальному отчету об исполнении программы, составил чуть более 1 млрд рублей.

Как подчеркивают в областном комитете по строительству, крупные жилищные проекты в основном реализуются на территории Всеволожского района в Заневском, Муринском и Новодевяткинском сельских поселениях и на этих территориях социальная инфраструктура развита достаточно хорошо. «Сейчас проблема существует лишь в городе Всеволожске, где строительство в основном осуществляется точечно. Задачу обеспечения территории жилой застройки социальной инфраструктурой мы пытаемся решить за счет реконструкции зданий под детские сады и строительства новых объектов. В 2015 году во Всеволожске запланирован ввод в эксплуатацию одного садика на 160 мест, в следующем году – семи дошкольных учреждений всего на 1235 мест», – сообщили в пресс-службе комитета.

В школу – без проблем

Менее проблемным, но также требующим внимания, является вопрос строительства школ в доступности от новой застройки. На финансирование отрасли «общее образование», как и на строительство детских садов, в адресной программе бюджета Петербурга в 2015 году предусмотрена большая сумма, чем в 2014 году.

В 2014 году на эти цели предполагалось потратить 2,181 млрд рублей. При этом все объекты, указанные в АИП-2014 (11 школ, образовательный центр), со сроком завершения работ в 2015–2016 годах. Бюджетные ассигнования на общее образование из казны Санкт-Петербурга в 2015 году, в соответствии с АИП, составят 3,071 млрд рублей. Планируется завершить строительство (в ряде случаев реконструкцию) семи объектов (в Выборгском, Красносельском, Кировском, Фрунзенском, Курортном, Невском районах), а также продолжить работы по пяти адресам с завершением в 2016 году.

В Ленинградской области в 2015 году, по данным областной администрации, будет введено в эксплуатацию пять школ на 1820 мест, в том числе пристроенная школа в Волхове на 350 мест, школа на 600 мест в Шлиссельбурге и на 400 мест – в Тосно, также будет завершена реконструкция школы-интерната на 50 мест в Бокситогорском районе и школы искусств – в Тосно. В 2014 году в рамках АИП регион потратил на развитие сферы начального и общего образования около 300 млн рублей.

Меняем на деньги…

И в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области весьма активно используется схема выкупа бюджетом возведенных застройщиками социальных объектов. По данным комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Петербурга, в 2014 году в собственность города было приобретено более 20 объектов социального назначения на общую сумму около 1,8 млрд рублей, и адресная инвестиционная программа по данному направлению была полностью исполнена.

Среди выкупленных объектов учреждения здравоохранения, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы в разных районах города, например, детский сад и школа в жилом квартале «Северная Долина», детские сады в районе Каменки. По информации КУГИ, в 2015 году на приобретение социальных объектов в бюджете Петербурга предусмотрено около 1,3 млрд рублей, полный адресный перечень объектов еще формируется, но в их числе, помимо прочего, пока значатся три детских дошкольных учреждения.

Кроме того, по информации КУГИ, с 2014 года Санкт-Петербург активно начал заключать с инвесторами и собственниками земельных участков соглашения, преду­сматривающие строительство за их счет объектов социальной инфраструктуры и последующую безвозмездную передачу таких объектов в собственность города.

Также заключаются соглашения, преду­сматривающие обязательства собственников по безвозмездной передаче городу земельных участков для последующего строительства на них объектов социальной инфраструктуры за счет средств бюджета Петербурга. На сегодняшний день уже заключено порядка 50 соглашений на строительство более 80 объектов с такими компаниями, как «Северный город», «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад», «Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», и другими.

В Ленинградской области, как сообщили в комитете по строительству, в 2014 году были введены в эксплуатацию восемь садиков на 1438 мест, выкупленные у «Группы ЛСР», и один на 110 мест, выкупленный у компании ЦДС в Мурино. На эти цели было направлено 1,9 млрд рублей. В 2015 году, по данным администрации, только у компании ЛСР будет выкуплено десять детских садов. Общий объем средств бюджета, который будет направлен на финансирование строительства и выкуп социально значимых объектов, достигнет, по данным комитета по строительству, 8,3 млрд рублей.

…или на налоги

Областная схема «Соцобъекты в обмен на налоги», по мнению руководства региона, демонстрирует свою эффективность. В 2014 году, по информации комитета по строительству Ленобласти, по данной программе было выкуплено и передано в муниципальную собственность два садика: в Кудрово на 110 мест (застройщик «Сэтл Сити») и в Мурино также на 110 мест (застройщик «Полис Групп»). В 2015 году, согласно данным комитета, застройщики планируют ввести в эксплуатацию девять садиков на 960 мест. В том числе пять учреждений появятся в Мурино (застройщики «Сэтл Сити», «Полис Групп» и ЦДС), строительство двух детсадов будет завершено в Кудрово (застройщик «Сэтл Сити»). Кроме того, в Кудрово в рамках данной программы будет завершено строительство двух школ на 2200 мест (девелоперы «Сэтл Сити» и «Отделстрой»).

«Сегодня у нас подписано уже 17 соглашений в рамках программы «садики в обмен на налоги», и можно говорить о том, что эта работа из «главной новостной» переходит в текущую», – подчеркивает вице-губернатор Ленобласти Михаил Москвин. По данным пресс-службы вице-губернатора, в настоящее время частные компании, участвующие в программе «Соцобъекты в обмен на налоги», возводят 15 детских садов и пять школ, а всего по 17 соглашениям (семь из них заключено в 2014 году, два – уже в 2015-м) предполагается построить 56 объектов (42 детских сада и 14 школ).

В 2014 году налоговые отчисления застройщиков составили 1,8 млрд рублей, в 2015 году, по предварительным подсчетам, застройщики перечислят в бюджет Ленобласти около 2,6 млрд рублей, из них на выкуп объектов пойдет 481 млн рублей. Всего в ближайшие три года сумма налоговых поступлений от застройщиков достигнет порядка 9 млрд рублей. По компенсационной налоговой программе уже построено и эксплуатируется два детских сада – в Новом Девяткино и в Мурино. Построено, но не выкуплено еще два детских сада, на разных стадиях строительства находятся три школы и 14 детских садов.

Экономить на здоровье

На строительство объектов здравоохранения между тем в 2015 году в АИП бюджета Петербурга предусмотрено, напротив, почти на 1,5 млрд рублей меньше, чем в 2014 году. В 2014 году на эти цели в городской казне было заложено 6,5 млрд рублей, из них почти 1,5 млрд рублей – на строительство станции скорой помощи в Выборгском районе (ввод в 2015 году), реконструкцию действующих и строительство новых взрослых и детских поликлиник в Красносельском, Московском, Фрунзенском, Приморском, Петродворцовом районах (ввод в 2014–2016 годах).

Сумма по статье «здравоохранение» в АИП на 2015 год – 5,156 млрд рублей, в том числе на строительство и реконструкцию поликлиник – около 3,4 млрд рублей. Завершить работы в 2015 году в Петербурге планируется на 11 объектах здравоохранения, финансируемых за счет АИП.

В Ленинградской области, согласно отчету об исполнении АИП за 2014 год, на строительство двух поликлиник (в деревне Новое Девяткино и поселке Мга) было потрачено около 250 млн рублей. В 2015 году, по данным администрации, будут введены в строй эти два объекта, а также планируется завершить реконструкцию амбулаторий в деревне Вартемяги Всеволожского района, в Приозерском районе, офиса врача в Кировском районе, создание фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в Кировском, Лужском, Приозерском, Тихвинском, Волосовском, Выборгском, Подпорожском районах.

Госконтракты удержат на плаву?

Объемы финансирования строительства жилья за счет бюджета в Петербурге в 2015 году также несколько снизятся по сравнению с прошлым годом. Если в 2014 году на эти цели, согласно АИП (по статье «Жилищное хозяйство»), было предусмотрено более 3,8 млрд рублей, то в 2015-м – только 2,3 млрд рублей. Среди объектов, которые должны быть завершены в 2015 году, жилые дома в районе улицы Новоселов, в Пушкине, Колпино, в Коломягах.

По информации комитета по строительству Петербурга, в соответствии с АИП на 2015 год и плановый период 2016–2017 годов должно быть введено в эксплуатацию около 126 000 кв. м бюджетного жилья. Кроме того, по информации КУГИ, в 2014 году было проведено 11 аукционов на закупку 1744 квартир общей площадью 95 706,6 кв. м на сумму порядка 5,3 млрд рублей. Контракты заключены с компаниями «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» и «Главстрой СПб». В 2015 году планируется закупка квартир на 1,3 млрд руб.

В Ленинградской области в рамках регио­нальной адресной программы расселения аварийных домов с 2013 по 2017 годы в 97 муниципальных образованиях региона планируется построить или выкупить у застройщиков новые квартиры для более чем 12 тыс. человек, на эти цели предусмотрено более 7,2 млрд рублей. В 2014 году, как следует из отчета об исполнении АИП, на различные направления региональной программы обеспечения качественным жильем было направлено чуть менее 1 млрд рублей. Вице-губернатор Ленобласти Михаил Москвин уверен, что в нынешней экономической ситуации возведение бюджетных объектов – жилых и социальных – может стать удачным подспорьем для строительных компаний. «Это позволит и оборотные средства поддержать, и людей сохранить, обеспечив их работой», – считает он.

Детсад в кредит?

Тему строительства социальных объектов застройщики как в Петербурге, так и в Лен­области комментируют неохотно. Причина проста – до конца понятных и выгодных всем сторонам правил игры все еще не придумано, а действующие меры не обеспечивают должной степени оперативности и качества решения данной проблемы.

По мнению президента группы компаний АРИН Андрея ТЕТЫША, Петербургу нужен закон о возведении социальных объектов в  новостройках. «Пока это остается на откуп девелоперу, вряд ли ситуация изменится кардинально», – уверен эксперт. По его словам, власти уже не раз грозились подготовить такой документ, и даже название его оскомину набило – «Стратегия-2030», но по-прежнему сейчас все решается на уровне договоренностей Смольного с конкретными застройщиками. «Качество большинства проектов КОТ, особенно в пригородах Петербурга, оставляет желать лучшего. Оно улучшается, но еще практически также далеко от идеала, как и три года назад», – подчеркивает Андрей Тетыш.

В Ленобласти тем временем рассматривается еще одна инициатива – Леноблсоюзстрой до 6 апреля должен проработать предложения по облегчению кредитования строительства соцобъектов при комплексном освоении территории. Сегодня банки отказываются кредитовать социальное строительство, не обеспеченное необходимыми гарантиями, а ФЗ-214 запрещает финансировать возведение социальной и инженерной инфраструктуры из средств дольщиков. Разрешить ситуацию могли бы или поправки в ФЗ-214, или механизм предоставления гарантий банкам, выдающим кредиты на строительство социальных объектов в проектах КОТ. «Но это пока перспективные планы. На деле же застройщики с началом кризиса столкнулись с тем, что банки отказываются финансировать строительство социальных объектов, которые возводятся в рамках региональной программы. Пока ситуация не меняется и все пребывают в некотором замешательстве», – подчеркивает Андрей Тетыш.

Наталья Тимофеева

Другие материалы по теме

X