жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Стройка на здоровье

Проектную документацию на несколько новых больниц в Санкт-Петербурге впервые разрабатывает комитет по здравоохранению. Эксперты полагают, что это позволит избежать типичных ошибок и обеспечить функциональность и комфорт медучреждений.

Возведение новых больниц и поликлиник является, пожалуй, одним из самых ответственных сегментов взаимодействия власти и бизнеса. Сфера проектирования и строительства объектов здравоохранения наглядно демонстрирует, насколько хорошо государство, как заказчик услуг, формулирует задачи и насколько профессионально, в свою очередь, работают исполнители. При этом сложности могут возникать на каждом этапе реализации нового проекта: от разработки МТЗ до технического оснащения уже построенного медучреждения.

Принципы планирования медицинских объектов и возможности их финансирования, в том числе с привлечением частных инвесторов, остаются неизменными в течение последних нескольких лет. Тем не менее участники рынка отмечают, что сам подход к строительству социальных объектов постепенно меняется. Современные реалии заставляют проектировщиков учитывать массу деталей, которые раньше могли ускользать при возведении типовых больниц и других объектов здравоохранения. Речь идет о новых возможностях при трансформации функциональных зон, а также о возрастающем спросе на социально ответственные проекты: архитекторы больше заботятся о комфорте врачей и пациентов, о благоустройстве прилегающих к больницам территорий и других важных мелочах.

Каждому – свое?

Многие из этих проблем были затронуты на круглом столе, организованном по инициативе редакции журнала «Строительство и городское хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области» в 2013 году. Тогда эксперты отрасли, в частности, пришли к выводу, что разработка проектно-сметной документации по медицинским объектам должна находиться в зоне ответственности комитета по здравоохранению. Это позволит избавиться от долгостроев в сфере здравоохранения, а также избавит государство от необходимости многократно корректировать проекты строительства и реконструкции медучреждений в процессе реализации.

По итогам встречи участники рынка сформулировали свои предложения к правительству города. В обращении к вице-губернаторам Ольге КАЗАНСКОЙ и Марату ОГАНЕСЯНУ, в частности, говорилось и о передаче полномочий заказчика на проектирование объектов здравоохранения профильному комитету. В официальном ответе главы комитета по здравоохранению Валерия КОЛАБУТИНА сообщалось, что в 2014 году комитет выступил заказчиком на разработку проектно-сметной документации по семи объектам здравоохранения.

Как, в свою очередь, рассказал начальник управления развития учреждений здравоохранения Игорь ГОНЧАР, комитет по здравоохранению участвует в разработке МТЗ по всем объектам здравоохранения. Кроме того, в 2015 году комитет является заказчиком на проектирование девяти строений. По восьми из них уже ведется работа. Речь идет о проектировании зданий для размещения центра паллиативной медицинской помощи в Колпино, реконструкции и новом строительстве зданий филиала ГБУЗ «Детский санаторий – Реабилитационный центр «Детские Дюны», проектировании здания ГБУЗ «Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы», здания ГБУЗ «Городская больница № 26» и здания ГБУЗ «Городская Александровская больница», здания ГБУЗ «Детская городская больница № 1» для размещения детского центра хирургии врожденных пороков развития и восстановительного лечения, строительства медицинского склада № 2 Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения здравоохранения «Санатория «Белые ночи» и здания государственного бюджетного учреждения «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И. И. Джанелидзе». Реализацию девятого объекта (строительство новой больницы в г. Пушкине на 1000 койко-мест) пришлось перенести в связи с возникшими сложностями в инженерной подготовке.

В целом, как сообщил Гончар, адресная инвестпрограмма предусматривает проектирование, реконструкцию и строительство 85 объектов здравоохранения. Шесть из них уже введены в эксплуатацию в 2014 году, 19 находятся в стадии строительства. Изначально планировалось, что в 2015 году будет введено еще 12 объектов, однако, как сообщили в комитете, из-за финансового кризиса в этом году удастся сдать всего семь объектов. При этом в стадии проектирования в настоящее время находятся еще 23 проекта, среди которых реконструкция роддома № 17, который, по планам комитета по здравоохранению, будет реализован на условиях государственно-частного партнерства.

Современные требования к объектам здравоохранения сильно отличаются от тех, что были приняты раньше. По словам Игоря Гончара, главная тенденция последних лет – это функциональность зданий с точки зрения возможности реконструкции и перепрофилирования. «Минимум лифтов, лестниц, несущих перегородок, словом, конструктивных элементов, которые могут в дальнейшем помешать при смене функционала помещений, – это одна из основных директив, – поясняет Гончар. – Кроме того, отдельное внимание уделяется энергоэффективности зданий и эксплуатационным затратам».

По словам чиновника, сегодня городские власти привлекают к проектированию объектов здравоохранения в том числе иностранные архитектурные бюро. Европейские проектировщики задают своеобразный тон каждому объекту, привносят в привычные казенные здания свежие идеи. «Это другая школа, особое внимание к деталям», – отмечает Гончар.

Новая схема работы с объектами здравоохранения, предусматривающая в качестве заказчика проектов комитет по здравоохранению, позволяет более детально разрабатывать планы будущих зданий и таким образом избавляться от затяжных строек. «Наша задача – проработать проекты документов, чтобы свести к минимуму доработку в ходе строительства. Нам важно знать точные сроки строительства и его стоимость. Долгострои никому не нужны», – отмечает Игорь Гончар.

«Данное нововведение, бесспорно, имеет преимущества, – соглашается генеральный директор ООО «Инженерное бюро «Хоссер» Сергей ФУРМАНЧУК. – Поскольку в подготовке конкурсной документации, формировании медико-технического задания, требований к проекту, согласовании проектных решений принимают участие непосредственно медицинские операторы, специалисты, понимающие детали и особенности функционирования лечебных учреждений, заинтересованные в создании объектов с высокоэффективными функциональными характеристиками для оказания качественных медицинских услуг».

Так, комитетом по здравоохранению была сформирована специальная комиссия по рассмотрению проектных решений и выработке рекомендаций при реализации Адресной инвестиционной программы, в состав которой включены главные врачи медучреждений, профильные специалисты. Вместе с тем, как полагает Сергей Фурманчук, единственно возможное опасение, которое данное нововведение может вызвать, – это процесс принятия решений заказчиком, который может затянуться, поскольку в схеме согласования проектных решений задействовано больше людей.

Некоторые участники рынка, в свою очередь, опасаются, что комитет по здравоохранению не всегда способен подойти к решению обозначенных проблем максимально эффективно. Они признают, что обычно функции государственного заказчика при реконструкции и строительстве объектов здравоохранения поручались комитету по строительству. Теперь город накопил и другой опыт – когда по отдельным проектам функции заказчика переходили к комитету по здравоохранению.

Анализируя преимущества и недостатки, имеющиеся в первом и втором случаях, участники строительного рынка отмечают, что качество и сроки разработки проектной документации зависят от качества медико-технологического задания (МТЗ). «Нередко некачественное МТЗ, положенное в основу задания на проектирование, требует многочисленных уточнений и корректировок, что влияет на сроки проектирования», – признает один из представителей строительного бизнеса. С другой стороны, по мнению эксперта, именно «специализированный» заказчик в лице комитета по строительству, отвечающий за проектирование и строительство не только объектов здравоохранения, но и за другие социальные объекты, может более рационально использовать трудовые ресурсы.

В строительных компаниях подчеркивают, что с учетом специфики проектирования и строительства бюджетных объектов целесо­образно внедрять систему управления проектами, основанную на стандартных программных продуктах типа Project, Primavera и т. п., и с этой задачей комитет по строительству справится лучше.

Все «в норме»

Впрочем, разногласия между заказчиками и исполнителями проектов не всегда возникают по вине последних. Одна из наиболее острых проблем отрасли – неточности в законодательстве и постоянно меняющиеся нормативы. На конференции «Современные тенденции в проектировании объектов здравоохранения» в прошлом году участники рынка посетовали на то, что строгое ограничение технических параметров при строительстве и реконструкции зданий зачастую мешает эффективному использованию площадей. Проектировщики, разрабатывающие проект, часто зависят от не всегда актуальных регламентов, СанПиНов, а некоторые нормативы строительства уже давно устарели и нуждаются в актуализации.

«Мы пытаемся в стены существующего здания вместить современное оборудование», – пожаловался на конференции главный врач Детской городской больницы № 1 Анатолий КАГАН. Об этой же проб­леме в своем докладе упомянул и главный врач Городской больницы № 15 Александр МИРОНЕНКО.

За последнее время ситуация не улучшилась, считают в сети клиник «Скандинавия». Напомним, что несколько лет тому назад компании «АВА-ПЕТЕР» запустила амбициозный проект по строительству новой клиники на севере города. Как сообщила заместитель генерального директора ООО «АВА-ПЕТЕР» по стратегическому развитию Людмила НИКУЛИНА, сейчас проект находится на завершающей стадии, объект сдан, получено свидетельство о собственности. Однако в процессе строительства возникали существенные трудности: «У нас была серьезная проблема при продлении сроков строительства. В связи с изменением проекта нами заблаговременно были поданы документы, но решение по нему не было принято и фактически было задержано на полгода не по нашей вине, а в связи с изменением законодательства. В итоге мы заплатили штраф и были вынуждены остановить строительство на полгода, пока ждали решения», – пояснила Никулина.

При этом российские компании, специализирующиеся на проектировании и строительстве медицинских учреждений, не всегда обладают уровнем квалификации и опытом, необходимым для создания современного объекта здравоохранения. По словам Людмилы Никулиной, толкового медицинского проектировщика найти трудно, в городе мало медицинских технологов и квалифицированных строителей. «Мы постоянно сталкиваемся с неисполнением обязательств, срывом сроков работ, низким качеством их исполнения. Есть организации, которые специализируются на строительстве чистых (операционных) помещений – их уровень близок к европейскому и замечаний к ним нет. Их услуги дороги, но это оправданно», – отмечает Никулина.

Таким образом, проблемы при проектировании и строительстве новых медучреждений часто выходят за рамки компетенции городских и федеральных властей. А значит, и решать их придется самим участникам рынка.

Мария Коваценко

Другие материалы по теме

X