жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Хорошо забытое старое

Смольный поправил региональный закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции», вернув целевой способ выделения земли, от которого с трудом отказались несколько лет назад.

Представляя данный законопроект членам постоянной комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, председатель комитета по строительству Санкт-Петербурга Михаил ДЕМИДЕНКО подчеркнул: ничего нового в действующий закон не привнесено и документ направлен на приведение регионального закона в соответствие с последней редакцией Земельного кодекса РФ.

По его словам, основные изменения касаются предварительного согласования предоставления земельного участка, срока предоставления (вместо трех лет – два года), исключения привязки к кадастровому номеру и к соответствующей планировке территории. Участок просто должен быть включен в схему на кадастровой карте РГИС, закрытого перечня оснований для предоставления земельных участков под строительство и реконструкцию без торгов.

В соответствии с законопроектом основаниями предоставления земельного участка без торгов могут быть распоряжение или указ президента РФ относительно: объектов незавершенного строительства для завершения (предоставляется один раз); земельных участков религиозным организациям для исполнения ими обрядов; земельных участков под объекты инженерной и транспортной инфраструктуры федерального значения; объектов и земельных участков для выполнения международных обязательств РФ; объектов и земельных участков, выделяемых в соответствии с концессионным соглашением.

Кроме того, целевым образом по распоряжению губернатора могут быть предоставлены земельные участки для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и под реализацию масштабных проектов. Также документ регулирует порядок предоставления земельных участков для реконструкции, раньше целевым назначением предоставлялись участки только для строительства.

Вопросы без ответов

Однако городские депутаты придерживаются иного мнения. Юридическое управление городского парламента выдало заключение с замечаниями буквально по каждой статье законопроекта. Прежде всего, нормативный акт наделяет губернатора полномочиями, не положенными ему по Уставу Санкт-Петербурга. В связи с чем у депутатов возник естественный вопрос: будут ли вноситься изменения в Устав города? Также депутаты отметили, что законопроект противоречит другому федеральному закону – «О защите конкуренции» и имеет разночтения с Градостроительным и Гражданским кодексами и законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Но главный упрек законодателей – коррупциогенность внесенного на рассмотрение документа.

К примеру, по каким критериям относить объект к социально-культурным. В соответствии с законопроектом к ним относятся социальные учреждения: здравоохранения, образования, культурного развития, обеспечения научной деятельности, спорта. Однако в документе нет разъяснений, например, относительно того, является ли жилой дом с библиотекой на первом этаже культурным объектом. Также не понятно, можно ли считать спортивным объектом торгово-развлекательный комплекс, если в нем расположен фитнес-зал. Имеет ли право застройщик на целевое выделение земли, если в здании будет расположен культурно-досуговый центр и спортивный зал. Предложенный законопроект не дает ответа на эти вопросы. Много вопросов по объектам коммунально-бытового назначения.

И наконец, в документе не прописано, по каким критериям оценивать масштаб проекта. Разработчики полагают, что это стратегические проекты, но не только. Любой проект, реализуемый в рамках государственно-частного партнерства, является, по их замыслу, масштабным. Даже если это парковка. «Масштабный – не значит гигантский, – сказал депутат ЗакСа СПб Борис ВИШНЕВСКИЙ. – Причем, согласно критериям, проект не обязательно должен быть стратегическим, достаточно, чтобы он реализовывался на основе ГЧП. Слишком часто это означает, что расходы государственные, а доходы частные. Очень не хочется, чтобы с принятием закона эта практика расширилась».

Форма и содержание

По мнению депутата, вызывает вопросы и сама форма внесения закона, вроде о внесении изменений, но под этим названием предлагается новая редакция. Надо было отменить старый и принять новый, утверждает Борис Вишневский. «Я считаю, чем меньше возможности решать вопросы на усмотрение должностного лица, тем меньше поводов для взятки, – сказал Борис Вишневский. – А мы хотим такие важные решения отдать на откуп губернатору. Мне кажется, правильнее было бы принимать такие решения правительством, потому что это орган коллегиальный».

Более резко оценил этот законопроект эксперт комиссии, руководитель центра экологических экспертиз «ЭКОМ» Александр КАРПОВ. Отметив, что из-за большого количества ошибок закон просто нечитаемый, он подчеркнул, что этот документ вводит инициативный характер предоставления земельных участков, тогда как они должны выделяться в соответствии с нормативными актами. Его также возмутило безвозмездное предоставление земли с последующей передачей ее в собственность. «Скрытно вводится ползучая приватизация, – заметил он. – И уж совсем непонятна инициатива выделять землю целевым назначением единственному участнику несостоявшихся торгов». Он также отметил, что критерии, опирающиеся на вид разрешенного использования, несостоятельны, так как собственник меняет функциональное назначение объекта совершенно свободно.

Поправка не меняет сути

Документ легко, практически без обсуждения прошел первое чтение, после чего была сформирована рабочая группа, в которую вошли представители всех комитетов, чьи интересы затрагивает данный законопроект, для подготовки единой согласованной депутатской поправки. В ходе совместной деятельности депутаты убедили чиновников в том, что решение о предоставлении объекта недвижимости или земельного участка целевым назначением принимается исключительно правительством. Губернатора освободили от искушения принять неверное решение.

В целом согласованная поправка заняла три листа формата А-4, которая предусматривала внесение незначительных изменений почти во все статьи проекта. Кроме того, законопроект был дополнен еще одной статьей, в которой рассматриваются особенности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и фиксируется норма отказа в утверждении схемы исключительно по основаниям, установленным законодательством РФ и Санкт-Петербурга. Также ссылки на Земельный кодекс РФ были заменены на ссылки на федеральные законы. Масштабные проекты ограничили стратегическими проектами, соответствующими городскому закону.

Несмотря на существенный объем поправок, в законопроекте были изменены лишь детали, при этом его суть – возвращение порядка предоставления земельных участков целевым назначением – осталась. Иначе говоря: новое – это хорошо забытое старое. И хотя примеры распределения земли в недалеком прошлом еще не успели забыться, депутат ЗакСа СПб Сергей ШАТУНОВСКИЙ уверен, что нынешний закон позволит тщательнее контролировать не только реконструкцию объектов недвижимости, предоставляемых целевым назначением, но и использование земли по назначению – на возведение социально-культурных, коммунально-бытовых и стратегических объектов. В любом случае придется на практике тестировать действие проекта этого документа, который после прохождения всех технических процедур обретет статус закона.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X