жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Особенности погружения

В сложных гидрогеологических условиях Петербурга следует взвешенно подходить к выбору технологий нулевого цикла и привлекать к этим работам компании, которые уже имеют опыт проектирования и строительства подземных сооружений в городе.

 

Если в XX веке города росли вверх, то в XXI началось активное освоение подземного пространства. В ряде стран, например в Южной Корее, существует даже законодательно закрепленное требование: при проектировании зданий в обязательном порядке необходимо предусматривать сооружение не менее четырех подземных уровней, как правило, для паркингов. Поэтому значимость работ на нулевом цикле строительства приобретает чрезвычайную важность.

«Ранее под нулевым циклом подразумевались работы по сооружению оснований и фундаментов, зданий и сооружений. Как правило, все ограничивалось строительством подвальных помещений, в которых размещались водомерные узлы и другие инженерные коммуникации, – говорит генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков, член совета директоров от Европы Международного объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов (ACUUS) Сергей

АЛПАТОВ. – Сегодня же понятие «нулевой цикл» принципиально расширено и подразумевает строительство многоуровневых подземных паркингов и иных социальных или инженерно-технических сооружений непосредственно под зданиями».

Выгоды подземелья

В эпоху индустриализации и урбанизации возникает проблема роста концентрации населения, городских объектов, численности автомобильного парка и сокращения свободных территорий. Это, в свою очередь, стимулирует к эффективному использованию ресурсного потенциала территорий мегаполисов и поиску решений, направленных на рациональное и комплексное использование подземного пространства. «Построить подземный паркинг в городе под возводимым домом дешевле, чем такую же надземную парковку рядом с ним, – уверена генеральный директор Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» Елена ЛАШКОВА. – Именно поэтому возможность совмещать выполнение нулевого цикла строящегося здания с работами по устройству подземного сооружения выгодно с точки зрения экономии».

Эффективность использования подземного пространства и окупаемость капитальных вложений в подземное строительство (по сравнению с наземным) достигается за счет экономии и рационального использования городской территории, сокращения эксплуатационных расходов и энергетических ресурсов (на отопление или охлаждение воздуха, особенно для складов и холодильников), уменьшения протяженности инженерных коммуникаций. «Мировая практика показывает, что энергоэффективность подземных сооружений намного выше, чем наземных конструкций. Вследствие чего использование подземного пространства под зданиями и сооружениями способствует снижению общих энергозатрат на содержание всего здания», – добавляет Сергей Алпатов.

«В некоторых случаях строительство новых объектов под землей является единственно возможным способом для дальнейшего развития уже освоенных территорий, – говорит Елена Лашкова, – к примеру, под улицами, площадями, а также в зоне строгих градостроительных ограничений. Применительно к Санкт-Петербургу это практически весь центр города». При этом следует отметить, что территория Северной столицы имеет сложные инженерно-геологические, гидрогеологические и геоэкологические характеристики. Это и глинистые почвы, и неоднородные водонасыщенные грунты, и пески, и скальные породы, и разнообразное их сочетание. Строительство любых подземных сооружений, в том числе фундаментов, в таких условиях должно проводиться особенно тщательно. «Поэтому любое вмешательство в городское подземное пространство должно быть обосновано, а проектированием и строительством подземных объектов в исторической части Санкт-Петербурга должны заниматься только специализированные организации, имеющие большой опыт работы в этой области», – утверждает Сергей Алпатов.

Верный выбор

Недостаточно профессионально проведенные изыскательские работы могут привести к осадке зданий и прилегающих территорий, к потере устойчивости несущих слоев оснований зданий, к разрушению природной структуры грунтов и иным неприятностям вплоть до полного разрушения уже построенного объекта. Чтобы не допустить такого развития событий, следует взвешенно походить к выбору технологий нулевого цикла.

Сегодня строительство свайных фундаментов в Петербурге стало уже вполне обычным делом. Но использование набивных свай в центральной части города хотя и снижает собственные деформации реконструируемых или новых зданий, но иногда приводит к авариям и повреждениям соседних объектов. Поэтому сегодня ответственные застройщики стремятся к внедрению более щадящих, современных технологий: вдавливание свай, метод «стена в грунте», Jet Grouting и др.

При выборе технологий нулевого цикла необходимо учитывать следующие факторы: каковы конструкция и функциональное назначение будущего здания, геологические условия в месте производства работ, сроки выполнения работ и, конечно же, объем средств, запланированный на возведение объекта. «Однако очень важно, чтобы при строительстве подземных сооружений не доминировал принцип «чем дешевле, тем лучше», – говорит Сергей Алпатов. – Кроме того, необходимо, чтобы работы выполняли не просто организации, имеющие опыт подземного строительства, а именно те компании, которые занимались проектированием и строительством подземных сооружений в сложных гидрогеологических условиях Санкт-Петербурга. Следует учитывать, что в нашем городе использование типовых проектных решений подземных сооружений – за редким исключением – практически невозможно».

Инъекция здоровья

Сегодня российские специалисты при проектировании и строительстве используют все передовые методы возведения подземных сооружений в сложных инженерно-геологических условиях (на малых и больших глубинах). К ним относятся струйная цементация, «стена в грунте», сооружение коллекторных тоннелей методом микротоннелирования и тоннелей большого диаметра с использованием механизированных щитовых комплексов с высокоточной обделкой.

Как утверждает Сергей Алпатов, современные технико-технологические возможности позволяют создавать объекты, о которых еще десять лет назад нельзя было даже и думать. Пример тому – наклонный ход станции «Адмиралтейская». Его сооружение методом заморозки в исторической части города было невозможно, поскольку представлялись довольно высокими риски разрушения исторических зданий. Однако современный тоннелепроходческий механизированный комплекс, который использует ОАО «Метрострой», и внедрение новых технологий подземного строительства позволили осуществлять проходку наклонного хода практически без осадок наземной поверхности.

Как рассказал технический директор ЗАО «ГЕОСТРОЙ» Вадим ЕРМОЛАЕВ, на нулевом цикле строительства станции «Адмиралтейская» под часть домов были подведены сваи. Однако, чтобы эффективно выполнять свои функции, они обязательно должны упираться в твердые грунты, что оказалось возможным далеко не везде. Поэтому в наиболее сложных местах была использована компенсационная манжетная технология (совместная разработка компаний: СМУ-11, ОАО «Метрострой», ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс», ЗАО «ГЕОСТРОЙ»).

Ее суть в том, что в грунт подается цементный раствор, образуя своеобразную «корневую систему», пронизывающую и скрепляющую его. Причем такое «армирование» грунта возможно и на больших глубинах. Еще одно преимущество этой технологии в относительной быстроте ее применения, что позволяет использовать ее в качестве «скорой помощи» при изменении свойств грунтов, для устранения рисков разрушения окружающей застройки. «Несколько «инъекций» – и «здоровье» восстановлено», – поделился опытом Вадим Ермолаев. Очевидно, что эта технология, впервые опробованная при строительстве наклонного хода станции «Адмиралтейская», станет столь же привычной, как и иные современные методы подземного строительства.

Лилина Глазова

Другие материалы по теме

X