жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Дорога разумного протекционизма

В условиях ограниченных бюджетных возможностей Смольный пытается решить, как задействовать продукцию петербургской промышленности в работе городских служб, обеспечивающих жизнедеятельность города.

Новые экономические реалии вынуждают чиновников обратить пристальное внимание на потенциал региональной промышленности и приложить максимальные усилия для вовлечения продукции петербургских производителей для нужд ресурсоснабжающих организаций и компаний, работающих в сфере городского хозяйства. Эти ориентиры были обозначены Смольным еще осенью прошлого года. Тогда стало очевидно, что от прежней довольно распространенной практики закупки зарубежного оборудования, машин, материалов пора переходить к активному внедрению практики импортозамещения.

«Объем государственных закупок для ресурсоснабжающих и жизнеобеспечивающих организаций составляет около 200 млрд рублей в год. Только от нас зависит, какая часть этих денег останется в Петербурге. Если мы сумеем выстроить взаимодействие руководителей профильных комитетов и ГУПов с нашим промышленным комплексом, то в бюджет города дополнительно поступит 10–15 млрд рублей в виде налоговых отчислений» – так обозначил приоритеты города губернатор Санкт-Петербурга Георгий ­ПОЛТАВЧЕНКО.

Всего по чуть-чуть

Сегодня чиновники перешли к активным действиям: они посещают городские предприятия и знакомятся с конкретными производствами, оценивают возможности промышленности и конкурентоспособность ее продукции. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь АЛБИН еженедельно объезжает разные районы города, посещая расположенные в них заводы и фабрики.

Так, в программу посещения Кировского района были включены депо «Дачное», Первомайская ТЭЦ, автоколонна «Нарвская» ГУДП «Путь». Параллельно чиновники осмотрели объекты, подлежащие капитальному ремонту в 2015 году, – теплосеть на проспекте Стачек и разворотное трамвайное кольцо перед ОАО «Северная верфь». Таким образом, у властей есть возможность на месте оценить реальную картину: в чем нуждаются предприятия, которым предстоит ремонт и модернизация, и что может предложить городской бизнес.

В первую очередь вице-губернатору была представлена продукция завода «Универсалмаш», входящего в группу компаний «Кировский завод»: сельскохозяйственная техника нового поколения, лифтовое оборудование, производимое совместно с компанией «АкселЛифт», и узкобалюстрадный «Эскалатор Тоннельный Кировский» (ЭТК), являющийся уникальным продуктом, не имеющим аналогов в России.

В частности, выяснилось, что опытный образец узкобалюстрадного эскалатора при высокой производительности и надежности в среднем дешевле на 30% аналогичной продукции других компаний. При многочисленных достоинствах этого устройства единственный его минус, на который обратили внимание производители, – это необходимость использования импортной электроники из-за отсутствия российских аналогов.

Кроме этого, чиновник ознакомился с продукцией компании «ДинРус», специализирующейся на выпуске средств механизации с гидравлическим приводом, удобных для использования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Из городских учреждений производителю удалось наладить сотрудничество пока только с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга».

«Наше оборудование используется для откачки воды, в том числе канализационных стоков, и на аварийных машинах. Малогабаритные автомобили, кстати, вмещают гидравлическую станцию, генератор с электроприводом, каналопромывочную машину, маленький насос мощностью 200 атмосфер», – рассказал генеральный директор компании «ДинРус» Василий ­РЮМИН. Вместе с тем мощности предприятия позволяют существенно увеличить выпуск продукции, если найдутся заинтересованные в ней потребители. Вице-­губернатор поручил главе комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрею Бондарчуку проанализировать документацию, представить образцы инструментов на технический совет комитета и, если подтвердится эффективность и надежность данного оборудования, рекомендовать его всем энергетическим компаниям.

Ассортимент компании позволяет расширить список городских потребителей и в других сферах городского хозяйства за счет поставок им отбойных молотков ударного действия, вращательных механизмов «дисковая пила», насосов высокого давления для гидроабразивной чистки фасадов. «Время на очистку фасада от граффити нашим инструментом в зависимости от площади «художеств» может занять от нескольких минут до пары часов. Кроме того, работы проводятся без пыли, бережно, не разрушая даже самых ветхих стен, – отметил Василий Рюмин. – Причем гидромотор собственной разработки – компактный и мощный. К примеру, насос с таким двигателем, качающий от 45 до 200 кубов в час, способен поднять и перенести один человек, тогда как аналогичный электроинструмент весит 150–200 кг».

«Сегодня на первый план вышло импортозамещение, – отметил Игорь Албин. – Гидравлический инструмент – первое направление, которое мы можем привлечь в городское хозяйство».

В свою очередь, Василий Рюмин продемонстрировал еще стационарную установку для вращения задвижек диаметром от 100 до 400 мм, работающую даже под водой при утоплении камеры, и вакуумный контейнер мощностью до 100 кВт, который можно использовать как для очистки тепловых камер, так и для очистки кровли.

В линейке компании «ДинРус» есть и специальная станция для ремонта путей и вагонного хозяйства, разработанная для нужд ОАО «РЖД». Она включает в себя машинку для шлифовки путей, сверлильную машину, гайковерт, молоток, который используется для уплотнения щебня, рельсорезный станок и тележку для перемещения всего этого. Мобильный комплект гидроинструмента можно устанавливать на рельсы и производить работы как по строительству, так и по обслуживанию пути. Игоря Албина настолько заинтересовал опытный образец, что он предложил использовать его и в метрополитене, и в «Горэлектротрансе».

Всего компания разработала более 120 изделий, из которых половина принята в серийное производство. На сегодняшний день предприятие сотрудничает с Пензой, Екатеринбургом и многими другими городами России, но пока практически не имеет потребителей в Санкт-Петербурге. По мнению вице-губернатора, такое оборудование необходимо активно использовать на региональном рынке, так как оно значительно дешевле импортных аналогов и достаточно эффективно в эксплуатации.

«Штурман» снижает риски

При посещении депо «Дачное» петербургской подземки ознакомились с возможностями этого производственного предприятия. Ежегодно здесь проходят капитальный ремонт с полной заменой всех элементов 48 вагонов и средний ремонт 116 вагонов. Однако требуется специальное место для ремонтов вагонов новой серии типа НеВа, а со строительством новых станций неизбежно увеличится и парк вагонов. «В связи с этим принято решение о реконструкции депо, – рассказал руководитель ГУП «Метрополитен Санкт-Петербурга» Владимир ГАРЮГИН. – В этом году «Ленметрогипротранс» разрабатывает проект, который планируется завершить в феврале 2016 года, затем экспертиза и реконструкция». Она предусматривает закрытие двух участков – машинной и аппаратной, на месте которых установят две поточные линии для капитального и среднего ремонта и поточного сервиса. После завершения работ в депо можно будет ежегодно осуществлять капитальный ремонт 80 вагонов, средний ремонт 160 вагонов и еще производить сервисное обслуживание 150 вагонов.

Участникам «выездного четверга» в депо «Дачное» продемонстрировали автоматизированную систему предрейсовых осмотров (АСПО) и передовую систему «Штурман», позволяющую контролировать физическое состояние машинистов непосредственно в процессе работы. АСПО используется в петербургском метрополитене с 1997 года и позволила существенно снизить заболеваемость и потери упущенной выгоды.

Кроме того, в городе уже два года ведется опытная эксплуатация автоматизированной системы помощи машинисту «Штурман». Оборудование определяет и дифференцирует состояние машиниста: нормальная рабочая деятельность, монотония, сон, возбуждение, гиперактивация. Данные сохраняются и на борту, и на сервере. В случае возникновения отклонения машинисту подается сигнал в кабину. Если он не реагирует, данные идут к оператору, который принимает оперативное решение. Для полного оснащения четвертой линии метрополитена, состоящей из 59 головных вагонов и 178 машинистов, требуется 25  млн рублей. Вице-губернатор заинтересовался этой разработкой и предложил включать систему в технические требования при закупке составов. Кроме того, по его мнению, это оборудование следует использовать для водителей всего пассажирского транспорта, особенно частных перевозчиков.

Порайонная проработка

Подобные встречи чиновники проводят в различных районах города: Василеостровском, Невском, Калининском и т. д. В частности, представители исполнительных органов власти при визите в Калининский район ознакомились с продукцией ОАО «НПО «Импульс», АО «Авангард», ЗАО «Диаконт» и других компаний. По итогам визита Игорь Албин дал ряд поручений присутствовавшим руководителям курируемых комитетов. Так, комитет по энергетике и инженерному обеспечению рассмотрит перспективы использования роботов ЗАО «Диаконт» в городском хозяйстве при решении задач не только очистки, но также диагностики и санации трубопроводов.

Комитет по благоустройству и комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проанализируют финансовую и экономическую модель проекта по переработке твердых бытовых отходов с использованием печи Ванюкова, разработанного институтом «Гипроникель», для решения экологических задач в Санкт-Петербурге. Жилищный коми­тет обратит внимание на маячки аварий­ности конструкций, выпускаемые в Калининском районе. ГУП «Водоканал СПб» рекомендовано учитывать возможности «Авангарда» при работах на системах водоснабжения города.

DSC00078_с_opt.jpeg

«Импортозамещение – это не только расширение рынка для нашей продукции, но и способ экономии средств бюджетной системы в сложных экономических условиях», – напомнил вице-губернатор. В решении задач повышения качества городской среды, выстраивании комплексного подхода к управлению городским хозяйством, в вопросах экологии, энергоэффективности и безопасности города, по его словам, будет сделана ставка на производственные возможности петербуржских предприятий.

Системный подход

Возможно, часть продукции петербургской промышленности после демонстрации ее чиновникам сможет попасть в поле зрения госзаказчиков, но ее потенциал таким способом не оценить. При этом в городе, по информации экс-председателя комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Сергея ­РУСИНА, насчитывается 2847 государственных заказ­чиков в рамках существующей системы отчетности, из почти 60 000 товарных позиций спроса государственных заказчиков только 7% закрываются продукцией городских предприятий. Эти данные были озвучены еще осенью прошлого года, но маловероятно, что они кардинально изменились.

Возможности для протекционизма своих производителей ограничивает Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который предоставляет право участвовать в аукционах и побеждать любому претенденту. Главный принцип этого законодательного акта – сокращение бюджетных расходов при госзакупках, поэтому выигрывает тот, кто предложит за услугу, товар, изделие наименьшую цену, вне зависимости от качества и возможностей победителей.

Несомненно, закон нуждается в донастройке и уточнении, чтобы исключить доступ к конкурсам недобросовестных участников, но ключевое его достоинство – конкуренция – является отличным стимулом для развития экономики создания конкурентоспособной продукции. Совершенствование этого закона находится в зоне ответственности федеральных властей, тем не менее у регионов также есть инструменты поддержки производителей за счет налогового регулирования в части уплаты налога в региональный бюджет.

Снижение налоговой нагрузки при минимальной транспортной составляющей в продукции петербургских производителей может стать значимым конкурентным преимуществом в ценообразовании конечной продукции. В сложных экономических условиях такой здоровый и системный протекционизм может оказаться более эффективным, нежели точечный и эпизодический. Только системная работа по поддержке реальных производителей продукции, востребованной в городском хозяйстве, будет способствовать увеличению ее доли в госзаказе.

Лилиана Глазова, Татьяна Вильде

Другие материалы по теме

X