Актуальное

Курс на полицентризм в планировании застройки

В последние годы застройка окраин Петербурга, и прежде всего его южного направления, развивается стихийно и практически бесконтрольно. Это грозит последующей деградацией новых освоенных территорий. Меры по сдерживанию экстенсивного роста нужно принимать уже сейчас.

Власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области совместно с представителями бизнеса, науки и общественности уже давно обсуждают необходимость комплексного территориального планирования для создания сопредельных регламентированных территорий и превращения их в самодостаточные центры агломераций.

В настоящее время НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга разработал концепцию развития южной планировочной зоны. В частности, документ подразумевает планирование застройки, рассчитанной не просто на проживание, а на полный цикл жизнедеятельности человека.

Не спальные районы

По разным причинам южные окраины Петербурга и сопредельные территории Ленинградской области в настоящее время застраиваются неравномерно. Например, в Гатчинском и некоторых других районах крупные проекты единичны. Зато во Всеволожском их десятки. Однако тот факт, что многие территории юга пока мало востребованы инвесторами, должен скорее радовать, чем огорчать. Если бы повсюду царил одинаковый строительный ажиотаж, состояние транспортной сети южных территорий было бы катастрофическим. То же самое можно сказать и о нагрузке на инженерию соседних старых обжитых районов, и о нагрузке на социальные объекты.

Повышенный интерес к Всеволожскому району понятен: на его территории есть станция метро. Но скоро запас участков, близких к станции метро «Девяткино», будет исчерпан, и внимание инвесторов заострится на других южных территориях. Казалось бы, появление станций метро вблизи дворцово-парковых комплексов и прочих объектов культурного наследия Пушкина, Петергофа, Ломоносова и прочих населенных пунктов перспектива столь отдаленная, что жителям этих заповедных мест слишком рано беспокоиться о грядущем. Зато проект так называемого «легкорельса» (скоростной трамвай) хотя тоже не дело одного дня, но все-таки менее призрачен.

Пока эти трамвайные линии существуют только на чертежах, но и инвесторы активно осваивают южные территории не равномерно. При отсутствии глобального комплексного подхода к организации жилой среды там, по сути, возникают новые спальные районы. Классические окраинные советские «спальники» (Шувалово-Озерки, Гражданка на севере, Купчино, Ульянка, Дачное на юге) теперь и не кажутся такими уж удаленными от центра города.

При этом жители новых микрорайонов в той или иной мере испытывают недостаток в объектах социальной инфраструктуры, мест досуга, торговли. В дефиците и рабочие места в относительной близости от места жительства. Хотя определенные успехи есть. В промзоне Пушкина сложился мощный фармкластер, в Шушарах – автокластер. Но в целом ситуация далека от идеала.

Решение проблемы – курс на полицентричное развитие города. В этой связи нельзя не упомянуть такой колоссальный по предполагаемым объемам застройки проект, как город-спутник «Южный». УК «СТАРТ Девелопмент» намерена построить не «спальник», а самодостаточный город для более 200 000 жителей на территории Пушкинского района Петербурга и примыкающих к нему землях Ленобласти.

По словам заместителя генерального директора ООО «УК СТАРТ Девелопмент» Семена СМУШКИНА, здесь же планируется строительство кампуса для студентов Университета ИТМО, который станет первым в Петербурге современным студенческим городком. Площадка под названием «Инноград» соединит в себе все этапы – от получения образования до устройства на работу в одном месте. Пока такие проекты существуют только за рубежом.

Чтобы развиваться в этом направлении, необходимы некие точки притяжения. Таковые уже появляются. «Одним из центрообразующих объектов на юге стал МФЦ «Экспофорум», – считает генеральный директор проекта «Аэропорт Сити» Андрей КАНИВЕЦ. – Там же, в Пулково, будет возведен логистический центр «Агрополис». Действуют бизнес-центры и гостиницы. Словом, мы наблюдаем многогранность коммерческого строительства. Осталось создать гармонию всего этого, что возможно только с развитой инфраструктурой и развитием транспортной сети».

Не допустить гетто

Как рассказал на конференции «Глобальный юг: как избежать экстенсивного роста?» главный архитектор Санкт-Петербурга Владимир ГРИГОРЬЕВ, среди важнейших задач в области контроля градостроительной деятельности сегодня – сдерживание непроизвольного разрастания городских территорий в южном направлении и урегулирование проблем территориального развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Обсуждения идут, а город тем временем растет, развиваясь едва ли не стихийно. Почему, собственно, необходимо сдерживать экстенсивный рост?

Новое жилье вне города или на самых его окраинах (исключая коттеджные поселки и малоэтажное строительство в дорогом сегменте) в большинстве своем востребовано людьми, которые не могут себе позволить улучшение жилищных условий в давно сложившемся, более престижном районе мегаполиса. Однако на территориях южного «закадья» по сравнению с северным пока почти ничего, кроме «жесткого эконома», не появляется.

По мнению заместителя директора Института «Урбаника» Александра ХОЛОДНОГО, для того, чтобы в южных агломерациях не сложились своего рода гетто, подверженные такой социальной болезни, как люмпенизация, отношение властей, девелоперов и населения к развитию юга нужно как можно скорее изменить. Согласие между ними может быть достигнуто только при общей взаимной выгоде – должна быть мотивация.

«Оптимальным решением развития юга является строительство там достаточно дорогого жилья. Для этого нужно выбрать точки развития, а всему остальному препятствовать. Это будет выгодно всем. Девелоперы получат больше прибыли с квадратного метра. У властей будет меньше проблем с инфраструктурой. Покупатели получат качественное жилье в однородной социальной среде», – считает эксперт.

В том, что касается власти, искать какую-то экономическую мотивацию бессмысленно. Конечно, власть выручает деньги в бюджет от продажи земельных участков, от налогов, но, кроме этого, она приобретает ответственность за содержание нового жилого массива, района или населенного пункта. Власть скорее может быть мотивирована иначе – освоение новой территории как миссия государственного масштаба.

Кстати, на государственном уровне идею глобального развития южных земель мегаполиса власти пытались реализовать 80 лет назад. Правда, без намеков на полицентричную модель развития города.

Генплан Ленинграда 1935 года предполагал не создание обособленного центра, принадлежащего строящимся жилым массивам юга города, а вообще перенос центра в район сегодняшней станции метро «Московская». Построенный в 1936–1941 годы Дом Советов (сейчас используется как бизнес-центр) предназначался для переезда городского правительства. После войны чиновники от этой идеи отказались, так как изначально ставившаяся стратегическая задача обезопасить центр Ленинграда от возможной финской агрессии и без того была решена успешно.

Но сама идея, пусть до конца и не реализованная, сыграла свою роль в формировании территорий вдоль Московского проспекта как места проживания новой советской элиты. Все тамошние сталинки до сих пор справедливо считаются качественным, достаточно комфортным, престижным жильем.

Есть и более «свежие» примеры, когда чиновники мотивированы поддерживать освоение новых территорий. Правда, на севере города в связи с переездом Газпрома в Петербург. Штаб-квартира монополиста, общественно-деловой комплекс «Лахта центр», после сдачи в эксплуатацию (запланирована на 2018 год) обещает стать новым самостоятельным центром деловой активности, что, в свою очередь, положительно повлияет и на развитие коммерческой, социальный инфраструктуры, на качество благоустройства территории. Еще не будучи построенным, небоскреб уже оказывает влияние на окружение – жилые комплексы поблизости заявляются как комфорт-класс и даже бизнес-класс, а западнее (Лисий Нос и пр.), в зоне малоэтажной застройки, строятся и продаются усадьбы с претензией на «премиум», «люкс», «элиту».

Пока ничего подобного на юге не происходит. Хаотичная застройка жильем эконом-класса или чуть более дорогим городу не так выгодна. В казне недостаточно средств не только на строительство инфраструктуры, но и в случаях, когда ее готов оплатить инвестор, на содержание уже существующих социальных объектов, дорог, общественного транспорта. Просто потому, что среднестатистический покупатель жилья в новом дешевом микрорайоне не самый ценный налогоплательщик. Установка на строительство дорогого жилья, возможно, послужит панацеей от предсказываемой экспертами деградации и люмпенизации новых районов.

Вячеслав Березниченко

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X