Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Необходимо открыться: управляющие компании проходят лицензирование

С мая текущего года вступил в силу лицензионный контроль деятельности управляющих организаций (УО) многоквартирных домов. Первым заметным изменением стало обязательное раскрытие информации о деятельности УО, однако ожидать улучшения качества обслуживания на данном этапе рано.

На процедуру лицензирования управляющих организаций, предусмотренную федеральным законом № 255-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», отпускалось всего четыре месяца. Подзаконные акты были приняты только в конце ноября – начале декабря прошлого года, какое-то время ушло на формирование лицензионных комиссий, после чего началась процедура лицензирования.

В Санкт-Петербургскую лицензионную комиссию до 1 апреля 2015 года поступило 311 заявлений на выдачу лицензии, в том числе от 31 компании, ранее не осуществлявшей деятельность и не имевшей в управлении ни одного многоквартирного дома. При этом 16 компаний, в управлении которых находится 48 многоквартирных домов, не подали заявлений о предоставлении лицензии до 1 апреля, как того требует процедура (заявление рассматривается органом государственного жилищного надзора и Лицензионной комиссией в течение 45 дней. – Прим. ред.), хотя экзамены на квалификационный аттестат сдавали.

Возможно, просто запамятовали, как, например, ООО «Технопарк № 2», подавшее заявление 3 апреля и получившее отказ. В результате в домах, обслуживавшихся этой компанией, расположенных в Выборгском районе города, в апреле состоялись общие собрания собственников, которым пришлось выбирать иную управляющую организацию.

В тех домах, где собрания не состоялись, решение о передаче домов в управление до середины мая примут районные администрации.

Серьезный подход

Управляющие организации к лицензированию подошли серьезно. Как рассказал начальник инспекции – главный государственный жилищный инспектор Санкт-Петербурга Владимир ЗЯБКО, всего было подано 885 заявлений из 344 компаний, к экзаменам на квалификационный аттестат допущено 781 должностное лицо, прошли испытание 630 человек. И это при том, что лицензионными требованиями допускается наличие одного квалификационного аттестата на организацию.

Более того, саморегулируемая организация «МежРегионРазвитие», в составе которой 76 управляющих компаний, провела цикл обучения не только по вопросам, включенным в экзаменационные тесты, но и по самой процедуре лицензирования. Что, конечно же, принесло свои плоды – все члены СРО получили лицензию.

«При лицензировании мы столкнулись с тем, что петербургская госжилинспекция не совсем правильно трактовала федеральный закон, пыталась расширить критерии для выдачи лицензии, – рассказал генеральный директор СРО «МежРегионРазвитие» Владислав ВОРОНКОВ. – Например, включить в них качество работы управляющей организации, наличие кадров и оборудования. Однако в законе критерии для лицензирования оговорены очень четко. Это неправомерное требование было устранено, и дальше все пошло в жестких рамках, установленных законодательством. Несмотря на сжатые сроки и большое количество желающих получить квалификационный аттестат, все работы провели в установленные законом сроки».

Трудности впереди

Как пояснил Владимир Зябко, до мая проходила процедура выдачи лицензии компаниям. «Если вначале самым сложным казался квалификационный экзамен, то потом возникли вопросы с раскрытием информации», – признал он. Чтобы получить лицензию, все действующие УК должны иметь сайты, на которых указан адресный перечень обслуживаемых ими домов, доходы и расходы компании, работы, которые проводились в течение года по каждому дому».

По словам Владислава Воронкова, постановление о раскрытии информации очень скользкое, оно только в общих чертах говорит о том, какие сведения необходимо раскрывать. Прежде всего – это результат финансовой деятельности УО, сколько средств собирается и на что их расходуют. А еще какими домами с какой площадью компания управляет. На самом деле должен быть представлен электронный паспорт каждого дома (свыше 1000 показателей, ежемесячно заполняемых ТСЖ, ЖСК, УО) в соответствии с постановлением № 1468 правительства РФ. Однако в Петербурге электронного паспорта нет, хотя во многих регионах такие документы уже действуют. «В городе сформированы только технико-экономические паспорта жилого дома (примерно10% электронного паспорта), но они до сих пор не дошли до управляющих организаций в качестве официального документа. Так что представить все сведения о состоянии каждого дома, как того требует лицензия, вряд ли получится», – признал Владислав Воронков.

Есть и другие сложности. При раскрытии информации УО необходимо указать список домов с указанием их адреса и площади, причем список этот должен быть включен не только в региональный, но и в федеральный реестр. «И здесь кроется проблема, – отметил Владислав Воронков. – В федеральной базе термина «литера» не существует – есть дом, есть корпус, и все. А в Санкт-Петербурге многие здания имеют еще и литеру. Причем одним и тем же домом под одной литерой управляет одна организация, а под другой, к примеру, ТСЖ. Но в одном многоквартирном доме не может быть двух разных способов управления».

На решение этих нестыковок потребуется время, и чтобы не останавливать работу управляющих организаций, было принято решение привести региональную адресную базу в соответствие с федеральной в самые короткие сроки. Вице-губернатор Игорь Албин отвел на это подведомственным комитетам один месяц. А компании, получившие лицензии, смогут дополнить данные об обслуживаемых ими домах, когда адресная база примет надлежащий вид.

Хуже обстоят дела с введением электронных паспортов. По словам Владимира Зябко, организациям, получившим лицензию, придется указывать подробное техническое состояние многоквартирного дома, есть ли в нем совет дома, даты проведения общественных собраний, взыскания, наложенные на компанию, и так далее в соответствии с приказом Минстроя и ЖКХ РФ № 882 от 22.12.14 года. При этом информация должна быть размещена не только на сайте управляющей организации, но и на информационных ресурсах Жилищного комитета и Минстроя РФ.

«Если такой информации нет, УО получит предписание, и, если в течение года дважды его не выполнит, она может быть лишена дома, по которому получено предписание. В случае же выявления неоднократных нарушений по 15% домов компания лишится лицензии и не будет иметь права в течение 3 лет заниматься аналогичной деятельностью на территории всей страны. По опыту знаю, что такая ситуация маловероятна, так как управляющие организации все же стараются работать хорошо. Но бывают, к сожалению, тяжелые дома», – признал чиновник.

Обслуживание или управление?

Если на стадии лицензирования конкретных критериев к персоналу, оборудованию, к качеству исполняемых компанией работ не предъявляли, то теперь, в процессе лицензионного контроля, отсутствие тех или иных работников или недостаточное количество оборудования может привести к отзыву лицензии: в настоящее время вопросы ужесточения лицензионных требований рассматриваются Минстроем России.

Сам принцип лицензирования государством какого-либо вида деятельности осуществляется, согласно закону, в целях предотвращения ущерба правам, интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами требований, установленных федеральными законами и нормативными актами. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для выдачи лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении своей деятельности.

Как рассказали в пресс-службе Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, с мая к соискателям лицензии и лицензиату в соответствии с законом будут предъявлять новые требования. В частности, в наличии у компании, имеющей лицензию, должны быть технические средства, оборудование и техническая документация, необходимые для выполнения работ. Кроме этого, в штате компании по трудовому договору должны быть оформлены работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией и (или) имеющие стаж работы и т. д.

Однако вышеуказанные требования, за которые ратуют органы власти, оспариваются самими управляющими организациями. «Жилищные органы настаивают на увеличении штатной численности управляющей организации, – рассказал Владислав Воронков. – Считают, что всех надо брать в штат. Мы, конечно, можем взять на работу в каждую УО тысячу человек, а сколько при этом будем платить? По 1000 рублей в месяц?»

Дело в том, пояснил он, что сегодня многие путают управление многоквартирными домами с их обслуживанием. А это разные вещи. Лицензирование проводилось по управлению многоквартирными домами, а не по обслуживанию. Лицензируют не дворников, сантехников и электриков, а саму компанию. Речь идет только об управлении. А управление МКД – это умение привлекать подрядные организации для исполнения того перечня работ, который установлен нормативами для конкретного дома.

«Поэтому я считаю, что на группу многоквартирных домов должна быть одна управляющая организация, которая умеет заключать контракты с сантехниками, электриками, дворниками, умеет правильно ставить задачи перед ними, контролировать их работу, оплачивать ее. А если компания не умеет управлять, то пусть переходит на обслуживание, может, у нее лучше получится подметать дворы. У нас, к сожалению, все еще действует советский стереотип о жилищно-коммунальном комплексе, когда управляющая организация содержит в штате весь необходимый персонал, – это неправильно», – отметил Владислав Воронков.

По мнению руководителя СРО «МежРегионРазвитие», лицензирование управляющих организаций не повлечет за собой повышения качества обслуживания многоквартирных домов. Гораздо сильнее на это может повлиять становление саморегулирования в отрасли.

«На федеральном уровне долго обсуждался вопрос саморегулирования, – рассказал Владислав Воронков, – есть поручение правительства РФ рассмотреть механизмы вывода на рынок ЖКХ саморегулирования как основного вида регулирования в отрасли. Лицензирование – это необходимый шаг для чистки рынка, для его структурирования. А вот в непосредственную деятельность УО на рынке государство не должно вмешиваться. Профессиональное сообщество, участники рынка должны сами разработать правила игры и самостоятельно контролировать их соблюдение, исполняя волю потребителей. Потому что результат деятельности каждой компании сказывается на отрасли ЖКХ в целом. А эта картина сегодня настолько отвратительная, что изменить ситуацию возможно только сообща. Сегодня в Петербурге уже создано четыре саморегулируемые организации в сфере ЖКХ. И задача государства – не мешать их работе».

Итак, лицензирование управляющих организаций прошло без эксцессов. Вопрос в том, изменится отныне качество обслуживания домов или начнется еще больший хаос. Ведь теперь всего за два нарушения в отношении одного дома компания может лишиться права его обслуживать, и придется запускать процесс закрепления его за новой управляющей организацией. Эти процедурные вопросы пока не отработаны на практике, поэтому вызывает обеспокоенность, как и кто будет осуществлять управление МКД при таком варианте развития событий.

Лилиана Глазова

Похожие сообщения

X