Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

LEGO-стройка XXI века

Инновационные модульные технологии строительства подходят не только для домостроения в массовом сегменте. Мировой опыт показывает, что с их помощью можно возводить уникальные здания и даже сложные инфраструктурные объекты.

LEGO-стройка XXI века

Технологии, которые реализуют идею детской конструкторской игры Lego, впервые стали активно применяться в судостроении и автомобилестроении. Так, современные верфи заказывают субподрядчикам не металлоизделия, а готовые крупногабаритные модули, начиненные кабелями и иной необходимой аппаратурой.

Панельное домостроение, которое начали развивать в США, отчасти повторяет эту тенденцию, характерную для создания высокотехнологичной промышленной продукции. Но прежде такие технологии применялись для массового строительства жилья экономкласса. В наше время технологии, основанные на модульном строительстве, используются для возведения объектов любого класса, в том числе для пятизвездочных гостиниц и уникальных высотных зданий. Дошел черед и до объектов инфраструктуры: строители распространили сферу применения модульных технологий на постройку тоннелей.

Время – деньги

Китайская компания Broad Group доказала, что можно построить 30-этажную высотку всего за 15 дней. Гостиница общей площадью в 17 000 кв. м построена в провинции Хунань в конце 2011 года. Исполнительный директор компании Джулиет ДЖИАНГ объяснила, что установить рекордное время строительства позволили тщательное планирование и использование модульных технологий: «На проектирование и планирование мы потратили четыре недели. Поскольку все элементы, которые мы используем в строительстве, изготовлены заранее, у нас есть некоторые ограничения на дизайнерские и архитектурные решения. Но мы все равно выполняем проектные работы значительно быстрее, чем другие компании». Она пояснила, что на этапе проектирования компания работает в тесной связи с властями, поэтому у нее никогда не возникает проблем с разрешениями и согласованиями.

Модульные конструкции становятся универсальным инструментарием для строительства широкой номенклатуры объектов, включая высотные здания и объекты инфраструктуры

«Производство строительных модулей осуществляется беспрерывно. Мы производим 24 квадратных метра строительных блоков в минуту. Если модули доставлены на стройплощадку, то из них можно строить четыре этажа в сутки», – рассказывает Джулиет Джианг.

Но это не единственное здание, которое китайская компания возвела в рекордно короткий срок. Шестиэтажный павильон в Шанхае был построен всего за одни сутки, 57-этажное здание в провинции Чанша – за 19 дней, а теперь компания собралась построить 15-этажный дом за одну неделю.

По уверениям главы компании, «модульные технологии строительства подходят ко всем типам зданий, любой высоты». По ее словам, высоких темпов возведения объектов удается достичь за счет стандартизации строительства и тщательного планирования всех его этапов. При этом высокие темпы достигаются не в ущерб качеству: возведенные компанией здания обеспечивают высокую сейсмоустойчивость, кроме того, их энергоэффективность примерно в пять раз выше, чем у обычных зданий.

Погоня за лидером

Отечественные компании также намерены включиться в технологическую гонку модульного строительства. В феврале этого года меморандум о создании совместного предприятия по производству сборных модульных домов в России подписали компании «Кнауф Гипс» и «Свеза-Лес». По информации Группы «Свеза», сборные модульные конструкции будут разрабатываться в трех различных конфигурациях: многоквартирные дома с квартирами площадью до 80 кв. м, коттеджи площадью от 120 до 150 кв. м, а также смешанные конфигурации, совмещающие первые два типа домов.

LEGO-стройка XXI векаСовременные технологии позволили возвести этот дом всего за 15 дней

Сборку домов на строительной площадке планируется осуществлять из готовых блоков, основными элементами которых являются легкие стальные конструкции и обшивные материалы с наполнением из изоляционных материалов. Здания быстро и качественно возводятся, они сейсмически безопасны и отвечают высоким требованиям экологии жизненного пространства. По мнению участников проекта, переход к модульному строительству позволит повысить его экономическую эффективность за счет снижения производственных издержек и возводить при этом качественное жилье.

Скандинавы бьют тревогу

Значительно ускорить процесс постройки зданий можно за счет информационных программных решений, позволяющих проектировать объекты строительства и планировать организацию работ. Эти программы, а также модульная сборка зданий решают основную задачу – сокращают время работ на стройплощадке. «Должно уменьшаться время строительства, но никак не время проектирования и планирования. Больше всего производственных затрат связано с использованием машин и рабочей силы на стройплощадке. Ускоряя строительство, вы не только снижаете нагрузку на окружающую среду, но и экономите деньги на работниках и технике», – объясняет директор шведской компании Metier Халвард КИЛЬДЕ.

Активнее развивать модульные технологии намерены и норвежские строители. Индустриализация позволит сохранить рабочие места в важной с точки зрения занятости сфере экономики Норвегии, ведь сегодня в строительстве занято около 300 000 работников, или примерно 10% трудоспособного населения.

LEGO-стройка XXI векаДля монтажа фундамента арочных конструкций, а также межэлементных соеднинений применяется гибкая сетчатая опалубка (показана черным цветом)

«Отрасль должна проснуться. Развитие идет все быстрее и быстрее. Если мы не предпримем мер, то окажемся неконкурентоспособными. Это означает падение доходов и сокращение рабочих мест, – признает руководитель объединения строительных организаций Норвегии Юн САННЕС. – Мы не можем больше жить с верой в то, что можно строить по старинке. Мы должны приспосабливать наши знания и навыки к внедрению современных технологий. Если норвежские предприятия не займутся индустриализацией в той мере, как это происходит по всему миру, мы потеряем свою долю рынка и по всей Европе, и даже на родине».

Беспокойство медленным внедрением современных строительных технологий выражает и местный союз предпринимателей. «Вопрос заключается не в том, смогут ли доставляться в Осло и другие скандинавские города строительные модули из Китая, а в том, когда это произойдет», – считает руководитель департамента строительства предпринимательского союза Туре ФРЕЛЛУМСТАД.

Триумфальные арки

Инженер-конструктор и основатель норвежской компании Stabinor Турбьерн Далегорен доказал, что технологии модульного строительства можно распространить и на объекты инфраструктуры. Он разработал технологию постройки тоннелей, которая позволяет сэкономить время и деньги, а также значительно увеличить срок их безопасной эксплуатации. Инновация основана на применении крупноблочных модульных заготовок в виде арок и их соединении с помощью гибкой сеточной опалубки.

Сама тоннельная шахта, как и прежде, строится традиционным способом – с помощью направленных взрывов или специализированных проходческих комплексов. При этом, как считает Далегорен, отпадает необходимость сооружения технических ответвлений (забоев), поскольку обустройство свода шахты осуществляется новым способом – на основе заранее заготовленных модулей в виде трех арочных элементов – двух боковых и верхней «крышки». Использование арочных модулей и их последующее соединение с помощью гибкой сетчатой опалубки и является тем ноу-хау, которое разработала Stabinor.

С обеих сторон тоннельного прохода устанавливаются фундаментные балки, которые жестко привариваются к стальным винтовым сваям. Под балками расстилается гибкая сетевая опалубка, которая впоследствии заполняется бетоном, тем самым закрепляя фундамент арочных конструкций. Затем два боковых элемента устанавливаются в фундаментные балки и «распираются» с помощью гидравлических устройств и удерживаются таким образом, чтобы на них можно было надеть крышку. В конструкции боковых элементов и крышки предусмотрены соединительные пазы. После установки крышки конструкция бетонной арки готова.

Установленные на определенном расстоянии друг от друга арочные конструкции затем соединяются с помощью гибкой сетевой опалубки из нейлона. Опалубка крепится к арочным элементам с помощью стальной проволоки и распирается с помощью гидравлических машин – аналогично тому, как это происходило при монтаже арочных конструкций. Устройство опалубки схоже с чулком, но только «нога» имеет при этом не круглую, а дугообразную форму. После заливки бетоном межэлементные соединения так же, как и арочные блоки, приобретают формы полуколец.

Через отверстия в сетевой опалубке жидкий бетон заливается в пространство между арочными конструкциями и стенами шахты. Тем самым все внешнее пространство тоннеля оказывается плотно забетонированным, а стены шахты при этом дополнительно укрепляют арочные конструкции. Как считает изобретатель, ни арочные конструкции, ни межэлементные соединения не требуется закреплять болтами к стенам шахты, что значительно упрощает монтаж и удешевляет строительство. Наличие гидроизолирующего материала на поверхности бетонных элементов обеспечивает защиту от возможного проникновения воды. «Новизна технологии заключается в применении межэлементных соединений, строящихся с помощью гибкой опалубки. Если в шахте тоннеля есть очевидные слабые места, то межэлементные соединения следует монтировать чаще», – объясняет Далегорен.

Преимуществом разработанной технологии является и то, что монтаж арочных конструкций и межэлементных соединений может идти параллельно с иными работами. «Обустраивать тоннель можно буквально на следующий день после того, как была вырыта шахта. Никаких подготовительных работ для этого не требуется», – убеждает Далегорен. По его словам, также возможно организовать производство арочных конструкций прямо на стройплощадке, особенно в тех случаях, когда строится многокилометровый тоннель.

Можно утверждать, что применение модульных конструкций является универсальным инструментарием, который подходит для строительства широкой номенклатуры объектов, включая высотные здания и объекты инфраструктуры.

Павел Прохоров

СПРАВКА

Простое объяснение сложного решения

• Для обустройства тоннеля используются готовые модули – сборные арочные конструкции, состоящие из двух боковых элементов и крышки. Элементы производятся из бетона, на их внешнюю сторону наносится гидроизолирующий материал.

• Межэлементные соединения создаются путем заливки бетона в жидкую опалубку на основе нейлоновых сетей. Соединениям также придается арочная форма.

• Внешнее пространство между шахтой и арочными конструкциями заполняется бетоном через отверстия в жидкой опалубке. Подобная конструкция исключает применение армирования или крепежных болтов.

• В крышку арочной конструкции вмонтирован рельс, на который крепится кран-балка. Тем самым обеспечивается доставка материалов и оборудования.

• Технология обеспечивает ускорение и удешевление строительства тоннелей.

Источник: Teknisk Ukeblad

 

Похожие сообщения

X