Актуальное

Удел подвижников для инженеров-проектировщиков

В России не готовят проектировщиков, владеющих как инженерными знаниями, так и современными компьютерными технологиями. Это негативно сказывается на качестве проектов. Переломить ситуацию можно, изменив образовательные программы, привлекая студентов к работе в проектных организациях.

Удел подвижников для инженеров-проектировщиков

Важным элементом строительства являются качественные проектные решения. Цена ошибки на этом этапе чрезвычайно высока и несет в себе риски срыва сроков реализации проекта, увеличения его стоимости, а порой и его краха. Некачественный проект – роскошь непозволительная ни частному, ни государственному заказчику. Поэтому вопросы подготовки квалифицированных инженеров-проектировщиков, в которых сегодня есть острая потребность, стали ключевыми.

У профессионального сообщества отрасли сегодня много претензий к действующей российской образовательной системе. В то же время в инженерно-проектной среде уже сложилось свое видение того, как перенастроить и систематизировать процесс подготовки высококлассных специалистов-проектировщиков.

Профессор кафедры экономики строительства ГАСУ, генеральный директор ООО «Управление экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (ООО «ЭПД») Юрий ПАНИ БРАТОВ напомнил, что лет 20 назад, когда вузы выпускали инженеров-строителей, для студентов, обучавшихся промышленно-гражданскому строительству, на изучение сопромата отводилось 240 часов, гидравлики – 80. У студентов по специальности «Водоснабжение и канализация» гидравлика преподавалась 240 часов, сопромат – 80, что логично.

Удел подвижников для инженеров-проектировщиковСегодня бакалавры по той и другой специальности изучают гидравлику 60 часов, а сопромат – 120. Понятно, что нынешний бакалавр-строитель не умеет делать многое из того, что знал и умел инженер-строитель еще совсем недавно. Кроме того, ранее на третьем курсе студенты должны были определиться, пойдут ли они в проектировщики или в строители, и дальнейшая программа обучения существенно различалась. Сегодня такого нет вовсе. Более того, обязательная практика, которую проходили все студенты старших курсов, сегодня также отсутствует. «Поэтому говорить о том, что проектные организации не довольны подготовкой студентов, – значит не сказать ничего», – признал профессор.

Вынужденное просветительство

По мнению генерального директора института «Геореконструкция» Алексея ШАШКИНА, процесс ненужного разделения единого курса подготовки специалистов на две ступени: бакалавров (это хуже, чем советские техники, – это недоинженеры) и магистров (это недоинженеры, доученные до уровня недоаспирантов) – начался в 2003 году, когда РФ присоединилась к Болонскому процессу и стала внедрять принципы общеевропейской системы высшего образования.

«В результате вузы вместо специалистов сегодня выпускают два сорта «болонок», которые в своих знаниях резко уступают уровню советского выпускника вуза. Кому и зачем были нужны эти реформы, для меня загадка.

Смысл Болонского процесса на Западе состоит в том, что бакалавр имеет право сам составить себе курс магистратуры: «Философию я хочу послушать в Сорбонне, строительную механику, скажем, в Геттингене, а курс оснований и фундаментов – в Санкт-Петербурге». А в чем смысл этого процесса у нас? – недоумевает Алек сей Шашкин. – Более того, мне приходится читать лекции по механике грунтов, основаниям и фундаментам студентам, которые еще не прослушали курс по сопротивлению материалов.

Теория упругости вообще уже канула в Лету, а без нее не постичь механику грунтов. Какой «эффективный менеджер» от Министерства образования составлял такую программу?»

Традиционно новые веяния быстрее приживаются в столичных и крупных городах. И не удивительно, что выпускники региональных вузов сегодня имеют более качественную подготовку, чем в столичных, признала главный архитектор ООО «Институт Территориального Развития» (ООО «ИТР») Елена МИРОНОВА. Поэтому компании, отметила она, которые заинтересованы в притоке молодых специалистов необходимой квалификации, вынуждены заниматься первичным образованием непосредственно в организациях, на рабочем месте, подключая их к работе на реальных объектах, под руководством крупнейших специалистов города в области проектирования.

Удел подвижников для инженеров-проектировщиков

Также проектные организации выступают инициаторами и организаторами расширенных курсов лекций для своих молодых кадров. Так, институт «Геореконструкция» уделяет внимание таким направлениям, как сопротивление материалов, теория упругости, инженерная геология, расчетные модели механики грунтов.

Для проведения семинаров по геотехнике, на которые приглашаются желающие со всей России, привлекаются крупнейшие отечественные и зарубежные специалисты, среди которых такие профессионалы, как К. Ишихара (Япония), М. Ямиолковский (Италия), В. Ван Импе (Бельгия), Р. Катценбах (Германия), А. Паудерхам (Великобритания), Ж.-Л. Брийо (США), Р. Франк (Франция) – весь цвет мировой геотехники. По словам Алексея Шашкина, именно в целях просвещения компания издает подборку актуальных российских и зарубежных исследований – «Достижения современной геотехники».

Некоторые компании для обучения и повышения квалификации инженеров-проектировщиков создают живую среду общения и диалога между членами коллектива, невзирая на ранги и возраст. По словам генерального директора ОАО «СПбЗНИи ПИ» Алексея ИНДЮКОВА, обмен опытом между специалистами института, в который обязательно вовлекается молодежь, происходит в форме научно-технических советов, на которых специалисты представляют для обсуждения проектные решения по реальным объектам.

Удел подвижников для инженеров-проектировщиков«Особенность этих заседаний в умелом синтезе, демонстрации результатов инженерного творчества авторов проекта и мозгового штурма, – рассказал руководитель института. – Интересные, жесткие дискуссии вокруг реальных, «живых» объектов, проектных решений с правом обоснованной критики и правом поиска альтернативы, невзирая на стаж и звания, позволяют решать ряд задач.

В частности, такие обсуждения обогащают практическими примерами и ценным опытом молодых специалистов, способствуют установлению и поддерживают профессиональные коммуникации между специалистами разных поколений и направлений, позволяют выявлять молодых творческих лидеров, а также формируют творческий характер инженера».

Это практика научно-практической деятельности СПбЗНИиПИ за полувековую историю института стала традицией и позволяет создать в коллективе преемственность и поддерживать творческий потенциал.

Практика энтузиастов

Как признает Алексей Шашкин, сегодня, как, впрочем, и прежде, освоить отечественную школу строительного проектирования можно только в коллективах с давними традициями, на практике. Беда в том, что сейчас проектные подразделения сформировались у многих подрядных организаций, что в советское время было категорически запрещено. «Их цель не поиск безопасного и оптимального проектного решения, а попытка любым способом задействовать собственные производственные мощности, – подчеркнул он. – Следствием этого является либо перерасход средств, либо аварийно-опасные решения, либо и то и другое вместе».

Удел подвижников для инженеров-проектировщиков

С тем, что проектированию, в том числе и с помощью современных технологий, приходится учить на рабочем месте, согласен и генеральный директор «Архитектурного бюро А2» Андрей ПАРФЕНОВ. «Сама идея развития BIM-проектирования возникла на базе крупнейших американских и европейских университетов, где большая научная база учебного заведения позволяла разрабатывать эти технологии с вовлечением специалистов и студентов, – напомнил он. – Но там студент, который в процессе обучения вовлекался систему BIM, являлся не только пользователем, но и созидателем. Я не представляю, как это возможно внедрить в нашу систему образования».

Обучая студентов в университете архитектурному проектированию на факультете дизайна архитектурной среды, Андрей Парфенов видит, что у студентов есть запрос на обучение современным программным продуктам проектирования, которые, к сожалению, не включены в программу обучения. По его мнению, курс компьютерного проектирования в российских вузах преподается на достаточно поверхностном уровне: основы элементарных эскизных программ, фотошоп, автокад.

Удел подвижников для инженеров-проектировщиковНе хватает грамотных специалистов, а привлечь зарубежных специалистов практически невозможно, поэтому обучение современным инструментам проектирования во многих вузах, как правило, происходит по инициативе преподавателей-энтузиастов, привлекающих к учебному процессу профессионалов-практиков.

Между тем Алексей Шашкин уверен, что владение так называемыми «современными 3D и даже 6D-технологиями» проектирования не является неким конкурентным преимуществом. «Должен сказать, что BIM-технологии – лишь оболочка, инструмент проектирования и планирования, который ни в коем случае не заменяет обязательных базовых знаний в этой области, – говорит он. – Наивно думать, что убогий проект станет лучше при использовании BIM-технологий. Современный вызов проектировщикам состоит в другом.

Сегодня Федеральный закон № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требует выполнять расчеты зданий во взаимодействии с основанием, с учетом нелинейных и реологических свойств конструкционных материалов и грунтов. Именно в этом направлении мы сосредоточили усилия и разработали программное обеспечение для совместных расчетов оснований и сооружений, опережающее мировые аналоги».

Впрочем, существует и другое, более оптимистическое мнение. Начальник отдела приема и организации экспертизы ООО «ЭПД» Диана КУРАСОВА считает, что современные проектировщики, владеющие BIM-технологиями в проектировании, способны решать поставленные перед ними задачи, однако зачастую они нуждаются в услугах профессиональных экспертов-консультантов.

Удел подвижников для инженеров-проектировщиков

Как дополнил заместитель генерального директора ООО «ЭПД» Юрий КАЗАКОВ, ключевой кадровой проблемой является «отсутствие специалистов, способных увязать смежные разделы проекта между собой, и в неправильном прочтении нормативных документов».

В свою очередь, Юрий Панибратов уверен, что специалист должен не только уметь рассчитать что-то в теории, но и понимать, как это будет работать на практике. Поэтому процесс обучения проектировщика должен сопровождаться обязательным выездом на строительные объекты, а также изучением смежных специальностей для понимания общего процесса проектирования.

«Экономический суверенитет России невозможен без национальной системы образования. Надо прекратить попугайское копирование западной системы и вернуться, пока не поздно, к отечественной системе. Не обходимо выпускать специалистов, а не бакалавров и магистров для промышленности и строительства.

Удел подвижников для инженеров-проектировщиков

Но для этого, – уверен Алексей Шашкин, – Министерством образования должны руководить не «эффективные менеджеры», а профессионалы, знающие, как последовательно выстраивать учебный процесс. Также следует повысить привлекательность преподавательской деятельности, чтобы привлечь к ней ведущих специалистов строительной отрасли. Сегодня преподавание – удел подвижников, которых не интересует зарплата».

Безусловно, в профессиональной среде строительной отрасли есть различные мнения о том, как решать проблему подготовки квалифицированных специалистов-проектировщиков, но в целом они сходятся в одном: вузовские программы подготовки необходимо пересматривать и делать акцент на масштабном вовлечении будущих специалистов в работу над реальными проектами, причем на ранней стадии обучения. Практика, преемственность и высокий уровень базовых технических знаний – залог подготовки высококлассных проектировщиков.

Лилиана Глазова

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X