Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

На седьмом небе с российскими лифтами

Отечественные лифтовые бренды пока не могут соревноваться с зарубежными в наиболее дорогом и высокотехнологичном сегменте. Тем не менее российские производители могут занять нишу по поставкам лифтов для новостроек комфорт- и бизнес-класса.

На седьмом небе с российскими лифтами

Проектирование и строительство лифтов не менее значимая отрасль городского хозяйства, чем общественный транспорт. Каждый день более 90 млн россиян пользуются подъемниками – это значительно больше, чем перевозят автобусы, троллейбусы, трамваи и метро, вместе взятые. Сегодня кабины поднимают пассажиров на невероятные высоты, современные лифты развивают скорость до 10 м/с и при этом снабжены сложнейшим программным обеспечением, приравнивающим их к суперкомпьютерам.

Между тем требования заказчиков становятся все более придирчивыми: вертикальный транспорт необходимо устанавливать не только в городских многоэтажках, но и в ульт­расовременных офисных сооружениях, небоскребах, исторических зданиях, на станциях метро. В таких условиях проектировщики и производители лифтового оборудования вынуждены постоянно совершенствовать менеджмент и технологии – без этого немыслимо поддерживать конкурентоспособность.

Как за каменной стеной

На седьмом небе с российскими лифтамиВ условиях современного мегаполиса наиболее часто встречаются сложные проекты лифтов в высотных домах. Проектирование каждого такого подъемника – многоуровневая инженерная задача. Масса тросов при большой длине превышает массу других подвижных элементов и требует сложного и тяжелого противовеса. Кроме того, современные лифты в высотных зданиях буквально напичканы сложной электроникой, системами комфорта и безопасности и при этом должны отвечать самым строгим техническим требованиям. Также достаточно велики требования к их монтажу.

По словам представителя компании PERI, производителя и поставщика опалубки и строительных лесов, для монтажа лифтовой кабины стены монолитной шахты должны быть максимально ровными и прочными. «Лифтовые шахты в небоскребах имеют свои особенности, ведь во время их строительства щиты опалубки необходимо монтировать на очень большой высоте, – отмечает заместитель главного инженера ООО «ПЕРИ» (дочерняя компания PERI GmbH) Станислав РАГОЗИН. – Для этого используется самоподъемная система ACS, обеспечивающая, помимо высокого темпа и качества ведения работ, безопасность рабочих на высоте».

В целом, как подчеркивает эксперт, технические решения разрабатываются индивидуально под каждый проект. Например, при работе на таких крупных объектах, как небоскреб в комплексе «Москва-Сити» и башня «Исеть» в Екатеринбурге, каждый раз учитывались условия и особенности строительства так, чтобы конструкция лифтовых шахт отвечала требованиям надежности и безопасности.

Дело вкуса

В Санкт-Петербурге, как и в других мегаполисах, ведется активное строительство высотных зданий – это направление становится модным среди девелоперов. При этом, по оценкам экспертов, лифтовое хозяйство может занимать до 30% площади современного небоскреба, а его стоимость исчисляется миллионами, а то и десятками миллионов долларов. Получить заказ на строительство и монтаж лифтов для такой высотки – мечта любого производителя. Но в этом сегменте в конкурентной борьбе участвуют международные бренды, отечественные производители пока не готовы предложить рынку необходимое высокотехнологичное оборудование.

На седьмом небе с российскими лифтами

Как рассказал управляющий партнер ЗАО «УК «Лидер» Денис КИРИЛЛОВ (отвечающий за одну из крупнейших башен города, 145-метровый бизнес-центр «Лидер Тауэр»), все современные производители лифтов премиум-класса, а это в основном зарубежные компании, представленные на рынке Петербурга, предлагают одинаково высокое качество кабин и оборудования. Выбор, как правило, заключается в смелости дизайнерских решений и удобстве программного обеспечения для заказчика.

«В «Лидер Тауэр» установлены скоростные лифты немецкой компании «Тиссен­Крупп». Лифты для высотки были произведены на заказ, а общая стоимость проекта составила 2,6 млн евро», – сообщил Кириллов. Однако выиграть такой тендер, по его словам, было непросто. Конкурс для производителей состоял из нескольких этапов и учитывал все нюансы – вплоть до цветовой гаммы лифтовых кабин.

Официально конкурс, в котором принимали участие такие производители, как KONE, OTIS, Shindler, выиграла последняя из перечисленных компаний. Между тем окончательно договориться с менеджментом предприятия не удалось и преимущество получила «ТиссенКрупп», поясняет Денис Кириллов.

На седьмом небе с российскими лифтамиЕще один масштабный и сложный проект в сфере вертикального транспорта был реализован в петербургском административно-деловом квартале «Невская Ратуша». Ключевым архитектурным звеном атриума в здании для комитетов городской администрации является панорамный лифт. Он соединяет между собой пространство первого этажа, телевизионную студию, расположенную на уровне четвертого этажа, и смотровую площадку. Стеклянный шар телевизионной студии, по задумке архитекторов, как бы парит в воздухе на уровне четвертого этажа.

«Этот объем удерживается четырьмя подведенными к конструкции мостиками и «мачтой» панорамного лифта цилиндрической формы со стеклянной структурной облицовкой. Конструкция лифта изготовлена по индивидуальному проекту специально для нашего проекта – второго такого в мире нет», – отметила руководитель проекта «Нев­ская Ратуша» (проект Группы компаний ВТБ) Ирина АНИСИМОВА. Грузоподъемность кабины составляет 3600 кг, или примерно 48 человек. Лифт соединяет атриум со смотровой площадкой, расположенной под куполом башни.

Над воплощением этой идеи работала интегрированная команда из нескольких компаний, каждая из которых имеет узкую специализацию. По словам Ирины Анисимовой, в России еще никто не реализовывал подобных конструкций, поэтому заказчику пригодился опыт западных коллег: лифтовая кабина была изготовлена в Финляндии на заводе компании ЗАО «Вэлко-Лифтс», где перед отправкой в Санкт-Петербург производилась контрольная сборка. Монтаж шахты делала компания «Вэлко 2000», завод которой расположен в Италии.

Как признается руководитель проекта «Невская Ратуша», труднее всего было наладить взаимодействие проектных работ двух смежных подрядчиков и скоординировать их действия при монтаже конструкции шахты и лифтовой кабины.

«Также к сложным моментам, с которыми мы столкнулись, нельзя не отнести проектирование. Поскольку обе конструкции имеют уникальные параметры, возникла необходимость создания индивидуального оборудования, а именно для монтажа стеклянных секций шахты лифта и телестудии была изготовлена оснастка, соответствующая размерам и изгибу стеклянных панелей»,– рассказала Ирина Анисимова.

Все свои

Отечественные лифтовые бренды пока не могут соревноваться с западными в наиболее дорогом и высокотехнологичном сегменте. Как признал в одном из интервью президент Национального лифтового союза Виктор ТИШИН, в сегменте лифтов скоростью выше 2 м/с альтернативы импортным производителям в России просто не существует.

На седьмом небе с российскими лифтами

Пока удел российских лифтовиков – жилье экономкласса, общественные здания и производственные помещения. В этой нише отечественный производитель закрепился прочно, и в первую очередь за счет невысокой цены на готовую продукцию.

Тем не менее российские бренды уже «наступают на пятки» именитым западным конкурентам. По оценкам Национального лифтового союза (НЛС), сегодня в России эксплуатируется около 530 000 лифтов, из них 420 000 – пассажирские. Доля подъемников отечественного производства составляет 70%, остальные 30% – зарубежные. Причем половина этого импорта – лифты, произведенные в Белоруссии, на Могилевском лифтостроительном заводе.

Согласно программе по импортозамещению, в ближайшие три года доля российской продукции на рынке должна возрасти до 90%. В НЛС отмечают, что уже в 2015 году будет замещено 30% от общего объема импорта комплектующих для лифтов. При этом кабины лифтов, станции управления и двери шахт должны быть только отечественного производства. Крупные узлы тоже должны быть российскими, считают лифтовики.

В НЛС уверяют, что отечественные лифты не менее надежны, чем импортные. Советские стандарты, которые переросли в российские, всегда были более жесткими по предъявляемым требованиям к безопасности, и иностранным производителям нередко приходится дорабатывать продукцию, чтобы она соответствовала жестким нормативам.

Наконец, эксперты уверены, что российские бренды сейчас могут занять нишу, которая традиционно принадлежала европейским компаниям, – речь идет о производстве лифтов для новостроек комфорт- и бизнес-класса. Тем более в отрасли появились крупные инвесторы, готовые вкладываться в модернизацию производства. Например, группа «СУ-155», построившая в Московской области крупнейший в Европе Серпуховский лифтостроительный завод. Объем инвестиций ГК «СУ-155» в данный проект составил 3 млрд рублей.

Лифтовики уверены: если производители будут активно сотрудничать с иностранными партнерами и перенимать их опыт, то со временем получат доступ к новым технологиям и смогут конкурировать с крупнейшими европейскими производителями в более дорогом сегменте.

«В современных условиях у российских производителей появляется возможность применять свое оборудование вместо импортного. И для этого они, конечно, будут расширять модельные ряды и смогут составить конкуренцию западным игрокам – это лишь вопрос времени», – считает генеральный директор петербургской компании «Дельта» Лариса ЛИХАЧЕВА.

Недостижимые высоты

Впрочем, как утверждают участники рынка, главную сложность представляют инженерные работы и проект самого подъемника. Тем более если дело касается лифтов в современных небоскребах или на других сложных объектах.

«Произвести современное лифтовое оборудование часто оказывается проще, чем разработать приемлемый проект установки лифта, включающий в себя все необходимые разделы: АР, КМ, КМД и так далее», – сказала Лариса Лихачева. С этой проблемой постоянно сталкиваются подрядные организации, которые зачастую вынуждены тратить на доработку проектов большую часть времени, сил и денег.

«Самое слабое звено сейчас в Петербурге – это уровень проектов. Можно сказать, что высококвалифицированных конструкторов очень мало, – констатирует Лихачева. – Есть прекрасные архитектурные проекты, есть отличные интерьерные решения, а инженерно-конструктивные разработки под сложные лифты, в нестандартных шахтах, например, частичных или по гиперболам, – это то, с чем работать сложнее всего».

Кадровая проблема отчасти результат многочисленных реформ образования и того, что советская школа инженерного проектирования за последние годы была полностью утрачена. «Старые специалисты уже ушли. Новых пришло мало и без необходимой подготовки. Да, компьютерные возможности не ограничены, но знания материалов и технологии производства крайне скудны», – отметила Лихачева.

Впрочем, эксперты не исключают, что именно нынешний экономический кризис даст толчок для развития лифтовой отрасли в России. Если заявленный курс на импортозамещение принесет ожидаемые результаты, то спрос на высококвалифицированных специалистов в области проектирования и строительства лифтов будет расти. А значит, быть проектировщиком лифтов станет модно.

Мария Коваценко

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X