Актуальное

Воссоздавая мирную жизнь. История формирования ленинградской реставрационной школы

Консервационный подход к памятникам для послевоенного Ленинграда был непозволителен – нужно было восстанавливать разрушенные архитектурные шедевры, возвращать город к мирной жизни. Это и определило особенности ленинградской реставрационной школы.

Немногочисленные исследователи в конце 1940–1950-х положили начало широкомасштабному изучению истории архитектуры

Ленинградская – петербургская реставрационная школа считает датой своего основания 1 июля 1945 года, когда были созданы Архитектурно-реставрационные мастерские при управлении по делам архитектуры Ленгорисполкома. Но реставрационная школа не могла возникнуть на пустом месте, заметил первый заместитель председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга Александр ЛЕОНТЬЕВ. О том, что этому предшествовало, он рассказал на Международной научной конференции «Послевоенное восстановление памятников. Теория и практика XX века».

ПРЕДТЕЧА

Мировая научная теория реставрации складывалась веками, накапливая знания в области истории искусств, материальной культуры. Большую роль в этом сыграла археология, ее популяризация. Активное изучение культуры античности и археологические открытия пробудили в обществе интерес к культурному наследию.

К концу XIX столетия в Европе и России складывается понимание необходимости проведения так называемой археологической реставрации. С тех пор начался спор между сторонниками и противниками воссоздания памятников. Историки архитектуры призывали сохранять изменения, которые памятник претерпел на протяжении своей жизни, относиться к ним как к важным историческим документам.

В России изучением и популяризацией памятников старины занималась Императорская археологическая комиссия. Одним из первых положительных результатов ее деятельности стала реставрация Успенского собора во Владимире. В Петербурге достижения начала XX века связаны с именем архитектора А. П. Аплаксина. По его проектам к юбилейным датам были отреставрированы два крупнейших собора столицы: Сампсониевский (1909) и Казанский (1911).

В 1910 году в столице Российской империи было создано Общество защиты и сохранения в России памятников истории и старины под председательством известного историка и археолога великого князя Николая Михайловича. Товарищем председателя избрали А. Н. Бенуа, секретарем – барона Н. Н. Врангеля. Спустя два года при обществе учредили Комиссию по реставрации памятников искусства и старины. Основное внимание она уделяла изучению церковного зодчества, сбору материалов о памятниках архитектуры Петербурга и губернии.

После революции, 15 ноября 1918 года, в Петрограде был учрежден Отдел по делам музеев и охране памятников – первый в истории России государственный орган по охране памятников культуры, впоследствии получивший аббревиатуру КГИОП.

Через два с половиной года, в апреле 1921-го, созывается Всероссийская реставрационная конференция, на которой утверждаются «Основные положения реставрации памятников архитектуры», впервые представившие методику работ. С этого времени базовым для реставрации стал аналитический метод.

Следует отметить, что автором этого метода был архитектор В. В. Суслов. Позднее его творчески развили П. П. Покрышкин, издавший в 1915 году «Краткие советы по вопросу ремонта памятников старины и искусства», и К. К. Романов. Суть метода: максимальное сохранение подлинности, а в случае внесения дополнений – их обоснование на основе изучения исторических документов. Кстати, на этих же принципах базируется Венецианская хартия, принятая II Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов в 1964 году.

Наибольший объем работ перед войной выпал на год празднования десятилетия Октябрьской революции. К юбилею была завершена реставрация фасадов Екатерининского дворца, часть интерьеров Павловского дворца. Возродить традицию музыкальных вечеров позволило окончание работ на фасадах знаменитого Павловского вокзала.

Активно проводились исследования па­мятников. Так, после раскрытия росписи XVIII века под шелковыми обоями XIX века в Будуаре Марии Федоровны Гатчинского дворца было решено воссоздать первоначальный вид интерьера. Проводилась реставрация фарфора, предметов из стекла и мрамора, коллекции мебели Греческого зала.

С особым вниманием специалисты отнеслись к пригородным паркам. В 1923 году была восстановлена дренажная система Верхнего сада в Петергофе, а к летнему сезону 1927 года этому памятнику ландшафтного искусства был возвращен первоначальный вид.

БЛОКАДА

С началом войны, а затем и последовавшей блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года) реставраторы вынуждены были переключиться на памятники, подвергшиеся бомбардировкам.

Как рассказала начальник отдела КГИОП Юлия БАХАРЕВА, уже в конце 1941 года было начато восстановление 16 памятников. Среди них: Юсуповский дворец на Мойке, Музей этнографии, Шуваловский дворец. Восстановительные и реставрационные работы проводились параллельно с проектированием новых внутригородских линий обороны.

К концу сентября 1942 года из 300 зданий-памятников около 200 имели различные повреждения. Наиболее серьезные поражения получили около 37 объектов, в том числе – Инженерный замок, Горный институт, дом Адамини, Гостиный Двор, Этнографический музей, Смольный монастырь, Адмиралтейство, Кикины палаты. В здании Сената было зафиксировано пять попаданий бомб и снарядов, столько же – в Юсуповском дворце на Мойке.

Немалый ущерб памятникам наносило вынужденное их использование для размещения воинских частей, госпиталей, в качестве стратегических объектов. А также многочисленные коммунальные аварии.

В разгар блокады, в марте 1942 года, в голодном-холодном городе началась работа над генпланом восстановления и развития Ленинграда. Было приложено много сил, чтобы в том же году подготовить к открытию сады Аничкова, Юсуповского, Шереметевского дворцов, Летний сад, ЦПКиО и др.

Укрытие памятника Николаю I
Укрытие памятника Николаю I

После прорыва блокады в город начали возвращаться учебные и научно-исследовательские институты. Колоссальный объем восстановительного строительства требовал экстренной и усиленной подготовки квалифицированных кадров. Для этого в Ленинграде еще до снятия блокады организовали специализированные профессиональные училища.

А 1 июля 1945 года была создана Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская управления по делам архитектуры Ленгорисполкома. Мастерские возглавил крупнейший знаток отделочных работ Л. М. Анолик, который сумел собрать лучших мастеров старшего поколения, выпускников специальной школы при Ленинградском инженерно-строительном институте. Проектную мастерскую возглавил К. Д. Халтурин.

Именно тогда была разработана первая в мире методика комплексного восстановления памятников архитектуры XVIII–XIX веков, насыщенных богатой и разнообразной отделкой.

Проводились работы по консервации дворцово-парковых ансамблей и других объектов культурного наследия, пострадавших за годы войны, велась деятельность по сбору научных материалов для их реставрации, обмеры и фотофиксация. Начинался новый этап восстановления и реставрации памятников Ленинграда.

Текст «Положения о специальной научно-реставрационной производственной мастерской по реставрации и восстановлению памятников архитектуры» (1949) был дополнен важными позициями. Например, раздел «Цели и задачи мастерской» содержал указания на необходимость проведения научно-исследовательских работ в области изучения памятников архитектуры путем археологических и архивных изысканий, архитектурных и археологических обмеров, составления историографических описаний, фотофиксации. На основе полученных данных должны составляться научные обоснования для осуществления дальнейших работ.

Так закладывалась методическая основа всего реставрационного процесса, основанного на глубоком и всестороннем изучении памятника и направленного на сохранение присущих только ему уникальных особенностей.

ВОСКРЕШЕНИЕ

Подходы к восстановлению памятников зависели от ситуации. Большинство исторических зданий восстанавливалось в прежнем виде. Отклонения обосновывались выбором исторического периода, в соответствии с которым реставрировался памятник, или необходимостью его приспособления под современные требования, рассказывает Юлия Бахарева.

Важное значение приобрела процедура археологических исследований исторических зданий. Нередко в результате разрушений раскрывались более ранние или отдельные конструктивные элементы постройки и позднейшие архитектурные наслоения. Такие работы проводились во дворце Шувалова, Адмиралтействе, Гостином Дворе, здании боен и др.

Иногда в процессе восстановления памятников ставилась задача завершить то, что не успели осуществить их авторы, или исправить ошибки, в дальнейшем исказившие их замыслы.

Основанием для отказа от восстановления довоенного облика памятника могло стать решение по изменению городской планировочной структуры, архитектурной среды в целом или отдельных ансамблей и построек.

От полного восстановления памятника отказывались, если объект (или его часть) был значительно разрушен, и при этом было недостаточно иконографических материалов. О прежнем облике утраченных частей памятников и их исторической ценности должны были напоминать установленные на их месте памятные доски, призванные также «заклеймить вандализм фашизма». С этих же позиций принимались решения по разрушенным пригородным дворцово-парковым ансамблям Ленинграда.

ШКОЛА

Писательница Вера Инбер после посещения в составе специальной комиссии Петергофа записала в своем дневнике: «Петергофский дворец разрушен так, что никакими человеческими силами уже не воскресить его…»

Возрождение дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда стало уникальным по своим масштабам. В ходе этих работ были возобновлены утраченные технологии изготовления художественных произведений и разработаны новые приемы моделирования и восстановления деталей отделки эпохи барокко и классицизма, говорит Александр Леонтьев.

Немногочисленные исследователи русской архитектуры в конце 1940–1950-х годов выполнили титаническую работу, положили начало широкомасштабному изучению истории архитектуры. В распоряжении специалистов оказалось большое количество документов, позволивших определить авторство многих чертежей и архитектурных сооружений.

Ремонтно-реставрационные работы послевоенного времени выполнялись в таких масштабах впервые в мировой истории. В результате напряженной работы ученых, архитекторов, инженеров, реставраторов были сформулированы основные понятия реставрационной методологии.

С этого времени вводится новое правило – производственным работам на объекте обязательно предшествует составление исторической справки, в которой дается аналитическое описание облика памятника, истории его строительства, перестроек и ремонтов с учетом натурных исследований (включая археологические), обмеров, обследования технического состояния несущих конструкций и материалов объекта, с приложением детальной фотофиксации.

Установка возрожденного "Самсона", 1947 год
Установка возрожденного “Самсона”, 1947 год

При разработке проектов учитывается изменение функционального использования памятника, степень утраты первоначального облика и наличие документальных источников, раскрывающих все его особенности.

Восстановление утраченных элементов предусматривается в случае необходимости создания оптимальных условий для дальнейшего сохранения памятника и в случаях исключительной важности, когда ему необходимо вернуть наиболее комплексный (целостный) облик для продолжения его существования в контексте развития той или иной национальной культуры.

РАТНЫЕ ДЕЛА

Сегодня реставрационная отрасль в Петербурге и стране переживает глубокий кризис, утверждает экс-замдиректора института «Спецпроектреставрация» Михаил МИЛЬЧИК. По его словам, уходит второе послевоенное поколение реставраторов, которые в своей практике внедряли научную методику. Реставрация подменяется воссозданием и строительством соответствующих декораций.

Тем не менее есть и удачные примеры реставрации последних лет, признал Михаил Мильчик. Например, Петровские ворота Петропавловской крепости – реставрация была выполнена «по подлинно научной методике с активным участием итальянских коллег». Удачно, по его мнению, проведена реставрация Агатовых комнат в Царском Селе. Противоречивые чувства эксперт испытывает к реставрации Каменно­островского театра, но, как бы то ни было, «деревянные подлинные конструкции там сохранены», отмечает он.

Из последних признанных достижений можно назвать Ратную палату в Царском Селе, занесенную в начале этого года в Белую книгу Всемирного клуба петербуржцев в номинации «Сохранение и воссоздание памятника архитектуры, истории и культуры». На момент начала работ техническое состояние объекта приближалось к стадии руин. Дискуссии вызвал вопрос воссоздания полихромной росписи. Было принято решение о консервации живописи. Такой подход отвечает современным требованиям к ведению реставрационных работ, которые предполагают минимум вмешательства в историческую ткань памятника, пояснили специалисты.

Александр Леонтьев также отмечает существенное падение уровня профессионализма как среди проектировщиков, так и среди мастеров-реставраторов. Это он связывает с несовершенством законодательства в новых экономических условиях.

«Гильдия реставраторов», созданная при Союзе реставраторов Санкт-Петербурга, как раз и призвана способствовать построению эффективных прозрачных ответственных отношений между участниками рынка, повышению качества реставрационных услуг.

Ирина Кравцова

НА ЗАМЕТКУ

Николай Белехов
Николай Белехов

С начала 1930-х годов дело охраны и реставрации памятников неразрывно связано с именем Николая Белехова. В 1939 году он был назначен заместителем начальника и одновременно главным архитектором Отдела охраны памятников, а после ухода А. В. Победоносцева в 1941 году на фронт – начальником.

Благодаря активности и настойчивости Николая Белехова было начато комплексное восстановление ансамблей Петергофа, Павловска, Пушкина, Гатчины и других исторических мест в окрестностях Ленинграда. В Москве при поддержке И. Э. Грабаря и А. В. Щусева ему удалось добиться решения о выделении пригородных дворцов Ленинграда в особую категорию по финансированию и снабжению материалами.

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X