Актуальное

Новая архитектура старого города. Истина в искусстве

Спектр мнений о том, какой должна быть архитектура новых построек в центре нашего города, чрезвычайно широк: от смелых современных решений до сохранения существующей среды в неприкосновенности. Где истина?

Михаил КОПКОВ, генеральный директор ЗАО «ЯРРА Проект»  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Михаил КОПКОВ, генеральный директор ЗАО «ЯРРА Проект»
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Поиск истины ведем в стенах офисного центра группы компаний «РосСтройИнвест» на пр. Добролюбова, 17, в обществе автора архитектурного проекта здания генерального директора ЗАО «ЯРРА Проект» Михаила КОПКОВА.

– Вопрос о том, какая должна быть архитектура новых зданий в центре Петербурга, постоянно и широко обсуждается. Есть много мнений. От современного подхода до консервативного. Апологеты первого считают, что архитектор просто обязан после себя оставить памятник эпохе, поэтому надо проектировать в ключе своего времени везде, в том числе и в центре города. При этом они ссылаются на признанные достижения зодчества наших дней в крупнейших городах мира.

Консерваторы полагают, что среда должна оставаться неприкосновенной. Но это тупиковый путь. Скажем, на Петроградской стороне практически сразу отметишь присутствие всех стилей и течений архитектуры прошлого, сделавших наш город одним из красивейших в мире. Это и петровское барокко, и классицизм, и модерн, и даже советский конструктивизм. Причем все это великолепно смотрится, постройки друг друга не забивают, а пребывают в гармонии.

– Классическим примером удачного «вторжения» в среду стала постройка рядом с барочным Зимним дворцом здания Главного штаба в стиле классицизма.

– Примеров много, в том числе и более позднего времени. Взять хотя бы работы Ноя Абрамовича Троцкого, конструктивистские здания которого стали не только памятником эпохи, но и украшением города. Следует особо отметить Дворец культуры им. С. М. Кирова, который обогатил архитектурный облик Васильевского острова, а также школу на площади Искусств, которую зодчий безупречно вписал в ансамбль, целиком сформированный великим Росси. Вот вам образцы успешного внедрения в архитектурную среду прошлого новых построек в XIX и XX веке.

Важно сохранить архитектурную среду Петербурга – одно из главных культурных достояний города

– А в XXI веке?

– Есть достаточно удачные примеры такой застройки в центре города. Фрагмент современной архитектуры будет уместен в каком-либо историческом квартале, если зодчий ощущает музыку, ритмику ансамбля соседних зданий. Как, например, получилось у Олега Сергеевича Романова с жилым домом «Иматра» с изящными ломаными эркерами на Малом проспекте Петроградской стороны. Видимо, он что-то почувствовал.

– В историческом центре Петербурга для архитектора важно художественное чутье?

– Да. И оно, несомненно, заметно в проекте Новой (Малой) сцены Александринского театра Юрия Исаевича Земцова. Смелое решение здания с большим количеством стекла, которое тем не менее прекрасно вписывается в окружающую застройку.

Заслуживает внимания работа Михаила Альбертовича Рейнберга – торговый центр Vanity Opera на Казанской ул., 3, со стеклянным фасадом, выходящим на Старый сад. На мой взгляд, здание нейтрально, и это одно из немногих возможных решений в данном месте, где трудно представить себе что-либо фееричное из-за яркости и насыщенности окружающего архитектурного фона. И зодчий сделал паузу, которая оказалась к месту.

Офисный центр ГК "РосСтройИнвест", архитектор М.П. Копков (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Офисный центр ГК “РосСтройИнвест”, архитектор М.П. Копков
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Все это подтверждает мою точку зрения о том, что постройка в современной стилистике имеет право на существование в историческом центре Петербурга, если она тем или иным образом гармонирует с окружающей средой и удачно в нее вписана. Но, к сожалению, современный подход к застройке исторического центра компрометируют иные примеры, негативные, которых, увы, больше.

– Уже хрестоматийной градостроительной ошибкой стал жилой комплекс «Монблан».

– Я бы назвал еще, например, ряд домов на Большом проспекте Васильевского острова. Они просто выпадают из стройного, исторически сложившегося силуэта Петербурга, особенно ярко выраженного на набережных Невы. У нас существует непрерывный архитектурный фон, состоящий из великолепных ансамблей. И те, кто говорит, что нужно проектировать смело, ссылаясь на современные постройки Лондона, Парижа, Берлина, забывают, что города-то другие. Весьма достойные, очень красивые, но без того градостроительного контекста, которым, кстати восхищаются многие мои зарубежные коллеги. Люди удивляются тому, насколько центр Петербурга цельный и гармоничный. Как ослепительная улыбка милого человека! И если архитектор вставляет новый золотой «протез», пусть тоже красивый, сияющий, но не совпадающий с белозубым окружением по цвету, форме и фактуре, то получается…

– Фикса.

– Да, фикса. Кстати, очень уместное слово и сравнение. Современная стилистика при строительстве в историческом центре приемлема, но далеко не всегда. Я лишний раз убедился в этом на примере проектирования здания, в котором мы сейчас находимся. Творческий поиск нужного решения начался именно с современного варианта, где много стекла. Работа проделана большая, выполнили несколько трехмерных моделей. И стало понятно, что стекло разорвет непрерывность застройки. Здание будет резко выделяться и просто выпадет из ансамбля. Пришлось искать новые формы, пока не получилось то, что вы видите сейчас.

– Сколько всего было вариантов?

В интерьерах бизнес-центра широко используются элементы архитектуры классицизма (Чтобы увеличить, кликните на фото)
В интерьерах бизнес-центра широко используются элементы архитектуры классицизма
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Три. Второй оказался промежуточным. Он представлял собой сочетание современных форм, насыщенных стеклом с некоторыми элементами архитектуры классицизма. Но в конечном итоге я свел стеклянные детали фасада к минимуму и пошел по пути творческой переработки приемов прошлого. Считаю, что архитектор вправе использовать язык классики, когда он уместен. Известно, что большинство дореволюционных построек Петербурга составляют эклектические творения. Эклектика в архитектуре – это период переосмысления и творческого применения выдающихся достижений предшествующих эпох. Центр Петербурга насыщен зданиями в стилях неоготика, неоренессанс, необарокко, неоклассицизм и т. д., а также постройками с гармоничным сочетанием их элементов. И такой метод творческой переработки приемов прошлого, столь популярный во второй половине XIX века, весьма актуален и в наше время, когда в копилку мировых архитектурных стилей добавились упомянутые модерн, конструктивизм и многочисленные течения архитектурного модернизма ХХ века.

– На чем вы сделали акцент при проектировании офисного здания «РосСтройИнвеста» на проспекте Добролюбова, 17?

– Использован тот набор, та палитра, которая традиционно присутствует в классических образцах петербургской архитектуры. На фасаде вы увидите пилястры с коринфскими капителями, цоколь с рустовкой, литые и кованые элементы на террасах и воротах, на эркере видна решеточка с меандрами. Здание выполнено в натуральном камне, мы тщательно подбирали оттенки юрского мрамора и кузнецовского гранита, из которого возведена нижняя часть. Кроме того, мне удалось воплотить в жизнь мечту о синтезе искусств в архитектуре здания.

– Каких?

– Скульптура, изобразительное и прикладное искусство. На фасаде изображены горельефы из четырех фигур, ангелов-хранителей Петербурга. Я подключил к работе своих друзей по Академии художеств, скульпторов Владислава Маначинского и Светлану Терентьеву. Интересно, что Владислав работает в мастерской на Петроградской стороне, которую в свое время арендовал выдающийся скульптор Александр Опекушин, где изваял знаменитый памятник А. С. Пушкину.

Горельеф с ангелами-хранителями Петербурга (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Горельеф с ангелами-хранителями Петербурга
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Если вы обратили внимание, произведениями искусства насыщены интерьеры, проектированию которых уделялось особое внимание. Кстати, интерьеры петербургских дворцов и даже подъездов многих исторических построек я считаю тоже неотъемлемой составляющей архитектурного фона нашего города. Такие великие творцы, как Росси, Воронихин, Штакеншнейдер и другие корифеи нашего зодчества, были и большими мастерами того, что сейчас называют «интерьерный дизайн». В отделке стен нашего здания использована венецианская штукатурка, лестницы и подоконники выполнены в натуральном мраморе. Приемную генерального директора ГК «РосСтройИнвест» украшает панно на петербургскую тему, ионические пилястры, классический декор на секретарской стойке. Многие помещения насыщены скульптурой и орнаментом. Я задал стилистику, которую воплотили в жизнь мастера изобразительного искусства, скульпторы, дизайнеры. Тем не менее ряд интерьеров офисного здания выполнен в современном ключе. Архитектурные формы XXI века присутствуют и на фасаде. В частности, стеклянные эркеры и панорамный фронтон, против которого на стадии согласования проекта резко выступали градозащитники. Но, к счастью, его удалось отстоять. Эта дуга, на мой взгляд, удачно вписывается в окружающую застройку, создает некую мягкость.

– Давайте подведем итог нашему поиску истины. Вы не отрицаете, что право на жизнь в историческом центре Петербурга имеют новые постройки – и имеющие архитектурные формы XXI века, и ставшие продуктом творческой переработки стилей прошлого, и сочетающие «классику и современность»?

– Да. Только при условии, что они абсолютно гармонично вписываются в окружающую застройку и минимум не выпадают из ансамбля, а максимум – привносят новые яркие штрихи и краски, как в свое время модерн или конструктивизм. Очень важно сохранить цельность исторического центра и оставить в неприкосновенности архитектурную среду нашего города. Не стилистику, а именно среду, которая и является культурным достоянием Северной столицы. Тогда классический Петербург не перестанет вдохновлять зодчих, проектирующих здания для периферийных, спальных районов. Ведь и там, я считаю, нужно сохранять неповторимый петербургский дух в ассоциациях, деталях, нюансах. Наша профессиональная команда выполнила немало проектов во многих районах города по заказу «РосСтройИнвеста» и других застройщиков. В возведенных по нашим проектам жилых комплексах «Дом с курантами», «Утренняя звезда», строящихся «Городе мастеров», «Золотых куполах» присутствуют реминисценции характерных петербургских стилей прошлого.

– Получается, что истина находится в искусстве архитектора?

– И в его чувстве стиля, чувстве меры, чувстве гармонии, которые позволяют ему безболезненно вписать свою новую постройку в окружающий контекст и исповедовать средовой подход, о необходимости которого сегодня так много говорят.

Антон Жарков

Похожие сообщения

X