Top Banner_Благотворительный_фонд_Строим_Добро

Актуальное

Равносторонняя ответственность. Итоги V съезда строителей

Стоимость выполненных строительных работ в СЗФО в прошлом году превысила 800 млрд рублей, эта сумма соизмерима с консолидированным бюджетом регионов округа. По прогнозам, в текущем году заданный строителями темп удастся сохранить, а вот в 2016–2017 годах отрасль ожидает спад.

Участники съезда выработали предложения, которые будет представлены власти для совершенствования законодательной базы и деятельности исполнительных органов (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Участники съезда выработали предложения, которые будет представлены власти для совершенствования законодательной базы и деятельности исполнительных органов
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

В ближайшие годы экономику страны и строительную отрасль «ждет новая волна сложностей», признал председатель Координационного совета по развитию строительной отрасли СЗФО Александр ВАХМИСТРОВ. А значит, бизнесу и государству необходимо не только четко понимать проблемы, присущие строительной сфере, но и найти варианты их решения.

Поэтому участники V съезда строителей Северо-Запада сосредоточили свое внимание не только на обсуждении актуальных проблем и вопросов отрасли, но и на поиске решений, направленных на снижение негативных влияний. Эти предложения будут представлены власти для последующего совершенствования как законодательной базы, так и деятельности исполнительных органов, чтобы стабилизировать ситуацию в строительной сфере.

По словам Вахмистрова, из-за того, что многие строители хотят оперативно закончить уже начатые проекты, объемы ввода в 2015 году удастся сохранить на уровне прошлого года. Однако спрос на жилую недвижимость к концу года сократится на 30–40% по отношению к 2014 году.

«Надо понимать, что не только спрос, но и предложение будет снижаться, потому что мало кто из нас берется за новые проекты, – сказал глава координационного совета. – У всех застройщиков сегодня самая главная задача – достроить те объекты, где куплена хотя бы одна квартира. Поэтому снижение объема ввода жилья возможно уже в 2016–2017 годы».

«Этот год мы, может быть, по показателям ввода жилья по инерции проскочим на относительно удовлетворительном уровне, а в 2016–2017-м пойдем со спадом, возможно – неприличным», – согласился с Вахмистровым президент Российского союза строителей Владимир ЯКОВЛЕВ.

Итог этой части дискуссии подвел заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Олег БЕТИН. «Успешной работе строительной отрасли препятствует неустойчивый спрос и непредсказуемая ситуация в банковской и законодательной сферах», – дополнил он.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Самостоятельно решить вопросы сохранения и стимулирования спроса строительный бизнес не может, поэтому предложения отраслевых экспертов относительно механизмов решения проблемы были обращены в адрес государства. По итогам 2014 года в России было выдано ипотечных кредитов на 1,7 трлн рублей. Это стало рекордом для рынка ипотечного жилищного кредитования страны. Но в условиях роста учетной ставки и, как следствие, удорожания кредитов, а также в связи со снижением доходов населения ипотека стала недоступной, охарактеризовал положение дел Владимир Яковлев.

SGH-158-34-1В качестве одной из мер поддержки государство на субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам в текущем году предусмотрело расходы в объеме 20 млрд рублей. «Но этих средств не хватает, – признал Александр Вахмистров. – Для поддержки ипотеки необходимо значительно увеличить эти расходы». По его информации, за четыре первых месяца 2015-го банки на треть сократили выдачу ипотечных кредитов, чтобы приостановить этот тренд, необходимо предусмотреть выделение дополнительных средств на эту программу.

Как и прежде, негативное влияние на формирование спроса на жилье оказывает проблема обманутых дольщиков. По информации полномочного представителя президента России в СЗФО Владимира БУЛАВИНА, сегодня в СЗФО свыше 75 объектов не завершенного в срок строительства и 9000 пострадавших. Увы, но пока не удается создать эффективного механизма противодействия – федеральный закон № 214 в должной мере не справляется с этим. Региональные власти продолжают в ручном режиме принимать решения по этим вопросам.

Если государство продвигает идею развития доступного жилья, оно должно взять на себя обязательства по обеспечению территорий транспортной и инженерной инфраструктурой, хотя бы внешних подводящих сетей, считает Александр Вахмистров.

В свою очередь, Владимир Яковлев отметил, в стране много земли, но при этом дефицит инженерно подготовленных территорий, что приводит к возникновению административных барьеров и коррупции. «Инженерная подготовка до красных линий строящихся зданий должна осуществляться за счет бюджета, а также средств естественных монополистов, на баланс которых передаются инженерные объекты», – высказал общее мнение Владимир Яковлев.

ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТЫ

В качестве приоритетов развития жилищного строительства делегаты съезда призвали государство активнее внедрять механизмы государственно-частного партнерства в реализацию программ по ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда, по формированию рынка доступного арендного жилья. Такое взаимодействие будет способствовать своевременному и качественному исполнению гособязательств по ним, считают они.

Как сообщил Владимир Булавин, в 2014 году в СЗФО программы расселения граждан из аварийного и ветхого жилья выполнены только на 65,8%, в числе отстающих республики Коми и Карелия, Вологодская и Архангельские области.

«Регионы срывают сроки проведения конкурсов на осуществление строительства в рамках программы. Далее из-за спешки строится некачественное жилье», – пояснил он. И это при том, что программа (в рамках которой к 2017 году должно быть полностью расселено и ликвидировано аварийное жилье, выявленное до 2012 года) обеспечена финансированием. Так в 2013–2014-м на решение этой задачи Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ направил более 9 млрд рублей.

Для своевременного и качественного исполнения программы строители предложили ввести особый порядок регулирования процедур закупок для государственных и муниципальных нужд при строительстве жилья для расселения аварийного фонда.

Также строительное сообщество обратило внимание чиновников на то, что отсутствие надлежащей методической базы препятствует развитию программы арендного жилья. Строители призывают регионы СЗФО в течение 2015 года приступить к реализации пилотных проектов, предусматривающих использование механизмов государственно-частного партнерства для создания арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда, в том числе в целях расселения аварийного жилья.

Необходимо не только развивать механизм государственно-частного партнерства, но и расширять зону его применения. Так с использованием этого механизма финансирования предлагается разработать и принять программы строительства инженерной и социальной инфраструктур, реализовывать проекты комплексной реконструкции исторических кварталов, улучшать качества среды проживания в целом. Главное, чтобы это сотрудничество базировалось на условиях, экономически приемлемых для деятельности частных корпораций. В нынешних условиях увеличение обязательств и нагрузки по созданию социальной и инженерной инфраструктуры становится для бизнеса непосильной задачей.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

Владимир Булавин считает, что уровень административных барьеров заметно снизился. Впрочем, заместитель главы комитета Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству Александр НЕКРАСОВ не разделяет его оптимизма: «Пять лет собирать документы и два года строить – это, к сожалению, обычная практика в регионах».

И Петербург в этом отношении не исключение. Рассказывая об особенностях работы административной машины, генеральный директор ЗАО «47 ТРЕСТ» Михаил ЗАРУБИН признал: «Наших чиновников кризис не коснулся». Он подкрепил это наблюдение несколькими характерными примерами.

«Всем знаком 214-ФЗ. Его неотъемлемой частью является 122-ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно которому регистрация первого участника долевого строительства многоквартирного дома должна осуществляться в течение десяти дней. До регистрации договора с дольщиком его средства привлекать к строительству нельзя, – отметил Зарубин. – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу ни разу не уложилось в эти сроки. Процесс регистрации длится месяцами! Государственный орган сам нарушает закон. Дольщики есть, деньги в банке есть, пошел отсчет срока, отведенного на строительство, а начинать строительство нельзя. Для среднего бизнеса это катастрофа. Изменилось что-то в кризис? Да ничего! Чиновник на мою просьбу ускорить регистрацию (просьбу исполнить закон) ответил: у вас кризис временный, у нас постоянный – не хватает людей».

Большинство вопросов, которые приходится решать застройщику с административными структурами, затягивается и сопровождается необоснованными бюрократическими требованиями. «К чиновникам не пробиться даже мне, профессионалу с регалиями. Что говорить о других. Дом построить легче, чем попасть к чиновнику», – резюмировал Михаил Зарубин. Это лишь малая часть проблем, возникающих при взаимодействии бизнеса и власти. Поэтому строительное сообщество не стало ограничиваться аплодисментами, поддерживающими эмоциональное выступление Михаила Зурбина, и сформулировало конкретные предложения по устранению административных барьеров.

Выступление делегатов съезда (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Выступление делегатов съезда
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

А именно участники съезда предложили внести дополнения в федеральное законодательство, не допускающие возложения дополнительных обременений при реализации инвестиционно-строительных проектов, градостроительная документация по которым была ранее одобрена органами исполнительной власти или местного самоуправления.

Предусмотреть переходные положения при введении в действие новых документов градостроительного регулирования.

Также строители считают необходимым включить в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях нормы, предусматривающие административную ответственность. В том числе возможность дисквалификации должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, за незаконный отказ в выдаче указанных разрешений, за нарушение срока рассмотрения заявления о выдаче разрешения.

Предлагают ввести административную ответственность и для организаций, осуществляющих выдачу застройщикам технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, если эти условия не обеспечены реальными мощностями.

А чтобы тяжба не затягивалась, ввести «административный арбитраж», который бы обеспечивал компаниям возможность в ускоренном порядке оспаривать принимаемые органами исполнительной власти решения или требовал принятия решений в случае длительного бездействия данных органов.

Кроме того, строители предлагают расширить предусмотренный перечень объектов, не требующих получения разрешения на строительство.

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

Несмотря на то что в адрес порочности федерального законодательства, касающегося размещения госзаказа, не высказался только ленивый, эта проблема остается нерешенной.

«№ 44-ФЗ не внес ничего кардинально нового, по-прежнему добросовестные компании страдают от демпинга, отсутствует предквалификационный отбор», – назвал болевые точки министр строительства Калининградской области Михаил ВИКТОРОВ.

SGH-158-36-1В связи с этим участники съезда выступили с предложением принять федеральный закон о строительном подряде для государственных и муниципальных нужд, предусмотрев в нем конкурсные процедуры, обеспечивающие отбор квалифицированных и надежных исполнителей госзаказов.

Разработать стандарты страхования строительно-монтажных рисков, обязательные для применения при заключении договоров подряда для государственных и муниципальных нужд, а также при любых формах участия в государственной программе поддержки импортозамещения и конкурентоспособности.

Ну и опять-таки – определить меры по повышению взаимной ответственности всех участников контрактной системы – не только исполнителей, но и заказчиков. Усилить надзор за всеми стадиями реализации госзаказа со стороны не только госконтроля, но и профессионально-общественных объединений.

На съезде подробно обсудили и другие вопросы, касающиеся обеспечения качества и безопасности строительства. Так, строители выступают за внедрение и развитие института негосударственного строительного надзора. Для этого как минимум необходимо принять федеральный закон о негосударственном строительном надзоре. Причем концепция такого закона уже разработана и одобрена Координационным советом по развитию строительной отрасли СЗФО. Она-то и должна лечь в основу закона.

Ирина Кравцова, Татьяна Вильде

Исследование микрорайона

Подборка для Вас

X