Актуальное

Все смешалось в двух столицах. О подходе к реставрации

Профессионализм петербургских реставраторов вызывает искреннее уважение у московских коллег, особенно у тех, которым довелось поработать на объектах Северной столицы.

Старое здание Мариинского театра
Старое здание Мариинского театра

Своими впечатлениями от сотрудничества с петербургскими коллегами делятся генеральный директор ООО «РСК «Архитектурное наследие» Алексей ИВЛИЕВ и главный архитектор проекта Наталья КАРТАШОВА.

– Есть мнение о различии в подходах к работе у московской и петербургской реставрационных школ. Насколько оно верно?

Алексей Ивлиев:

– Мы работаем по единым методикам и правилам проведения реставрационных исследований и работ. Если их выполнять неукоснительно, то никаких отличий в работе петербургских и московских специалистов нет. Методики и правила разработаны очень давно архитекторами, у которых учились и мы, и наши петербургские коллеги. Особенность нынешних условий состоит в том, что на любую работу отводятся сжатые сроки, ее стараются ускорить, и тут качество исполнения работы зависит от добросовестности, то есть от личности реставратора, а не от школы, в которой происходило его профессиональное становление.

– Расскажите о своей недавней работе над петербургскими проектами. Каковы ваши впечатления?

Наталья Карташова:

– Мы работали над проектами реставрации Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова и Мариинского театра. На обоих объектах я была научным руководителем и главным архитектором проекта. По БДТ нам поручили создать рабочую документацию в соответствии с уже готовой стадией «П», затем осуществить авторский надзор за производством работ, в процессе которого мы получили много новой интересной информации об объекте, как это обычно бывает. В результате пришлось выполнить корректировку и заново согласовывать стадию «П».

Алексей Ивлиев:

– Известно, что исследования до начала производства работ выявляют далеко не все. Очень многое остается скрытым и вскрывается только с началом работы, особенно в театральных помещениях с огромной высотой потолков.

– В чем особенности работы в городе на Неве?

Наталья Карташова:

– Трудно сказать, потому что, когда ведется проектирование, никаких особенностей нет. Разве что для нас было непривычно, что по ходу работ на петербургских объектах активное участие принимают контролирующие органы. Мне кажется, более активное, чем их московские коллеги.

– В Петербурге более пристальный надзор за реставраторами, чем в Москве?

Алексей Ивлиев:

– Думаю, что в вашем городе охранные органы проявляют особую заботу о сохранении его уникального архитектурного облика. Поэтому уделяют больше внимания взаимодействию с проектировщиками и подрядчиками.

Наталья Карташова:

– Иногда стараются что-то подсказать, особенно когда в утвержденном проекте есть нюансы. Как, например, с цветовым решением здания БДТ. Наша компания выполняет проект по результатам собственных исследований. Полный цветовой анализ осуществляют инженеры-технологи-реставраторы. Цвета подбирают художники. Но иногда со стороны петербургских контролирующих органов возникают просьбы сделать посветлее либо потемнее и т. д. Да, наверное, такое отношение к объекту объясняется тем, что они «болеют» за свои памятники, переживают и хотят добиться лучшего результата.

– Что за нюанс с цветовым решением БДТ?

БДТ им Г. А. Товстоногова (Чтобы увеличить, кликните на фото)
БДТ им Г. А. Товстоногова
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Наталья Карташова:

– Согласно нашим исследованиям, здание театра первоначально имело совсем другой внешний вид, нежели тот, который получился в результате последней реставрации. Оно было трехцветным с различной окраской стилобата, центральной части, верхушки. Было очень красивое, нарядное, по-настоящему театральное. Нынешний зеленый цвет ему, видимо, придали в 1930-е годы. Думаю, что просто по причине отсутствия какой-либо другой подходящей краски. Но несмотря на то что мы обосновали и утвердили цветовое решение, которое соответствовало замыслу архитектора здания, нам было сказано, что к зеленому театру жители Петербурга привыкли.

– Жаль, конечно.

Наталья Карташова:

– Подобная ситуация произошла и со зрительным залом. Мы даже выполнили выкраски по всем уровням – бенуару и четырем ярусам. Изначально цветовые решения были очень любопытные: в стиле Art nouveau. Но нам сказали, что к нынешней раскраске и зритель привык, да и по нашим изысканиям цветовая гамма получилась слишком темной и насыщенной. А на мой взгляд, было бы интересно последовать нашим первоначальным проектным решениям, которые были утверждены в авторитетных инстанциях, в том числе на художественных советах.

– Петербуржцы и особенно реставраторы Северной столицы гордятся культурным наследием города. Насколько, с вашей точки зрения, такая гордость оправданна? Вы в чем-то по-хорошему завидуете своим коллегам из города на Неве (допустим, широкому полю деятельности)?

Наталья Карташова:

– Гордость наших петербургских коллег за город естественна. Я, например, считаю, что весь центр города на Неве состоит из памятников. И в этом видится некая сложность. При сохранении наиболее ценных из них, допустим, XVIII века приходит в негодность та застройка XIX и начала ХХ века, которая нуждается в реставрации не меньше. Она на глазах превращается в «старый фонд», и ее безумно жалко. К тому же у вас особые климатические условия. Город стоит на болотах. Сырость. И то, что ремонтом и реконструкцией жилых исторических зданий занимаются не реставраторы, а жилищно-эксплуатационные конторы, приводит к сплошным технологическим нарушениям, которые оборачиваются, соответственно, утратами. Приведу сравнение, может, не совсем корректное. Если на платье дамы одна бриллиантовая брошь – это драгоценность. Если оно все усыпано бриллиантами – это бижутерия. И у вас памятники стоят среди памятников. Уникальные здания стоят среди других, которые пока считаются рангом ниже, например зданий в стиле модерн, а он у вас просто исключительный! И ему уделяется, на мой взгляд, мало внимания. Очень жалко.

Алексей Ивлиев:

– Подходы у наших реставрационных школ одинаковые. Разве что различные памятники со своей историей у каждого. Московская школа ничем не отличается от петербургской. Пользуясь случаем, поздравляю своих коллег из города на Неве с профессиональным праздником, искренне желаю новых творческих удач!

Антон Жарков

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X