Актуальное

Дорожный запрос нефтяникам на качественный битум

В России сформирован устойчивый спрос на качественный битум и материалы, изготовленные на его основе. Нефтеперерабатывающим и нефтехимическим предприятиям необходимо быстрее реагировать на потребности дорожно-строительного сектора.

За последние три года наблюдается рост применения модифицированных битумов
За последние три года наблюдается рост применения модифицированных битумов

Одна из основных задач, стоящих перед дорожной отраслью, – повышение качества и сроков безремонтной эксплуатации дорог. В том числе за счет внедрения новых методик производства и применения битумов, а также материалов, изготавливаемых на их основе. «Глобальной задачей для всей отрасли является увеличение продолжительности службы дорог, – отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (Рос­автодор) Игорь АСТАХОВ. – В перспективе межремонтные сроки эксплуатации покрытий должны достигнуть 12 лет. Одним из инструментов достижения этой цели является объединение усилий дорожников и представителей нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей по разработке и внедрению высококачественных битумов и полимерных вяжущих».

По его словам, за последние три года наблюдается рост применения модифицированных битумов в дорожном строительстве. Между тем, расширяя потребление полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), необходимо усиливать эффективность их применения и продолжать поиск новых инновационных материалов.

Производству и разработке методов применения данных видов материалов также уделяется повышенное внимание. «Федеральным дорожникам удалось ликвидировать почти 30-летнее отставание в уровне проработки отраслевой нормативной базы, разработаны новые стандарты по применению прогрессивных технологий и материалов», – считает генеральный директор ООО «Автодор-Инжиниринг» Николай БЫСТРОВ. Это, в свою очередь, является дополнительным стимулом к внедрению качественных и высокотехнологичных материалов в дорожное строительство.

«Ежегодно мы увеличиваем в России количество дорог высшей технической категории, для создания которых используются лучшие отечественные и зарубежные разработки, – отмечает первый заместитель председателя правления по технической политике государственной компании «Автодор» Игорь УРМАНОВ. – Именно стимулирование активного использования высококачественных вяжущих материалов позволило улучшить качество отечественных дорог».

ИСТОКИ ДЕФИЦИТА

Востребованность полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), полимерно-модифицированных битумов (ПМБ G-Way Styrelf) в строительстве дорог растет. Но при этом для отрасли по-прежнему актуальны вопросы дефицита и качества битума.

Согласно данным Минэнерго РФ, в стране ежегодно потребляется порядка 6 млн т битумов. Технические возможности отечественных НПЗ позволяют ежегодно производить до 11 млн т. Однако потребление битума дорожниками приходится на период строительного сезона, который длится полгода.

«Соответственно, весь потребляемый объем приходится на шесть месяцев. Расчетная производительность НПЗ на этот период составляет 5,5 млн т. Возникает дефицит», – комментирует ситуацию начальник управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора Александр БУХТОЯРОВ.

Изначально дефицит возник из-за закрытия на реконструкцию Ухтинского НПЗ, единственного производителя битумных материалов из высоковязкой тяжелой нефти, но со временем ситуация не выправилась.

«Так происходит еще и потому, что нефтеперерабатывающие заводы стараются увеличить глубину переработки нефти. Соответственно, объемы и качество такого остаточного продукта, как битум, сокращаются, – констатирует Бухтояров. – Дорожников это обстоятельство крайне удручает. Сегодня необходимо изменить отношение нефтепереработчиков к выпуску важнейшего для нас материала, добиться того, чтобы битум они рассматривали в качестве стратегического продукта. Его следует производить из нефти, а не из отходов производства».

В ближайшие пять лет дорожная отрасль планирует ежегодно наращивать спрос на потребление битума на 20% (Чтобы увеличить, кликните на фото)
В ближайшие пять лет дорожная отрасль планирует ежегодно наращивать спрос на потребление битума на 20%
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Лучшим стимулом к действиям для неф­тяников может стать лишь стабильный спрос на качественный и достаточный по объемам потребления продукт, который сформирует дорожно-строительная отрасль.

В то же время в последние годы на дорожно-строительном рынке начал формироваться устойчивый тренд – рост потребления битума и производных из него. Это подтверждают и статистические данные: в использовании ПБВ произошел скачок в 2013 году. Тогда, по словам Бухтоярова, фактическое потребление полимерно-битумного вяжущего в РФ возросло по сравнению с предыдущим годом на 75% до 170 000 т. В 2014 году потребление ПБВ увеличилось к показателю 2013 года на 10% до 190 000 т. В ближайшие пять лет дорожная отрасль планирует ежегодно наращивать спрос в этом сегменте материалов на 20%. И этот прогноз вполне оправдан.

Известно, что государство в условиях оптимизации бюджетных расходов ужесточает требования и контроль над исполнением дорожно-строительных работ, в том числе увеличивая сроки гарантий, что стимулирует дорожников использовать качественные материалы.

Очевидно, что потребность в качественных материалах уже сформировалась и спрос постоянно растет, поскольку дорожно-строительные компании все больше мотивированы в их применении. Теперь следует решать проблемы повышения качества на уровне производителей – компаний нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей.

НЕ ПРОПУСТИТЕ ТРЕНД

Следует признать, что в последнее время наметилась тенденция сближения интересов ранее разобщенных сфер деятельности. С одной стороны, Росавтодор взялся за совершенствование нормативно-правового регулирования в части производства и применения современных полимерно-битумных материалов в дорожном хозяйстве, начал координировать научно-исследовательскую деятельность, разрабатывать программы профессионального обучения. С другой – и нефтеперерабатывающие компании постепенно меняют свое отношение к производству битумов и полимерно-битумных вяжущих.

«Нефтяники понимают, что битум – это уже не отходы их производства, а реальный продукт, у которого есть стабильный потребитель, что способствует развитию битумного производства», – признал в недавнем интервью газете «Коммерсант» руководитель Федерального дорожного агентства Роман СТАРОВОЙТ.

В данном контексте выглядит своевременным решение компании «Газпром нефть» осенью 2014 года выделить битумы в отдельное дочернее предприятие – ООО «Газпром нефть – Битумные материалы». Компания нацелена на обеспечение отечественных и европейских потребителей битумными материалами, которые необходимы для строительства качественного дорожного полотна.

Также многие нефтеперерабатывающие заводы усилили контроль качества продукции – функционируют лаборатории, проводятся испытания образцов. «Наш лабораторный комплекс на предприятии «Воронежсинтезкаучук» готов обеспечить эффективную экспертизу материалов, применяемых в дорожном строительстве, и стать для всей отрасли центром по проведению подобных исследований», – отметил управляющий директор дирекции синтетических каучуков СИБУРа Михаил ГОРДИН.

СПРАВКА

По данным Росавтодора, в прошедшем дорожном сезоне композитные материалы были внедрены на 55 участках федеральных трасс 14 ФКУ.

Общий объем их госзаказа превысил 780 млн рублей. В частности, введены в эксплуатацию два пешеходных перехода из стеклопластика на трассе М-8 «Холмогоры».

Успешно опробованы битумно-полимерные составы «Дорсан», «Дорсан-2», полимерная пропитка «Эколюкс Асфальт», пропитки CRF и Reclamite и др.

Но не только обеспечение качества является сегодня для отрасли задачей номер один. «Проблемы производства и применения битумов взаимосвязаны и взаимозависимы, – подчеркивает научный руководитель битумной лаборатории, профессор кафедры технологии переработки нефти РГУНиГ имени И. М. Губкина д. т. н. Алексей­ ГУРЕЕВ. – Сегодня отсутствуют четко сформулированные данные о федеральных и региональных потребностях в дорожных вяжущих, а также данные о параметрах нужного качества данного материала».

ДВИГАТЬСЯ БЫСТРЕЕ

И все же заметно, что ситуация с битумами и его производными стала меняться к лучшему. В отрасли появился положительный опыт, есть и определенные достижения.

«Благодаря внедрению современных технологий и применению инновационных компонентов в производстве ПБВ мы выпускаем продукцию, которая соответствует всем необходимым современным требованиям, – заверил генеральный директор ООО «Газпром нефть – Битумные материалы» Дмитрий ОРЛОВ. – Проведенные нами исследования показывают, что применение наших ПБВ в дорожном строительстве значительно повышает эксплуатационные характеристики автомобильных дорог».

Многие нефтеперерабатывающие заводы усилили контроль качества продукции (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Многие нефтеперерабатывающие заводы усилили контроль качества продукции
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Для решения задач повышения качества битумов рынок консолидируется. Так, в рамках сотрудничества Росавтодора, ГК «Автодор», компаний-производителей планируется формирование общеотраслевых информационных баз данных результатов применения геосинтетических материалов и полимерно-битумных вяжущих на конкретных объектах строительства и реконструкции автодорог и дорожных сооружений.

«Основные игроки рынка уделяют внимание расширению ассортимента высококачественной продукции – это модифицированные полимерно-битумные вяжущие, улучшенные марки битумов, – рассказывает директор по поставкам битума ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» Дмитрий МИНИЧ. – ГК «Автодор», наш крупнейший госзаказчик, уделяет качеству материалов, используемых для дорожного строительства, огромное внимание. Специалисты «Автодора» разработали СТО АВТОДОР 2.1.2-2011, в котором содержатся требования по битумам. Все заказы на производство нефтяными компаниями продукции должны теперь выполняться по этому стандарту. Мы смогли произвести продукт в полном соответствии со стандартом на БНДУ-60 и перешли к его производству в промышленных масштабах, исчисляемых тысячами тонн».

По мнению Игоря Астахова, в нефтепереработке начали формироваться новые лидеры в этом сегменте рынка. В частности, в прошлом году «Газпром нефть», по информации компании, выпустила треть от всего произведенного битума в стране – 1,8 млн т. Омский НПЗ производит компаундированные битумы нефтяные дорожные эластичные марок БНДЭ 50/70 и 70/100, а также компаундированные нефтяные асфальтитсодержащие дорожные битумы марок БНДА 50/70 и 70/100. Московский НПЗ выпускает компаундированные полимергудроновые дорожные вяжущие на основе полиэтилена и стирол-бутадиен-стирольных каучуков марок ПГВ 60 и ПГВ 90.

В мае 2015 года «Газпром нефть» завершила основной этап модернизации предприятия «Газпромнефть – Рязанский завод битумных материалов», предусматривавший совершенствование технологии производства и отгрузки продукции, организован налив битумных материалов в современную технологичную упаковку и их погрузка на железнодорожный транспорт.

В рамках второго этапа работ запланированы автоматизация производства, а также создание научно-исследовательского центра. Объем инвестиций до 2020 года составит 300 млн рублей.

Повышение качества выпускаемых высокотехнологичных битумных материалов позволило заводу уже в 2014 году разрабатывать рецептуры по индивидуальным заказам и начать выпуск новых марок полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) в соответствии с российскими и европейскими стандартами качества. Объем выпуска ПБВ в 2014-м увеличился более чем на треть по сравнению с предыдущим годом и превысил 33 000 т.

Компания «СИБУР» производит высокотехнологичные материалы, используемые при строительстве автодорог: бутадиен-стирольные термоэластопласты, придающие традиционному битуму улучшенные характеристики, и геосинтетику. Его дочернее предприятие АО «Воронежсинтезкаучук», где в мае 2013 года старт пусконаладочным работам давал президент РФ Владимир Путин, считается одним из крупнейших производителей высококачественных каучуков, латексов и термоэластопластов в России.

В обеспечении материалами гарантированного качества заинтересованы и потребители ПБВ. По информации заместителя начальника лаборатории по НИР и вяжущим ОАО «АБЗ-1» Натальи МАЙДАНОВОЙ, при производстве асфальтобетонных смесей компания использует нефтяные битумы различных изготовителей. Это ООО «Киришинефтеоргсинтез», ОАО «Газпромнефть – МНПЗ», ОАО «Славнефть-ЯНОС», ЗАО «Нафтан», ООО «ЛУКОЙЛ – Ниже­городнефтеоргсинтез». При этом выбор поставщика определяется в первую очередь оптимальными качественными характеристиками, а также вопросами ценообразования и логистики. Например, по специальной договоренности ООО «Киришинефтеоргсинтез» производит для компании битум марки БНД 60/90 с узким диапазоном показателей в пределах марки с пенетрацией от 60 до 75 дмм.

НА ЗАМЕТКУ

Начальник лаборатории по НИР и вяжущим ОАО «АБЗ-1» Наталья Майданова:

«Одной из основных причин разрушения дорожных одежд является потеря структурных связей в материале асфальтобетонных слоев, обусловленная в большей степени качеством нефтяных битумов, не соответствующим требованиям современных условий эксплуатации автодорог. А ключевой причиной низкого качества нефтяных битумов является отсутствие оптимального сырья для производства дорожных битумов – тяжелой высокосмолистой нефти нафтенового основания, которая в настоящее время не перерабатывается совместно с легкой нефтью.

Прошлый опыт использования улучшенного дорожного битума марки БДУ из тяжелой нефти Ухтинского НПЗ свидетельствует о том, что физико-механические свойства этого материала обеспечивали высокое качество асфальтобетонных покрытий в неблагоприятных климатических условиях Северо-Западного региона России.

Выпускаемые на различных НПЗ нефтяные битумы марок БНД практически всегда соответствуют требованиям ГОСТ 22245-90, но не стабильны по качеству в пределах выпускаемых партий на каждом заводе (что объясняется и разнообразием исходного сырья, и отсутствием процессов его подготовки, а также нарушением технологических процессов получения битумов в пользу увеличения объемов выпуска)».

СТРАСТИ ПО SUPERPAVE

Многие специалисты сегодня рассматривают в качестве перспективной технологии применение системы Superpave («Суперпейв»). Первыми эту методику опробовали специалисты ЗАО «ВАД» на федеральной трассе А-114 «Вологда – Новая Ладога». Эта технология была впервые применена в прошлом году во время строительства участка протяженностью 1 км с покрытием из асфальтобенной смеси S-16. По мнению главного технолога ЗАО «ВАД» Дмитрия ПАХАРЕНКО, несмотря на все преимущества метода Superpave, его нельзя без изменений копировать и внедрять в России.

«Сначала необходимо создать и оснастить приборами несколько лабораторных центров, обучить специалистов, – говорит он. – И накапливать статистические данные по свойствам вяжущих и асфальтобетона. И только после детального анализа полученных данных можно приступать к нормированию системы в России».

РОсавтодор взялся за совершенствование нормативно-правового регулирования в части производства и применения современных полимерно-битумных материалов в дорожном хозяйстве (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Росавтодор взялся за совершенствование нормативно-правового регулирования в части производства и применения современных полимерно-битумных материалов в дорожном хозяйстве
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Некоторые методики испытаний необходимо будет адаптировать с учетом особенностей применяемых строительных материалов, климата и особенных условий движения. Например, в технологии Superpave отсутствует методика определения устойчивости асфальтобетона к действию шипованных шин, потому как в США они запрещены. Показатели по влагонасыщению и морозостойкости на экспериментальном участке также оказались невысоки.

«На данном этапе внедрения методологии Superpave завершается создание фонда нормативно-технических документов, позволяющих проводить корректирование состава асфальтобетонных смесей с учетом климатических условий, имеющихся материалов, – рассказывает Александр Бухтояров. – Готовится план по этапному внедрению требований к битумам на основе Superpave на сети федеральных дорог Северо-Западного, Центрального, Южного и Дальневосточного федеральных округов».

АНО «НИИ ТСК» провело исследования по эффективности внедрения вяжущих битумных материалов в американской системе. В США, где была разработана технология, уже проведены работы по ее усовершенствованию, создано следующее поколение системы – Superpave Plus. Это также говорит в пользу точки зрения тех специалистов, которые с осторожностью относятся к широкому внедрению в России американской системы.

Любовь Ежелева

РОСАВТОДОР: ФАКТЫ И ПЛАНЫ

В 2014 году Росавтодор осуществлял деятельность в рамках шести государственных и шести федеральных целевых программ.

Объем ассигнований из федерального бюджета на дорожное хозяйство составил 430,2 млрд рублей, из которых на строительство и реконструкцию федеральных дорог было выделено 148,7 млрд рублей, на ремонт и содержание – 208,9 млрд рублей, на предоставление трансфертов субъектам Российской Федерации – 60,5 млрд рублей.

На федеральных автомобильных дорогах в 2014 году введено в эксплуатацию 581,7 км.

На территории Санкт-Петербургского транспортного узла построены подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга и транспортная развязка на подъезде к строящемуся морскому порту Бронка от кольцевой автомобильной дороги вокруг города.

В части дорожно-эксплуатационных работ в 2014 году завершен переход на 100-процентное финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог исходя из нормативов затрат. После капитального ремонта и ремонта введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 9529,2 км.

В 2015–2017 годах деятельность Росавтодора осуществляется в рамках пяти государственных программ и пяти федеральных целевых программ.

В ближайшие три года на дорожное хозяйство планируется выделить:
в 2015 году – 573,9 млрд рублей,
в 2016 году – 548,1 млрд рублей,
в 2017 году – 633,4 млрд рублей.

Однако в 2015 году поставлена задача проведения дополнительной приоритизации мероприятий государственных программ с учетом сокращения расходов в среднем на 10%.

Объем финансирования строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог на 2015 год принят в размере 92 млрд рублей, то есть снижен на 27% по сравнению с первоначально установленным в федеральном бюджете объемом и на 33% по сравнению с утвержденной федеральной целевой программой.

В целом по ФЦП планируется ввести в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог общей протяженностью:

в 2015 году – 324,6 км,
в 2016 году – 360,5 км,
в 2017 году – 384,7 км.

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X