Актуальное

Правки плану не помогут

Александр Холоднов, заместитель генерального директора института территориального планирования «Урбаника»

Александр Холоднов
Александр Холоднов

Новый пакет поправок в действующий Генеральный план Санкт-Петербурга не в состоянии решить накопленные градостроительные проблемы, главной из которых является слабая увязка функционального зонирования и инфраструктурных планов города.

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко подписал законопроект о внесении изменений в действующий генеральный план города до 2018 года. Прежде чем попасть на стол к губернатору, разработанные поправки проходят согласования в профильных городских комитетах, процедуру публичных слушаний и рассмотрение в Законодательном собрании Санкт-Петербурга. Таким образом, принятый десять лет назад генеральный план постоянно находится в стадии корректировки. Напомним, это уже пятая корректировка Генерального плана Санкт-Петербурга, принятого в декабре 2005 года. Предыдущие четыре поправки были внесены соответственно в 2008, 2009, 2010 и 2013 годах. Жизненный цикл внесения изменений в генеральный план составляет около двух лет.

Стратегия или тактика

С одной стороны, генплан – это стратегический документ, в котором отражаются долгосрочные пространственные приоритеты развития города. В первую очередь он должен отвечать на вопросы: где и почему? На какую численность населения мы рассчитываем? Где будут расположены основные точки роста и знаковые объекты – новые жилые районы, деловые центры, промышленные зоны, транспортные магистрали, стадионы, университеты, парки, вокзалы, станции метро? Почему именно так, а не иначе? Как это все увязать между собой по срокам и возможностям бюджета? Это пространственный каркас развития города, на который ориентируются инвесторы при реализации своих проектов.

С другой стороны, Градостроительный кодекс требует от генерального плана четкости и определенности в отношении функцио­нального назначения каждого земельного участка и точного местоположения планируемых объектов капитального строительства. Очевидно, что эта задача требует детальной проработки и регулярного уточнения границ отдельных зон и объектов, – нормальный рабочий процесс. По большому счету эта деятельность должна осуществляться на уровне проектов планировки, но город практически не занимается этой работой, отдав ее на откуп девелоперам. Поэтому в генплане стараются отразить все нюансы относительно зонирования сложившихся территорий. Получается, генеральный план должен объять необъятное – служить одновременно стратегическим и тактическим документом. В результате должного внимания не уделяется ни одной ни другой задаче.

Час икс

Основные проектные решения генерального плана 2005 года были рассчитаны на десять лет. Час икс настал. Стоит оглянуться на достигнутые результаты. Население действительно выросло до запланированной отметки в 5 млн человек, а застройщики вышли на целевой уровень 3,5–4 млн кв. м жилья в год.

Вид на Адмиралтейство (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Вид на Адмиралтейство
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

При этом фактически освоено не более половины территорий, предполагавшихся под развитие жилищного строительства. Не застроенными к расчетному сроку остались, в частности, десятки гектаров под многоквартирную застройку в Каменке, на землях племзавода «Ручьи» и Пулковских высот.

Зато оставшиеся площадки осваивались с удвоенной эффективностью – новостройки достигли в высоту 20–25 этажей, а плотность застройки участков – 15 000–20 000 кв. м на гектар. Острый дефицит школ и детских садов в Лахте, Каменке, Шушарах, «Северной долине», на юго-западе и в ряде других новых районов комплексного освоения становится общегородской проблемой.

Отстает реализация ряда крупнейших инфраструктурных проектов, намеченных к 2015 году. Если говорить о самых амбициозных, то планы строительства метро реализованы не более чем на 30%, постоянно откладывается строительство Большого Смоленского моста, снято с повестки дня даже обсуждение строительства Ново-Адмиралтейского моста, Орловского тоннеля и ряда других важных для города объектов. Принимаемый сейчас проект внесения изменений в генеральный план переносит расчетный срок с 2015 на 2018 год.

На фоне отставания темпов развития инфраструктуры город продолжал расширять территории под многоквартирную жилую застройку. В результате первых четырех поправок в генеральный план в зону многоэтажного жилья были переведены крупные массивы участков в Красногвардейском, Приморском, Пушкинском, Невском, Красносельском районах. На этих площадках могут разместиться новые микрорайоны на несколько сотен тысяч человек. Таким образом, планы по развитию территории перестали стыковаться с демографическим прогнозом (он остается без изменений с 2005 года по настоящий момент).

Петербургу необходим новый генплан, в котором будет предложен правдоподобный сценарий развития

В этом контексте бессмысленным стал разговор об увязке жилищного строительства с развитием транспортной инфраструктуры, инженерных сетей, социальных объектов, не говоря уже о возможностях бюджета. В сложившейся ситуации городские власти были вынуждены признать, что не в состоянии обеспечить проекты комплексного освоения инфраструктурой, и переложили соответствующие обязательства на плечи застройщиков. Город показал себя ненадежным деловым партнером и обрел головную боль с инфраструктурным обеспечением новостроек на долгие годы вперед.

Функциональное зонирование

По информации, опубликованной на официальном сайте комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, изменения в генеральном плане коснулись порядка 47% от общей площади города. В территориальной структуре Санкт-Петербурга произошли значительные преобразования.

Наиболее существенные изменения коснулись перспективных жилых зон. Около 400 га на периферии было исключено из зоны многоквартирной застройки. Под сокращение попал аэродром в Горской с прилегающими территориями площадью 300 га, где год назад Смольный договорился с фондом РЖС развивать жилье экономкласса. Кроме того, город отказался от развития под многоэтажную застройку участка площадью 70 га между поселком Металлострой и микрорайоном Рыбацкое, а также от участка в 30 га в поселке Саперный.

Новостройки (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Новостройки
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

При этом в генплане появились новые площадки под многоквартирную жилую застройку общей площадью порядка 700 га. Крупнейший жилой массив на 200 га появится между Колпино и Московским шоссе, еще примерно 150 га под многоэтажное жилье показано на намывных территориях Васильевского острова. Под многоквартирную застройку преобразуются участки промзон общей площадью около 120 га. В частности, жилье планируется возвести на месте заводов «Пластполимер», «Химволокно» на Ржевке, на территории завода «Знамя Труда» в районе Большой Охты, а также на месте пивоваренного завода «Вена» на Фарфоровской улице. Новые площадки размером 20–30 га выделены в Полюстрово по проспекту Маршала Блюхера, а также в Горелово. Микрорайон на 80 га появится в Петергофе рядом с Университетом, еще столько же выделено под развитие многоквартирной застройки в Кронштадте.

Территории под развитие общественно-деловых и производственных зон по сравнению с предыдущей редакцией генплана изменились незначительно. Среди наиболее существенных преобразований отметим крупный административный район на намывных территориях Васильевского острова, новую промзону почти на 100 га в районе пересечения Киевского и Красносельского шоссе, а также расширение порта Бронка за счет акватории Финского залива.

Острая дискуссия развернулась вокруг судьбы рекреационных зон, которым угрожает застройка. Самая серьезная борьба идет по поводу строительства православного храма в парке «Малиновка». В конечном итоге депутаты проголосовали за выделение в парке участка общественно-деловой зоны, но его площадь будет в пять раз меньше, чем предполагалось изначально.

К наиболее существенным достижениям сторонников сохранения зеленых насаждений можно отнести перевод из зоны жилой застройки в рекреационную зону широкой зеленой полосы по проспекту Маршала Блюхера. Кроме того, предложено разбить парк площадью 35 га на месте промзоны между Митрофаньевским шоссе и Старообрядческой улицей недалеко от станции метро «Московские ворота».

Планы строительства метро в Петербурге реализованы не более чем на 30%

Также в новой редакции генерального плана решено отказаться от идеи развития рекреационных зон на основе преобразования существующих лесов и лесопарков. В частности, будут сохранены леса вокруг Зеленогорска и Комарово, Сестрорецкого Разлива и Белоострова, между Ольгино и Лисьим Носом. В первозданном виде останутся Тарховский, Новоорловский и часть территории Юнтоловского лесопарков, которые в свое время позиционировались в качестве благоустроенных рекреационных зон девелоперами жилых районов «Новоорловский», «Новый берег» и «Юнтолово».

В части функционального зонирования можно заметить первые признаки разворота от экстенсивной модели развития города к интенсивной. Если в предыдущих поправках в генплан жилые зоны активно прирастали площадками рядом с Кольцевой автодорогой и за ее пределами, то в последней редакции на периферии установилось равновесие: новые территории, включаемые в жилую функцию, по площади сопоставимы с территориями, где жилье больше не планируется.

Сейчас основной прирост новых жилых зон достигнут за счет освоения территорий в непосредственной близости от центра – в «сером» поясе и на намывных территориях Васильевского острова. При этом общий тренд на прирост населения сохраняется: всего по результатам внесенных изменений в Санкт-Петербурге можно будет дополнительно построить порядка 3 млн кв. м жилья.

Инфраструктурная неопределенность

Небольшой сюрприз преподнес раздел, посвященный строительству метро. Предложения по развитию городской подземки, представленные в последней редакции проекта закона о внесении изменений в генеральный план, отличаются от отраслевой схемы развития метрополитена в Санкт-Петербурге, откорректированной в 2013 году. В частности, согласно поправкам в генплан, Фрунзенский радиус предлагается продлить лишь на одну станцию – до «Проспекта Славы». При этом фактически сейчас ведутся работы по трем станциям: «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары», которые планируется завершить к 2018 году.

Многоэтажный дом (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Многоэтажный дом
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Также по непонятной причине в последнюю редакцию генплана не попала станция метро «Большой проспект», которую вместе с «Театральной» ранее было решено ввести в эксплуатацию к 2018 году. Также без метро в среднесрочной перспективе останется и Кудрово. Зато без изменений по сравнению с отраслевой схемой остались планы развития зеленой ветки – к чемпионату мира по футболу рядом со стадионом «Зенит Арена» появится станция метро «Новокрестовская», а неподалеку от парка 300-летия Санкт-Петербурга откроется станция «Улица Савушкина», которая в том числе будет обслуживать строящийся МФК «Лахта центр».

Кроме этого, последняя редакция генплана предлагает уже к 2017 году открыть станцию метро «Шуваловский проспект» и построить объекты Красносельско-Калининской линии от «Обводного канала» до станции «Юго-Западная». Напомним, согласно отраслевой схеме развития метрополитена, данные объекты должны были появиться лишь после 2020 года.

Не прибавилось конкретики в отношении развития нового вида пассажирского транспорта – надземного экспресса. Судя по всему, окончательное решение по данному вопросу, как и выбор первоочередного участка, отложено до проведения комплексного технико-экономического обоснования. А пока в графических материалах генплана показана густая сеть легкорельсового трамвая и надземного экспресса, которая связывает между собой все спальные районы и приходит в аэропорт Пулково.

Тактические поправки в генеральный план не в состоянии решить накопленные градостроительные проблемы Петербурга, скорее они могут лишь усугубить их

Планирование развития инфраструктуры – яркий пример непоследовательности градостроительной политики в Санкт-Петербурге. Не успели привыкнуть к новой схеме развития метрополитена – генплан предлагает новую последовательность ввода станций. Смирились с отказом от строительства Орловского тоннеля и Ново-Адмиралтейского моста – видим, что эти объекты в генплане сохранились.

На намывных территориях Васильевского острова показывается активное развитие жилых и общественно-деловых зон, при этом исключаются решения по развитию там объектов инженерной инфраструктуры и не показывается развитие улично-дорожной сети. Слабая увязка функционального зонирования и инфраструктурных планов остается одним из существенных недостатков современного Генерального плана Санкт-Петербурга.

Не обновлять, а создавать

Стоит признать: генеральный план 2005 года к сегодняшнему дню утратил актуальность. Разбалансировка инвестиционных планов и экономических возможностей, постоянная смена приоритетов в развитии инфраструктуры, точечный подход к развитию новых территорий под жилищное строительство без учета общегородского контекста – реалии сегодняшнего дня. Как следствие, мы наблюдаем усугубление транспортных и социальных проблем, значительное отставание развития инфраструктуры, наметившуюся тенденцию к ухудшению качества жизни людей, особенно в новых районах.

Микрорайонная застройка (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Микрорайонная застройка
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Универсальных рецептов по решению городских проблем не существует. Это значит, что разработку нового генерального плана Санкт-Петербурга должна предварять серьезная системная подготовительная работа. Причем приоритеты пространственного развития города должны вырабатываться не в закрытом режиме, а определяться по итогам диалога между городской властью, представителями бизнеса, профессиональным сообществом и общественными организациями. Это принципиальный момент, поскольку до сих пор в городе отсутствует общественное согласие по формату сохранения и развития исторического центра, о судьбе «серого» пояса, по модели реконструкции спальных районов и принципам развития пригородных территорий. До тех пор пока основные стороны не будут услышаны, любые градостроительные решения станут сопровождаться острыми конфликтами интересов.

Городские власти были вынуждены признать, что не в состоянии обеспечить проекты комплексного освоения инфраструктурой, переложив это на застройщиков

Новый генеральный план должен опираться на реалистичный социально-экономический прогноз. Горькая правда лучше неоправданных иллюзий. Анализ реальных бюджетных возможностей позволит трезво оценить планы развития инфраструктуры, по-новому посмотреть на целесообразность дальнейшего экстенсивного развития городских территорий. Недопустима ситуация, когда в новых микрорайонах инфраструктура развивается в лучшем случае лишь наполовину от необходимого уровня. Городу необходимы новые стандарты качества жизни, которые должны быть отражены как в региональных нормативах градостроительного проектирования, так и в самом генеральном плане.

Тактические поправки в существующий генеральный план не в состоянии решить накопленные градостроительные проблемы Санкт-Петербурга, скорее они могут лишь усугубить их. Городу необходим совершенно новый документ, в котором будет предложен правдоподобный сценарий развития территории на основе имеющихся социально-экономических реалий. По информации комитета по градостроительству и архитектуры, новый генеральный план Санкт-Петербурга предполагается разработать и принять к 2018 году.

В рамках проекта «Итоги работы строительной отрасли в первом полугодии 2015 года», приуроченного к Дню строителя, журнал СГХ провел опрос руководителей структур из различных сегментов рынка. Участников опроса мы попросили назвать ключевые события или решения, принятые на федеральном и региональном уровнях и оказавшие значимое влияние на строительную отрасль в текущем году. Также эксперты перечислили ключевые тенденции в тех сферах деятельности, в которых они специализируются.
Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X