Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Полтавченко: Не планируем принимать все подряд, что предлагают инвесторы

Власти Петербурга отдадут предпочтение комплексным инвестиционным проектам, при реализации которых возможен синергетический эффект.

Георгий Полтавченко (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Георгий Полтавченко
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Выступая на V съезде строителей СЗФО, губернатор Санкт-Петербурга Георгий ПОЛТАВЧЕНКО подчерк­нул, что строительная отрасль является одной из ключевых в экономике как Северо-Западного региона, так и всей России в целом. В преддверии профессионального праздника строителей Георгий Полтавченко рассказал журналу «Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области» о перспективах развития отрасли и о поиске компромисса во взаимоотношениях между строительным бизнесом и властью.

– Вы не раз отмечали, что за счет синергетического эффекта строительная отрасль вносит огромный вклад во все сферы жизни, является своеобразным локомотивом развития экономики…

– В Петербурге около 40% всех заказов в системе государственных закупок связано со строительством. Это дает возможность загружать мощности сотен предприятий и компаний, создает предпосылки для стабилизации и роста экономики. Добавьте сюда сотни тысяч наших горожан, которые трудятся на строительных объектах, в проектных организациях, на производстве строительных материалов, то есть напрямую живут за счет отрасли. А еще тысячи покупателей жилья, благодаря которым город продолжает строиться даже в самые сложные времена. Кроме того, крупнейшие застройщики несут важную социальную нагрузку. Они за свой счет строят и безвозмездно передают городу социальные объекты – детские сады и школы. Поэтому сомневаться в том, что строители самым серьезным образом влияют на экономику города, нет никаких оснований.

– Строителям предлагают строить за свой счет и инженерную инфраструктуру. Но разве это не долг государства?

– К концу благополучного для Санкт-Петербурга десятилетия, я имею в виду с 2001 по 2011 год, за городом накопилось обязательств по строительству инфраструктуры на два годовых бюджета. А ведь это были годы, когда городская экономика росла самыми высокими темпами в стране. Как думаете, какой была бы эта цифра сейчас, если бы мы продолжали следовать тем же курсом при сокращении темпов роста?

Строительство центрального участка ЗСД, соединяющего Крестовский и Васильевский острова  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Строительство центрального участка ЗСД, соединяющего Крестовский и Васильевский острова
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Еще до санкций президент России Владимир ПУТИН расставил точки над «i», сказав, что возврат к докризисной модели роста экономики невозможен. И это касается всех сфер жизни, в том числе строительства. Споров и обид было много. Но в конце концов разум и ответственность возобладали над эгоизмом отдельных застройщиков. И тогда – с согласия самих застройщиков – в городе были установлены новые правила. Застройщики либо сами строят инфраструктуру на определенных условиях, либо делают добровольные взносы, если на их земельных участках детский сад или школу построить уже невозможно физически. И город на эти деньги обеспечивает инфраструктурой соседние территории. Такой подход хотя бы оградит Петербург от появления новых микрорайонов, в которых нет ни дорог, ни школ, ни детских садов, ни мест для отдыха.

– На последнем съезде строителей вы объявили, что в ближайшей перспективе город вместо покупки жилья для очередников будет строить его самостоятельно. Почему приняли такое решение?

– Причина лежит на поверхности: строить самостоятельно дешевле. Президент РФ назвал строительство за бюджетный счет одним из главных резервов экономии средств для бюджета. Это очевидно, если сравнить стоимость квадратного метра при строительстве бюджетного жилья в Санкт-Петербурге и в случае его закупки. Закупочная цена, установленная по нормативам для нашего города, в начале 2015 года составляла порядка 57 000 рублей за квадратный метр. А самостоятельно мы можем строить по 44 000 рублей за метр. Как видите, разница существенная.

– Тогда почему не строили раньше?

– Потому что у нас не было готовых участков земли, обеспеченных проектами планировки и межевания. На настоящий момент мы зарезервировали достаточное количество подготовленных и сформированных участков, на которых можно вести бюджетное строительство. Поэтому со следующего года планируем более активно строить жилье сами. Надеюсь, сможем возводить от 200 000 до 500 000 кв. м в год. Хотя покупать жилье мы тоже будем. И не только потому, что квартир городу нужно много, чтобы обеспечивать жильем всех тех, кого мы должны обеспечивать по закону. Но в условиях нестабильного рынка госзаказа на строительство жилья это реальная финансовая поддержка застройщиков.

– В последнем ежегодном отчете Законодательному собранию вы упомянули, что в 2014 году построено рекордное количество жилья – 3,2 млн кв. м, а также 177 объектов коммунального и транспортного строительства, 28 объектов здравоохранения, физической культуры и спорта, 18 объектов образования. При этом признали, что сохранить такие объемы в текущем году «вряд ли получится». Почему?

– Прежде всего потому, что участникам рынка нужно время, чтобы привыкнуть к новым ценам на стройматериалы, все хорошенько просчитать и перестроить механизмы финансирования. Поэтому мы продлили сроки реализации большинства инвестиционных проектов, владельцы которых обратились к нам с такой просьбой. Их порядка 80. Мы продолжаем работать над упрощением процедуры согласования объектов. Надеюсь, нам удастся сократить общий срок согласования проектов с двух-трех лет до одного года.

Макет транспортной развязки грузового порта "Бронка"  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Макет транспортной развязки грузового порта “Бронка”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Несмотря на то что мы очень внимательно относимся ко всем инвестиционным предложениям, в ближайшие годы не планируем принимать все подряд, что предлагают инвесторы. И на то есть несколько причин. Во-первых, у нас на приоритетном месте стоят не интересы инвестора, а интересы Петербурга и петербуржцев. Во-вторых, рынок жилья Санкт-Петербурга в некоторых сегментах уже близок к насыщению. Я предупреждал об этом еще в самом первом своем ежегодном отчете Законодательному собранию и призывал строительное сообщество менять подходы к качеству возводимого жилья. В-третьих, по факту из бюджета все равно требуются затраты на инфраструктуру и коммуникации. А в данный момент взять эти деньги просто неоткуда. Причем, если брать у инвестора деньги по принципу «чего изволите», чтобы пополнить бюджет любой ценой, получится замкнутый круг.

Главное – принимать взвешенные градостроительные решения

Поэтому предпочтение будет отдаваться проектам комплексного развития – тем, где возможен синергетический эффект. Чтобы там было и где жить, и где работать, и как добраться, и где провести свободное время. В качестве примеров полезных инвестпроектов могу назвать город-спутник «Южный», порт Бронка и Большой порт Санкт-Петербург. Два последних помогут городу решать стратегические задачи – выводить грузовые потоки, создавать новые рабочие места, запустить редевелопмент исторических территорий и повысить качество жизни людей вокруг зон развития.

– Раз уж мы заговорили о крупных проектах, как вы считаете, какие, помимо трех перечисленных, обязательно реализуются в нашем городе в ближайшей перспективе, а какие – только при благоприятном стечении обстоятельств?

– Для себя я бы условно разделил все проекты на три группы. Первая – это то, что появится в любом случае, несмотря ни на какие внешние факторы. Причем именно в те сроки, которые мы для себя наметили. Помимо Западного скоростного диаметра и достройки стадиона на Крестовском острове это, в частности, развитие транспортной системы Колпинского района, строительство новых выездов из Приморского района и строительство 13 новых станций на четырех линиях Петербургского метрополитена. Уже переходят в стадию реализации проекты транспортного обхода центра (ТОЦ) по Обводному каналу и набережной Макарова со строительством моста через остров Серный и подключением магистралей непрерывного движения к ЗСД. Правда, в этом случае, как и при строительстве метро, мы рассчитываем на софинансирование из федерального бюджета. К счастью, интересы Санкт-Петербурга здесь совпадают с государственными интересами, связанными с проведением чемпионата мира по футболу.

– То есть мундиаль поможет Петербургу значительно улучшить дорожно-транспортную систему и тем самым решить ряд городских проблем, связанных с улично-дорожной сетью?

– А что в этом плохого? Благодаря зимней Олимпиаде Сочи превратился в самый современный курортно-спортивный регион России. Если вспомнить недавнее прошлое, то к 300-летию наш город получил кольцевую автодорогу и восстановил разорванную Кировско-Выборгскую линию метро. Эти проекты были реализованы в рамках государственных программ. Кроме того, мы уже включились в программу подготовки к чемпионату мира. Развязка на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе строится в том числе и на деньги федерального бюджета, полученные в рамках подготовки к ЧМ-2018.

– Уточните, пожалуйста, сколько средств планируется выделить на транспортную инфраструктуру к чемпионату мира по футболу из федерального бюджета?

– Пока утверждено финансирование строительства двух объектов. Это путепроводная развязка на пересечении Пулковского шоссе с Дунайским проспектом, о которой я говорил ранее, и участок Невско-Василе­островской линии метрополитена от станции «Приморская» до станции «Улица Савушкина», включая станцию «Новокрестовская». В течение четырех лет на эти объекты из федерального бюджета планируется выделить 19,8 млрд рублей, из которых 14 млрд – на строительство метро, а 5,8 – на сооружение развязки.

– Возвращаясь к инвестиционным проектам, что вы имели в виду, говоря о трех группах? С первой все ясно, а какие проекты относятся к двум другим?

– Вторая группа – проекты, которые тоже будут реализованы в обязательном порядке, но не любой ценой, а только тогда, когда на них появятся деньги. Например, строительство линии «Аэроэкспресса» или легкорельсового трамвая. Город в них заинтересован, но только за счет средств городского бюджета мы их не потянем. Сюда же можно отнести и новые переправы через Неву, хотя на эти проекты мы вряд ли получим федеральное софинансирование.

Новостройки в историческом центре Петербурга  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Новостройки в историческом центре Петербурга
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

К третьей группе я отношу те серьезные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, которые просто ждут своего часа. Они очень нужны Петербургу, но могут быть реализованы только с привлечением внебюджетных инвестиций на основе государственно-частного партнерства. К примеру, скоростная широтная магистраль в створе Фаянсовой и Зольной улиц с выходом на КАД возможна только при участии частного капитала. По объемам сносов и выкупа земли она слишком затратна для бюджета. Еще один проект – мост в створе Большого Смоленского проспекта. Кроме того, отдельные элементы транспортного обхода центра могут быть реализованы с применением контракта жизненного цикла.

Вообще, на мой взгляд, главное – принимать взвешенные градостроительные решения. Если они соответствуют интересам развития города на перспективу, то сохраняют свою актуальность на много десятилетий или даже столетий вперед. Дамбу в Финском заливе для защиты Петербурга от наводнений предлагали строить еще императору Александру I. Почти двести лет спустя мы ее построили при активном участии федерального центра.

– Еще одна серьезная городская проблема – развитие промышленного пояса. Есть ли какие-то планы по перспективам этих территорий или в связи с кризисом они могут подождать?

– Лично я с принципами застройки «серого» пояса уже определился. Треть территории можно отдать под жилье, треть – обязательно – под зеленые насаждения, треть – под создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Но менять функциональное назначение этих земель следует не раньше, чем мы законодательно закрепим на уровне города приоритеты территориального развития. После этого можно будет предоставить бизнесу возможность управления той или иной территорией.

– Вы имеете в виду принятие нового генерального плана развития города, которое намечено на 2018 год?

– В первую очередь. Приняв в прошлом году Стратегию-2030, мы тем самым заявили о переходе к новым принципам управления городом и его развитием. Стратегии должны соответствовать абсолютно все программы развития Петербурга. И прежде всего – генеральный план, который определяет приоритеты комплексного территориального развития города и должен воплощать замысел стратегии во времени и пространстве. Так сказать, привязывать стратегию к ландшафту. Кроме того, он должен учитывать изменения структуры экономики и размещения производственных ресурсов, целевые стандарты качества жизни и городской среды.

Церемония открытия второго вестибюля станции метро "Спортивная"  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Церемония открытия второго вестибюля станции метро “Спортивная”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Увязка двух этих документов – стратегии и генерального плана – важнейшая задача. Она настолько серьезна и многогранна, что мы приняли решение перенести принятие нового Генерального плана Санкт-Петербурга на 2018 год. И контроль за этим важнейшим направлением я поручил своему специальному представителю по вопросам развития экономики, одному из активных разработчиков Стратегии-2030 Анатолию Котову.

Но при этом и три ближайших года тоже нельзя вычеркивать из жизни города. Последние корректировки, утвержденные в июне в Законодательном собрании, были направлены на то, чтобы упорядочить и уже сегодня «застолбить» земельные участки в общих интересах, в интересах всего Петербурга. Приятно, что более 30 предложений касалось изменения различных функциональных зон на зону рекреационного назначения «Р2». Это зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением отдельных объектов в рамках закона. В частности, комиссия поддержала предложения по изменению на зону «Р2» территорий, которые занимают сквер на ул. Бабушкина, 40, Ломоносовский сквер, Деминский сад, Фарфоровское кладбище и многие другие объекты, судьба которых беспокоила петербуржцев.

Город старается поддерживать строительную отрасль

К сожалению, часть предложений пришлось отклонить. Например, те, в которых предлагалось исключить из генплана целый ряд перспективных транспортных магистралей. Логика здесь та же, что и в разговоре с инвесторами, – интересы города в целом важнее интересов отдельных его жителей. При этом, безусловно, не исключены компромиссы. В частности, была разработана новая трассировка перспективных улиц в районе бывшего Митрофаньевского кладбища. Движение транспорта пойдет в обход этой территории. А магистраль № 7, как я уже говорил, необязательно прокладывать по территории Удельного парка. Она может перейти в тоннель или эстакаду – и парк сохраним, и магистраль построим.

– Компромиссы нужны не только генеральному плану. Строительное бизнес-сообщество никак не может договориться с чиновниками по поводу региональных нормативов градостроительного проектирования. Это ведь тоже важный документ развития города. Даже неспециалисту ясно, что нормативы для исторического центра и кварталов новой застройки не могут быть едиными…

– Если мы хотим сохранить историческую застройку Петербурга, к ней нельзя предъявлять те же требования по перекрытиям, санитарии, инсоляции и т. д., что и к новым районам. Уверен, что компромисс обязательно будет найден. Создание комфортной городской среды – общая задача власти и бизнеса. Разумный баланс между интересами бизнеса и потребностями жителей Петербурга необходим, причем не только в историческом центре.

Город старается поддерживать строительную отрасль. Мы попросили федеральное правительство принять ряд налоговых льгот для застройщиков. Санкт-Петербург совершенствует инвестиционное законодательство. В городской закон «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» внесены существенные поправки. Статус стратегического теперь может быть присвоен проектам с объемом капиталовложений не менее 1,5 млрд рублей. Напомню, что раньше эта цифра была в десять раз больше. Кроме того, изменения, внесенные в Земельный кодекс, дают стратегическим инвесторам Санкт-Петербурга право получать земельные участки с целевым назначением. Это почти в два раза снижает затраты на приобретение участка по сравнению с участием в процедуре торгов.

Мы радикально упрощаем процедуры получения разрешительной и градостроительной документации. В соответствии с требованиями президента России в Санкт-Петербурге в самое ближайшее время будет создано «единое окно», где можно будет получить согласованные разрешительные документы на строительство.

– Это могло бы стать хорошим подарком ко Дню строителя…

– О точных сроках говорить пока рано. Но движемся мы в правильном направлении. На последнем ПМЭФ это подтвердил прогресс Санкт-Петербурга в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата – из пятой группы наш город переместился сразу по вторую. Так что шаг навстречу строителям по улучшению регуляторной среды одновременно станет для города еше и шагом вверх в Национальном рейтинге.

Беседовала Лилиана Глазова

Печатная версия интервью – “Ставка на синергию” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 159, август, 2015 г.)

Похожие сообщения

X