Актуальное
160_600_Поплавок_уши_Строим_добро

Дорожно-транспортные приоритеты Петербурга и Ленобласти

В ноябре 2015 года станет известно, какие проекты заберет федеральная программа, а какие останутся регионам.

Заседание Координационного совета по развитию транспортной системы  Изображение с сайта: www.gov.spb.ru  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Заседание Координационного совета по развитию транспортной системы
Изображение с сайта: www.gov.spb.ru
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

На последнем заседании Координационного совета по развитию транспортной инфраструктуры двух регионов обсуждали исполнение Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года и определяли новые приоритетные проекты и варианты их финансирования. По словам министра транспорта РФ Максима СОКОЛОВА, санкт-петербургский транспортный узел играет значительную роль в экономике страны благодаря не только своему уникальному географическому положению – близости к странам Европейского союза, но и концентрации всех видов транспорта на сравнительно небольшой территории.

Программный подход

Поэтому федеральная власть уделяет значительное внимание его состоянию, выделяя финансирование в рамках специальной программы «Развитие транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года». Основная задача данной программы – формирование национального транспортно-логистического и дистрибутивного центра Европейской части России. Попутно планируется ликвидировать имеющиеся ограничения транспортной инфраструктуры двух регионов, снизить аварийность на автомобильных дорогах, повысить доступность общественного транспорта, стимулировать рост пассажирских перевозок, уменьшить негативное влияние транспорта на окружающую среду, внедрить интеллектуальные транспортные системы и провести комплексную информатизацию работы всех видов транспорта.

Разработаны два варианта реализации программы: консервативный и целевой. Согласно первому, объем финансирования составит 721,9 млрд рублей, в том числе 210,5 млрд из федерального бюджета, 259 и 13,7 млрд – из бюджетов города и области соответственно. ОАО «Российские железные дороги» и ГК «Автодор» израсходуют соответственно 36,7 и 58,0 млрд рублей, а внебюджетных средств привлекут 133,9 млрд рублей.

По второму варианту на реализацию программы планируется израсходовать 1,6 трлн рублей, в том числе из федерального бюджета 868 млрд рублей, из бюджетов Петербурга и Ленинградской области соответственно 345 и 15,9 млрд рублей, ОАО «РЖД» вложит 64,8 млрд рублей, ГК «Автодор» – 58 млрд рублей, внебюджетные средства составят 227,5 млрд рублей. В последний на данный момент вариант программы включен специальный раздел «Основания для привлечения федеральных средств». «Именно целевой вариант позволяет в полном объеме достичь цели и решить задачи развития санкт-петербургского транспортного узла», – отметил генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл ПОЛЯКОВ.

СПРАВКА

Целевой вариант реализации Программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года (проект) предусматривает:
•    ввод в эксплуатацию 650 км железнодорожных линий, что даст увеличение грузоперевозок до 246,3 млн т в год;
•    строительство грузового аэропорта Усть-Луга с 6 вертолетными площадками, это позволит увеличить пассажирские авиаперевозки до 19 млн человек в год, а грузовые – до 60 млн т в год;
•    объем перевалки грузов в морских портах достигнет 272 млн т в год, а перевозок пассажиров морским транспортом – 3,9 млн человек в год;
•    ввод в эксплуатацию 729 автомобильных дорог общего пользования в Ленинградской области, 202 км улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, строительство 24 путепроводов через
железнодорожные пути;
•    строительство 5 новых крупных терминально-логистических центров и «терминальных деревень», создание 2 портово-промышленных зон в районе портов Усть-Луга и Бронка;
•    ввод в эксплуатацию 16 новых станций и 31,8 км новых линий метрополитена, 55 км линий легкорельсовоготранспорта, строительство 6 транспортно-пересадочных узлов (Парнас – 2017 год, Купчино – 2017 год, Рыбацкое – 2018 год, Шушары – 2020 год, Кудрово – 2020 год, Девяткино – 2021 год).

Выступая на ХIХ Петербургском международном экономическом форуме, Максим Соколов признал: «Инвестиций в транспортную отрасль всегда не хватает, тем более бюджетных». Поэтому, пояснил он, федеральная стратегия развития транспортной инфраструктуры в настоящее время пересматривается для того, чтобы сосредоточиться только на тех проектах, которые обеспечивают прорывное развитие транспортной системы. В их числе: развитие железной дороги БАМ-Транссиб, Северного морского пути и строительство скоростной автотрассы «Западный Китай – Европа», старт которому был дан в дни работы форума.

Одним из таких проектов также является трасса М-11. Именно в этом проекте Максиму Соколову видятся большие возможности по привлечению внебюджетных средств. «Помимо того что данный проект даст мощнейший импульс развитию всех регионов, смежных отраслей промышленности и экономики, по территории которых он пройдет, – отметил министр, – этот проект станет примером генерации внебюджетных инвестиций, поскольку большинство участков трассы будут реализованы на принципах ГЧП либо в виде концессий, либо в виде контрактов длительного цикла. И речь не только о Москве и Санкт-Петербурге, где возможность возврата инвестиций достаточно высока, но и о других регионах – Поволжье, Татарстане, Башкирии, Оренбургской области».

Выбор приоритетов

Выступая на заседании, Кирилл Поляков сделал акцент на развитии общественного пассажирского транспорта. По его словам, одна из главных проблем низкого качества жизни в Ленинградской области заключается не только в плохом состоянии автомобильных дорог, но и в ухудшении работы пригородного железнодорожного транспорта. «Слишком большие интервалы в движении электропоездов увеличивают нагрузку на автомобильный транспорт, требуют открытия новых автобусных маршрутов, что небезопасно для жителей региона, учитывая состояние дорог», – отметил он. Поэтому одной из приоритетных задач ближайшей пятилетки станет развитие легкорельсового транспорта (ЛРТ) и транспортно-пересадочных узлов.

Строительство трассы М-11  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Строительство трассы М-11
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Первой начнут строить линию ЛРТ в Сертолово (Ленинградская область) – от станции метро «Парнас» (Санкт-Петербург). Этот проект наиболее подготовлен. Протяженность маршрута 14,8 км, причем почти половина – 7,2 км – пройдет по искусственным сооружениям. Разработчики полагают, что вначале линией будут пользоваться чуть больше 40 000 человек в сутки, но к моменту окончания периода окупаемости (2035 год) пассажиропоток составит уже свыше 127 000 человек в сутки. Стоимость строительно-монтажных работ, включая строительство депо, в ценах 2013 года составила 16,7 млрд рублей. В настоящее время завершается формирование финансовой модели с использованием механизма государственно-частного партнерства. Также подготовлены необходимые документы для привлечения государственного финансирования, в частности, на инженерную подготовку территории прохождения линии легкорельсового транспорта.

Что касается строительства шести транспортно-пересадочных узлов, то развивать их также планируют на основе ГЧП. Причем инициатором может выступить и инвестор, поправки в закон о концессиях это позволяют. Вместе с тем есть и проблемы. И главная – отсутствие синхронизации законодательной базы и единой транспортной системы двух регионов.

Максим Соколов отметил позитивность появления в программе специального раздела о единой транспортной системе. Однако одних деклараций мало, считает министр, нужно ее разрабатывать. Он предложил создать виртуальную модель, в которой были бы отражены передвижения и грузового, и пассажирского транспорта. «Такая модель уже действует в Ленинградской области, и на ее основе можно было бы создать единую для двух субъектов Федерации», – отметил Кирилл Поляков.

В свою очередь, руководители регионов совместно с Дирекцией по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратились к министру с просьбой помочь внести изменения в действующее федеральное законодательство, направленные на совершенствование и упрощение порядка реализации межрегиональных проектов ГЧП. До сих пор прецедентов межрегиональных ГЧП в России не было, однако программа развития санкт-петербургского транспортного узла предполагает реализацию сразу нескольких совместных проектов – линии ЛРТ и ТПУ – в формате межрегионального государственно-частного партнерства.

ОАО "РЖД" может выступить одним из концедентов строительства легкорельсового транспорта
ОАО “РЖД” может выступить одним из концедентов строительства легкорельсового транспорта

«Наша задача добиться того, чтобы санкт-петербургский транспортный узел развивался столь же динамично, как и московский, – заявил Максим Соколов. – А для этого необходимо принимать эффективные бюджетные решения. В федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы», которая в настоящее время проходит актуализацию и будет окончательно принята с изменениями в декабре 2015 года, необходимо внести предложения, имеющие стратегическое значение не только для СЗФО, но и для всей страны». Министр обещал добиться включения таких предложений в госпрограмму. В числе проектов, заявленных на софинансирование из средств федерального бюджета правительствами Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 2016–2018 годы, были названы проекты: строительство набережной Макарова с мостом через реку Смоленку (2-я очередь), участок через остров Серный до Адмиральского проезда, реконструкция Песочной набережной, набережной Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров, реконструкция автодороги М-10 «Скандинавия» от примыкания ЗСД до границы с Ленинградской областью и другие.

Еще один акцент Максим Соколов сделал на том, что участвовать в этом процессе должны не только правительства регионов, но и ОАО «РЖД». «Железнодорожники могли бы выступить одним из концедентов строительства ЛРТ, например, – сказал он, – выделить безвозмездно земельные участки в полосе отвода железной дороги. Мы все должны вложиться в этот проект если не деньгами, то имуществом. Это пойдет всем на пользу».

Министр транспорта также сообщил, что принято решение о возможном участии в развитии санкт-петербургского транспортного узла средств Дорожного фонда, включая плату (3,74 рубля за 1 км пробега) большегрузных автомобилей (свыше 12 т). «Вся сумма, собранная Федеральной дорожной службой, будет передаваться регионам на развитие улично-дорожной сети, в том числе и на основе государственно-частного партнерства», – сообщил министр.

Утвердив программу в целом, участники Координационного совета не сошлись в одном – распределении объемов финансирования. И губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, и врио губернатора Ленинградской области Александр Дрозденко акцентировали внимание на необходимости максимального привлечения средств из федерального бюджета и внебюджетных источников. Поэтому окончательно программа будет принята осенью, только после решения этого вопроса.

Лилиана Глазова

СПРАВКА

Санкт-Петербургский транспортный узел – это:
•    25 000 транспортных предприятий, где работает 260 000 человек;
•    3000,3 км автомобильных дорог общего пользования в Санкт-Петербурге;
•    18 736,7 км автомобильных дорог общего пользования в Ленинградской области;
•    27 833,5 км железных дорог с 226 станциями, по которым в год перевозится 140 млн т грузов, 85 млн человек на поездах дальнего следования и 76 млн человек на пригородных поездах;
•    аэропорт Пулково, площадь 1350 га, 2 взлетно-посадочные полосы, 3-е место в России по пассажиропотоку;
•    свыше 200 млн т перевалки грузов в морских портах, 39,4% грузооборота всех портов России, 94% грузооборота портов Балтийского бассейна.

В печатной версии статья называется “Дорожно-транспортные приоритеты” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 159, август, 2015 г.)

Похожие сообщения

X