Актуальное

Умное депо “Южное” в Шушарах

«Южное» станет первым метродепо, возведенным в Санкт-Петербурге за последние 15 лет.

Ввод в эксплуатацию депо "Южное" поможет разгрузить Фрунзенско-Приморскую линию  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Ввод в эксплуатацию депо “Южное” поможет разгрузить Фрунзенско-Приморскую линию по части обслуживания
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Общая стоимость строительства депо «Южное», которое возводится в Шушарах для обслуживания поездов пятой линии Фрунзенского радиуса петербургского метро, составляет 6,6 млрд рублей.
В текущем году планируется освоить 1,88 млрд рублей.

Cтроительство депо “Южное” осуществляется в соответствии с постановлениями правительства Санкт-Петербурга «О Концепции развития системы пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге, в том числе метрополитена и других видов скоростного транспорта, на период до 2020 года» и «Об отраслевой схеме развития метрополитена в Санкт-Петербурге на 2011–2015 годы с перспективой до 2025 года». Объект расположен в промзоне поселка Шушары на углу Софийской и Автозаводской улиц.

Сегодня городу не хватает ремонтных площадей для поездов метро. Работу метрополитена обеспечивают шесть электродепо (см. таблицу), причем только две линии – Кировско-Выборгская (первая) и Московско-Петроградская (вторая) – имеют по два таких инфраструктурных объекта около каждой из конечных станций. Однако депо «Московское» у ст. метро «Купчино» пока вынуждено обслуживать не свою, а Фрунзенско-Приморскую (пятую) линию. Как пояснили в ГУП «Петербургский метрополитен», с вводом в эксплуатацию «Южного» пятая линия будет разгружена по части обслуживания и без депо останется только одна, четвертая линия.

Проект электродепо «Южное» реализуется в рамках второй очереди строительства Фрунзенского радиуса от станции «Международная» до станции «Южная» (Шушары). Работы начаты в 2014 году. В качестве генерального подрядчика выступает компания «Трансстрой», которая выполняет большую часть работ собственными силами с участием специализированных предприятий.

С самого начала реализации проекта наметились определенные трудности. Результаты инженерно-геологических изысканий показали, что геологическая обстановка в зоне застройки сложная: выявлены обширные заболоченные участки, большие объемы торфогрунта (с глубиной залегания до 4 м) и слабые водонасыщенные грунты. «Силами инженерного персонала нашего холдинга совместно с проектной организацией «Ленгипротранс» приняты и согласованы технические решения по выемке и замещению непригодного грунта. Так, в ходе строительства заменен грунт объемом около 200 000 кубометров с использованием системы водопонижения», – отметил технический директор компании «Трансстрой-Запад» Сергей ШАПОВАЛОВ.

В ходе строительства электродепо будет проложено 12,6 км железнодорожных путей, включая 77 стрелочных переводов, 44000 кв.м дорог и тротуаров  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
В ходе строительства электродепо будет проложено 12,6 км железнодорожных путей, включая 77 стрелочных переводов, 44000 кв.м дорог и тротуаров
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Подготовительный этап строительства электродепо «Южное» состоял из работ по планировке строительной площадки, включая расчистку территории под строительство, вывоз непригодного грунта, снос сооружений, устройство дренажной системы. Также проложены временные дороги и сеть траншей строительного водопонижения. По завершении подготовительного этапа началось строительство основных зданий и сооружений. Согласно графику реализации проекта, параллельно выполняется комплекс работ по устройству инженерных сетей: водоснабжения, канализации. Этот блок начался с прокладки внутриплощадочных сетей противопожарного, а также хозяйственно-питьевого и производственного водопроводов. Строительство объектов транспортного хозяйства и связи начато с устройства водовода.

«Ведутся работы по монтажу каркасов зданий отстойно-ремонтного и административно-бытового корпусов, кладовой службы пути № 1, топливозаправочного пункта мотовозов и автомобилей с установкой топливных емкостей, устройству свайных оснований зданий мотовозного и электровозного цеха, цеха восстановительной окраски, защитного сооружения ГО и ЧС, фундаментов под мачты освещения, площадки для хранения верхнего строения пути, подготовке основания под железнодорожные пути», – рассказывает Сергей Шаповалов.

В 2015 году планируется завершить земляные работы, устройство фундаментов, несущие и ограждающие конструкции основных, вспомогательных зданий и сооружений, а также продолжить работы по устройству внутриплощадочных инженерных сетей.

В ходе строительства электродепо будет проложено 12,6 км железнодорожных путей, включая 77 стрелочных переводов, 44 000 кв. м дорог и тротуаров. Площадь благоустройства депо составит почти 70 000 кв. м.

«Южное» станет самым современным и технически оснащенным депо Петербургского метрополитена. По степени насыщенности технологическим оборудованием (почти 25% стоимости объекта) для выполнения всего комплекса работ «Южное» не уступает ранее построенным электродепо метрополитена. По проекту оно рассчитано на 41 железнодорожный путь и предназначено для ночного отстоя, технического обслуживания и ремонта 8-вагонных поездов метро. Техническое оснащение депо позволит проводить все виды ремонтных работ, в том числе осуществлять внеплановый ремонт 90 вагонов в месяц. А ежесуточно: текущий ремонт – до 30 составов, техническое обслуживание – до 44 и отстой – до 28 поездов.

Существующие электродепо Петербургского метрополитена  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Существующие электродепо Петербургского метрополитена
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Электродепо «Южное» является уникальным многофункциональным комплексом из более 100 зданий и сооружений с общей площадью застройки 36 га. В комплекс входят основные объекты, а также подсобного и обслуживающего назначения. Основными объектами электродепо являются два корпуса для отстаивания и ремонта поездов общей площадью порядка 50 000 кв. м; мотовозный и электровозный цеха площадью более 7000 кв. м; цеха окраски и сушки вагонов, а также обточки колесных пар общей площадью более 2000 кв. м; склад запасных агрегатов и др.

К объектам подсобного и обслуживающего назначения прежде всего относится административно-бытовой корпус общей площадью почти 5000 кв. м для создания комфортных условий труда персонала депо. Кроме того, эта категория включает столовую, а также объекты энергетического, транспортного хозяйства, связи и комплекс объектов инженерно-технического обеспечения.

Антон Жарков

НА ЗАМЕТКУ

Помимо строящегося депо «Южное» проектируется депо «Красносельское» для обслуживания новой Красносельско-Калининской линии. Оно будет расположено восточнее пересечения улиц Маршала Казакова и Доблести.

В контексте перспективного развития Санкт-Петербургского метрополитена еще упоминаются электродепо «Коломяжское» у северной оконечности Фрунзенско-Приморской линии и «Правобережное» для обслуживания одноименной линии метро. Депо будет необходимо у конечной станции на юго-востоке, если будут реализованы намерения властей Петербурга и Ленобласти о продолжении Правобережной линии в Кудрово.

В печатной версии название материала “Умное депо” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 159, август, 2015 г.)

Related posts

X