Актуальное

Технологии следуют в депо

Руководитель организации-генпроектировщика депо «Южное» Константин МИНИН рассказал об особенностях проекта, примененных инженерных решений и технологиях проектирования.

"Южное" с точки зрения использования строительных конструкций и материалов отличается от ранее возведенных в Петербурге метродепо (Чтобы увеличить, кликните на фото)
“Южное” с точки зрения использования строительных конструкций и материалов отличается от ранее возведенных в Петербурге метродепо
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Заместитель генерального директора ПАО «Ленгипротранс» Константин МИНИН – это хорошо информированный собеседник не только в качестве руководителя организации-генпроектировщика депо «Южное». Его профессиональное становление происходило именно в области технологического проектирования метродепо, он принимал непосредственное участие в разработке проектов всех депо ленинградского метрополитена, кроме «Автово», построенного ранее. Константин Николаевич рассказал, что депо «Южное» спроектировано в соответствии с учетом современных требований к материалам, технологиям и оборудованию, а также тенденции к импортозамещению.

– «Южное» – достаточно крупное депо по сравнению с другими подобными объектами – спроектировано в соответствии с техническими требованиями сегодняшнего дня. Даже с точки зрения использования строительных конструкций и материалов оно отличается от ранее возведенных в Петербурге метродепо как день и ночь. В проекте «Южного» отдано предпочтение металлоконструкциям с современной огнезащитой, бетон используется минимально. Если говорить об инженерных системах, то, например, в проекте сантехнической части предусматриваем пластик и композитные материалы. В теплоснабжении будет применена рекуперация тепла. Освещение как зданий, так и тракционных путей будет светодиодным – современным, обеспечивающим и высокое качество, и существенную экономию электроэнергии. В управлении объектом предусмотрены системы умного дома, с этой целью «Южное» будет буквально «нафаршировано» компьютерными сетями.

– Что нового привнесет депо в технологию и организацию обслуживания поездов метро?

Константин Минин (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Константин Минин
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Прежде всего оно нацелено на диагностику состояния вагонов, на прогнозирование возможных неисправностей и их предотвращение в ходе планового технического обслуживания. Как и все депо, находящиеся у конечных станций метро, «Южное» является оборотным, в его задачу входит отстой и эксплуатационное обслуживание поездов. Капитальный ремонт всех составов Петербургского метрополитена проводится в депо «Дачное».

– Какие инновационные решения предусматриваются для осуществления депо
своих основных функций?

– Важной составляющей профилактического ремонта вагонов метрополитена является обточка бандажей колесных пар – очень тонкая работа, требующая высокотехнологичного оборудования. И с этой целью мы заложили в проект для соответствующего цеха современный четырехсуппортный колесно-токарный станок от мирового лидера по производству подобного оборудования компании «Хегеншайдт» (Германия). Подобный агрегат успешно работает в железнодорожном депо «Металлострой» для «Сапсанов». Однако из-за снижения курса рубля заказчик просит подобрать отечественный аналог. В России есть заводы – изготовители станков для РЖД, которые могут быть использованы для метрополитена. Мы посетили такое предприятие в Таганроге, изучили выпускаемые им станки и пришли к выводу, что они заметно уступают немецкому оборудованию в качестве обточки. Нам бы хотелось все-таки оснастить депо лучшей техникой для столь существенной технологической операции.

– Где еще требуется импортозамещение?

– Изначально планировалась импортная современная машина для мытья поездов с очистными сооружениями, с минимальным расходом моющих средств и воды. Сейчас ведутся переговоры о закупке отечественного аналога.

К сожалению, заказчик настаивает на применении российских геосинтетических материалов, которые составляют основу безопасной эксплуатации зданий в условиях сложных водонасыщенных грунтов. Мы обязаны защитить фундаменты от грунтовых вод и заложили в проект существенные объемы геосинтетики от лучших мировых поставщиков. Сейчас ищем разумный компромисс и надеемся найти оптимальное решение.

При разработке проекта мы, конечно, ориентировались на лучших отечественных производителей оборудования и материалов, но в ряде случаев без импорта не обойтись. В частности, в России не производятся надежные погружные насосы для сточных вод, и таких примеров, к сожалению, немало.

– Наверное, не обходятся без импортных средств производства и ваши инженеры? Какие современные технологии проектирования применялись в работе над депо «Южное»?

– Вопрос о технологиях проектирования – не в бровь, а в глаз! Ведь сегодня на повестке дня отечественных организаций одним из первых стоит вопрос перехода на современные системы управления проектами и 3D-моделирования объектов. Сейчас наш институт прошел половину пути по внедрению сквозного или BIM-проектирования в среде Autodesk Vault. Этой системой управления разработкой проектов уже на приемлемом уровне овладели около 500 из 708 штатных проектировщиков нашего института. Однако нам необходимо форсировать освоение этого программного продукта с тем, чтобы скорее решать новую насущную задачу: приобретать и совершенствовать навыки 3D-проектирования.

– Какие программы 3D-проектирования вам необходимо освоить?

– Например, Autodesk Revit для архитектурной части, строительных конструкций и инженерных систем; Autodesk Civil для генплана и землеустройства; «Топоматик» для автомобильных и железных дорог, мостов, искусственных сооружений. Эти программы существенно ускоряют работу предприятия, если, конечно, ими владеют не только специалисты по IT, но и инженеры-проектировщики: технологи, электрики, генпланисты, строители и т. д. Сейчас в нашей организации программами 3D-проектирования владеют максимум 20 инженеров. Однако выполнение задач предприятия на современном уровне подразумевает обучение 500 человек, причем среди них должны быть представители всех 30 инженерных специальностей, которыми укомплектован институт. Хотя и освоение навыков трехмерного проектирования тремя-четырьмя сотнями специалистов уже можно будет считать прорывом. Но для этого нужны финансовые вливания и некоторая реорганизация нашей корпоративной системы обучения.

Антон Жарков

Похожие сообщения

X