Актуальное

От расцвета до возрождения метростроения

Тоннельный отряд-3 хранит лучшие традиции метростроения Северной столицы со времен расцвета отрасли и готов к возрождению темпов строительства подземного транспорта на современном уровне.

Владимир Чурляев  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Владимир Чурляев
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

Генеральному директору ЗАО «Тоннельный отряд-3» Владимиру ЧУРЛЯЕВУ 11 августа исполняется 60 лет. Из них более 35 он работает на предприятии и свыше 20 бессменно его возглавляет. В канун юбилея мы встретились с Владимиром Алексеевичем и расспросили его о работе коллектива, который занимает особое место в системе Метростроя.

– Нашу организацию можно смело назвать кузницей кадров для петербургского метростроения. В 1980–1986 годы начальником Тоннельного отряда-3 был Вадим Николаевич Александров. В свое время у нас работали нынешний первый заместитель гендиректора Метростроя Владимир Евгеньевич Харенков, глава ООО «Тоннельный отряд-4» Николай Алексеевич Зубов, генеральный директор ЗАО «СМУ-13 Метрострой» Сергей Дмитриевич Сепитый, начальник производственно-распорядительного отдела ОАО «Метрострой» Борис Моисеевич Синичкин. Все эти люди ушли на повышение в метростроевские структуры и на своих нынешних постах вносят весомый вклад в общее дело строительства метро. Просто так мы специалистов не отпускаем и делаем все возможное для их профессионального развития. Наш тоннельный отряд, как и раньше, живет единой дружной семьей Метростроя, и мы вместе с другими родственными строительно-монтажными организациями радуемся успехам друг друга и преодолеваем общие трудности. Мы прошли через разные периоды в жизни коллектива, и нам есть чем гордиться.

– Владимир Алексеевич, а какой этап в развитии предприятия вам больше всего запомнился?

– Лучше всего врезается в память самое приятное, поэтому я обычно вспоминаю период наивысшего расцвета ленинградского метростроения в целом и нашего предприятия в частности. А именно – вторую половину 1970-х – первую половину 1980-х годов. Тогда нас воодушевлял дух социалистического соревнования, совершались трудовые подвиги, появлялись герои социалистического труда. Иногда мечтаю хотя бы частично вернуть вдохновляющую атмосферу тех лет в сего­дняшние дни.

– Как бы вы охарактеризовали нынешний этап развития Тоннельного отряда-3?

– Я бы назвал его неопределенным. Мы знаем, что и как делать, но, на мой взгляд, город использует наш потенциал не в полной мере. Думаю, этот период временный и можно надеяться на возрождение былых темпов строительства, поскольку Петербург остро нуждается в новых станциях скоростного подземного транспорта. Система метростроения у нас сохранилась, а наше предприятие всегда было ее важным звеном.

– И в чем же важность?

– С одной стороны, как и большинство других компаний Метростроя, мы являемся горнопроходческим СМУ. С другой – только в нашей организации существует участок, специализирующийся на устройстве постоянного пути метрополитена. Весь путь и контактный рельс в петербургском метро уложены силами нашей организации. Опыта путеукладочных работ на строительстве метрополитена Северной столицы не имеет больше ни одно предприятие города. И в этой области, как и во всех остальных, мы не стоим на месте, а интенсивно развиваемся. Так, например, на «Международной» мы впервые в России применили новую технологию укладки стрелочных переводов и съездов на железобетонной плите с использованием передовых материалов. Это очень важное достижение, поскольку стрелочный перевод – одна из главных составляющих путевого развития метрополитена.

– Над чем трудитесь сейчас?

– Продолжаем работать на Фрунзенском радиусе. На станции «Проспект Славы» закончили сооружение среднего станционного тоннеля, сейчас сооружаем два боковых – левый и правый. Проходку левого станционного тоннеля завершим в начале, а правого – в середине 2016 года, после чего приступим к сооружению внутренних конструкций станции и отделочным работам. Параллельно со строительством станции «Проспект Славы» начинаем укладку верх­него строения пути в построенных перегонных тоннелях линии. Нашей организации предстоит выполнить монтаж около 10,5 километра рельсошпальной решетки (в однопутном исчислении), перекрестного съезда в галерее за станцией «Шушары», завезти и смонтировать более 30 километров ходового и контактного рельса.

Благодаря четким графикам подразделения Тоннельного отряда-3 могут одновременно работать на трех площадках сразу  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Благодаря четким графикам подразделения Тоннельного отряда-3 могут одновременно работать на трех площадках сразу
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– А потом?

– Потом планируем приступить к работам по строительству станции «Беговая» на Нев­ско-Василеостровской и станции «Юго-Западная» на Красносельско-Калининской линиях, для которых в 2013 и 2014 годах нашей организацией были подготовлены площадки. В настоящее время мы ожидаем проведения тендеров на строительство и поступления проектно-сметной документации.

– Какое количество объектов Тоннельный отряд-3 может вести параллельно?

– Возвращаясь к этапу наивысшего расцвета метростроения в нашем городе, отмечу, что в те годы предприятие одновременно вело работы на всех четырех линиях метрополитена. Тогда численность нашей организации превышала 1200 человек. Благодаря четко составленным графикам в одно и то же время наши подразделения могли на одном строящемся участке готовить стройплощадку, на другом – вести комплекс горных работ, на третьем – сооружать внутренние конструкции и готовить станцию к сдаче в эксплуатацию, а на четвертом (путейский участок) – укладывать пути.

– А сегодня?

– Сейчас штат тоннельного отряда составляет почти 500 человек, а нынешнее развитие техники и современные технологии позволяют нам при такой численности вести работы одновременно на трех линиях. В ближайшее время могли бы спокойно заниматься параллельно «Проспектом Славы», «Беговой» и «Юго-Западной». Только для этого надо закончить работы на строительстве объектов второй очереди Ленинградской атомной станции и перевести людей из Соснового Бора в Санкт-Петербург.

Весь путь и контактный рельс в петербургском метро уложены силами Тоннельного отряда-3  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Весь путь и контактный рельс в петербургском метро уложены силами Тоннельного отряда-3
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– Что делаете сейчас на ЛАЭС-2?

– Завершаем возведение вспомогательных зданий 1-го и 2-го энергоблоков: выполняем арматурные, опалубочные, бетонные работы, ведем монтаж металлоконструкций, отделку. К сожалению, в связи с недозагруженностью персонала по метростроению вынуждены искать применение своим силам в иных сферах строительства. По этим причинам в 2006–2013 годах участвовали в строительстве автодорожного тоннеля на КЗС, второй сцены Мариинского театра, нового стадиона на Крестовском острове.

– У вас-то большой опыт выживания на рынке, в том числе за счет освоения смежных областей деятельности. Ведь вы заняли высшую руководящую должность в период становления рыночных отношений и провели предприятие сквозь все возможные трудности. В чем секрет такого успешного управления?

– В какой-то степени – в людях, которые меня окружают. Со многими работаем по 20–30 лет. Какой бы сложной ни была временами наша трудовая жизнь, они остались верны организации, а это очень ценно. Кроме того, надо быть всегда готовым к переменам. Например, когда я начинал руководить предприятием, компьютеры только появлялись в российских компаниях, а сейчас без них трудно представить не только деловую, но и частную жизнь. Перемены приходят в организацию и с новыми людьми. Мы практически ежегодно принимаем на работу молодых инженеров из Горного университета, Университета путей сообщения. Каждый из них привносит свой взгляд на производство и другие стороны деятельности предприятия, необходимо подмечать в них сильные стороны, развивать их, уважать их мнение. А если они не правы, то переубеждать. Одним словом – нужно вести ежедневную, постоянную, планомерную работу с коллективом. Вот вам и основной секрет управления предприятием. Ничего лучшего никто пока не придумал.

– Судя по количеству спортивных наград у вас в кабинете, работа с коллективом не ограничивается производственной деятельностью?

– Среди предприятий Метростроя уже не один десяток лет проводится ежегодная спартакиада по 17 (!) видам спорта. И наш тоннельный отряд постоянно находится среди лидеров, а последние три года мы удерживаем первое место в общекомандном зачете. Стабильно показываем лучшие результаты в лыжном спорте, легкой атлетике. «Спорт работе не помеха!» – под таким лозунгом у нас проходят соревнования. Метрострой откликнулся на общероссийский призыв возродить сдачу норм ГТО. Недавно сдавали все желающие от 18 до 70 лет – для каждой возрастной категории предусмотрены свои показатели. Среди успешно сдавших нормы было много наших сотрудников. Как в былые времена, люди получат значки ГТО.

– Расскажите о людях, с которыми вы проработали 20–30 лет.

Сегодня Тоннельный отряд-3 участвует в строительстве станций метро "Проспект Славы", "Беговая", "Юго-Западная" и "Шушары"  (Чтобы увеличить, кликните на фото)
Сегодня Тоннельный отряд-3 участвует в строительстве станций метро “Проспект Славы”, “Беговая”, “Юго-Западная” и “Шушары”
(Чтобы увеличить, кликните на фото)

– В первую очередь отмечу Валентина Ивановича Кашина, бригадира первой комсомольско-молодежной бригады Метростроя. Ему уже 74 года, он трудится в должности техника по обслуживанию зданий, продолжает приносить пользу коллективу. Нет такой горнопроходческой работы в Метрострое, которую бы он не знал. Проходка вертикальных стволов, наклонных ходов, щитовая проходка, переборка станционных тоннелей, сооружение всех существующих типов станций (пилонных, колонных, односводчатых, закрытого типа) – все эти виды деятельности он успешно освоил и передавал свой опыт другим. В производственно-техническом отделе работает Наталья Федоровна Гончарова. Это человек, на которого всегда можно положиться, особенно когда еще не готова проектная документация, а уже нужно составлять перспективные графики производства работ, и вот тут необходим ее большой опыт.

– Насколько обновилась ваша управленческая команда за два десятка лет руководства предприятием?

– Примерно наполовину. Руководящие кадры тоже нужно омолаживать. В нынешнем составе руководство предприятия, как и весь коллектив, готово к возрождению былых темпов строительства метро в нашем городе.

– Что дается вам тяжелее всего в работе?

– Труднее всего сокращать персонал. Это всегда отдается сильной душевной болью. Но четыре таких кампании я выдержал. Есть закалка. Я же потомственный метростроитель.

– Кто из ваших родственников трудился в системе Метростроя?

– Отец стоял у истоков ленинградского метростроения. В 1955 году он участвовал в пуске первого участка метро, проработал более 50 лет в СМУ-9 в качестве монтажника эскалаторов. А привел его в Метрострой родной брат – мой дядя, который также работал в СМУ-9. Другой мой дядя 50 лет отработал в «Ленметрогипротрансе». В метростроении трудовые династии – обычное явление. В тяжелые для нас 90-е годы сотрудники приводили работать своих детей, многие из которых сегодня составляют кадровый костяк подразделений Метростроя. Двоюродный брат отработал около 40 лет в эскалаторной службе метрополитена. Там же уже третий десяток лет трудится мой племянник. Сестра свыше 20 лет трудовой жизни посвятила производственному отделу СМУ-9.

Так что для меня, как и для многих моих коллег, мет­ростроение – дело семейное.

Антон Жарков

195176, Санкт-Петербург,
шоссе Революции, 12, корп. 5
Тел. (812) 226-3004,
факс (812) 226-3114
www.metrostroy-spb.ru

В печатной версии название статьи – “От расцвета до возрождения” (журнал “Строительство и городское хозяйство”, № 159, август, 2015 г.)

Исследование микрорайона

Новости партнеров

Загрузка...

Смотрите также

X